СОВЕТ СТАРЕЙШИН. Неизвестный Ермошин: мог погибнуть во время бомбежек во Вьетнаме, подал в отставку после трагедии на Немиге
Почему бывшего председателя Мингорисполкома и премьер-министра страны Владимира Ермошина в свое время сравнивали со сверхзвуковым самолетом — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Земляк Есенина
Владимир Ермошин появился на свет осенью 1942 года в Пронске, небольшом поселке Рязанской области. Примерно треть его созидательной жизни связана с Россией, но большая часть — с нашей страной, где ему удалось многое сделать, реализовать и построить. Это давало Владимиру Васильевичу право в зрелом возрасте утверждать: «Я русский человек, верный Беларуси».
Биография складывалась необычно. Его мать с двумя малышами приехала к мужу в Ростов-на-Дону в победном 1945-м. Того отозвали с фронта еще в 1944 году и отправили в этот город со всей войсковой частью возводить военное инженерно-дорожное училище. В 1949-м шестилетний Володя пошел в ростовскую школу. Проучился в ней три года.
В 1952-м Ермошина-старшего демобилизовали из армии, перевели в систему МВД и направили работать в Сочи. Так что учреждение образования Володя оканчивал уже там.
Поколение детей войны отличают самостоятельность и целеустремленность. В нашем случае это выразилось в том, что Ермошин-младший с восьмого класса начал трудиться и вносить вклад в семейный бюджет. Сначала был рабочим на пляже, потом, сдав нормативы, в том же месте матросом-спасателем. Кстати, выполнил норматив первого взрослого разряда по плаванию и на всю жизнь полюбил спорт.
Шрамы на сердце
После окончания школы с серебряной медалью в 1959 году шестнадцатилетний Володя задумался о высшем образовании. Свой выбор сделал в пользу Новочеркасского политехнического института и практичной специальности «инженер-механик». А летом 1962-го там, в Новочеркасске, случилось то, что оставило глубокие шрамы на сердце Ермошина. Тогда в этом городе произошел печально известный расстрел демонстрации рабочих.
В тот страшный день он чудом не оказался в гуще событий.
Больнее ему было, пожалуй, только в конце мая 1999-го, когда случилась трагедия на Немиге. На тот момент Ермошин — глава города. Он не занимался организацией того молодежного праздника, который провели 30 мая возле Дворца спорта. Тем не менее на следующий день посчитал своим долгом подать в отставку, так как по-другому поступить не мог. Ее не принял Президент. Однако мы с вами забежали вперед.
Первая и последняя любовь
В 21 год Владимир Васильевич получил первый диплом о высшем образовании. Учился блестяще и имел право выбирать, куда отправиться работать по распределению. Досконально изучив карту СССР, остановился на Минске. Вытянул счастливый билет. По приезде в столицу БССР пошел трудиться на авиаремонтную базу, построенную в 1953-м (позже она трансформировалась в завод гражданской авиации № 407). С жильем поначалу было нелегко. Лишь после продолжительной волокиты бывшему студенту, а затем молодому специалисту выделили койку в общежитии. Вскоре он познакомился с будущей женой Аллой. Пара подала заявление в столичный загс 26 октября 1967 года, на 25-летие жениха. Вместе они без малого 60 лет.
Ханой. Вьетнам
В 1968-м во Вьетнаме разразился один из крупнейших военных конфликтов второй половины XX века. Это событие оставило след в судьбе Владимира Васильевича. В составе группы советских специалистов он принимал участие в сооружении базы по ремонту гражданских и транспортных самолетов СССР. Он мог погибнуть во время бомбежек, но уцелел. Вернулся в 1970 году в уже ставший родным Минск. На память о том этапе биографии у него осталась вьетнамская «Медаль Дружбы».
Путь созидания
Именно с белорусской столицей связана большая часть жизни Ермошина. Судите сами. Заводу гражданской авиации он отдал 25 лет, выведя его на принципиально новый уровень. Здесь прошел путь от мастера до заместителя директора, приняв участие в строительстве совершенно нового предприятия. Был удостоен ордена «Знак почета». Еще 10 лет посвятил работе в горисполкоме, свыше пяти из них (с 1995 по 2000 год) был председателем.
С поста главы столичной администрации Владимир Васильевич ушел на должность премьер-министра Беларуси. Трудился почти полтора года. Запомнился, в частности, тем, что ему удалось сделать курс белорусского рубля единым.
В начале нулевых, кто помнит, их было несколько: один — для обменников, другой — для экспорта, третий — для импорта…
Однако в 2001-м ушел в отставку, честно посчитав, что вместо него на этом посту должен работать человек новой формации, более молодой.
А дальше в его жизни — все тот же созидательный труд. Успел стать руководителем представительства компании «Мобильные ТелеСистемы» в Беларуси. В 2004 году решился на переезд в Москву. Работал там на заводе «Рубин», исполнял обязанности генерального директора. Тем не менее в 2006-м вернулся в белорусскую столицу и занялся близким его сердцу строительством. Именно Ермошин руководил возведением одного из новых символов нашей независимой республики — грандиозной «Минск-Арены». Получил за этот легендарный объект орден Почета из рук Президента.
Не все знают, что в свое время Владимир Васильевич занимался обустройством знаменитого московского ТЦ «Горбушка» и сооружением минского элитного ЖК «Славянский квартал». Список можно продолжать долго.

Фото: «Минскпромстрой»
Цветы и конкретика
Все его коллеги сегодня дружно и с улыбкой вспоминают, как в дни рождения главе города привозили роскошные букеты цветов. Его кабинет превращался в фантастическую оранжерею. Но к вечеру оставался лишь букет для жены. Все остальные Ермошин радостно и успешно раздаривал женщинам, с которыми трудился. Так что его праздник в октябре превращался для них в своеобразную репетицию 8 Марта. Однако это скорее забавная история.
К слову, хорошо знакомый с Владимиром Васильевичем по работе еще в Октябрьском райисполкоме в начале 1990-х (они эту управленческую структуру возглавляли попеременно) Вячеслав Абрамов его определяющую черту обозначил так:
— Ермошин всегда был конкретным. Ставил четкие, продуманные задачи, часто — со звездочкой. Он знал, кому и что можно поручать. Притом никогда не забывал проследить, как выполняют его задания. В то же время никого не донимал мелочными придирками, давая свободу и право на ошибку.
Доверяй, но проверяй
Отвечавший за экономику столицы с 1995 по 2000 год Николай Пацкевич назвал уникальное, на его взгляд, качество своего бывшего шефа:
— Он доверял подчиненным. Но при этом ничего не пускал на самотек. В сформированной им команде столичных управленцев высшего звена совмещались запредельная ответственность и внутренняя свобода, позволявшие работать не за страх, а за совесть. Потому было невозможно подвести его даже в какой-то мелочи. Ну а о его внимательности к людям, добросердечности ходили легенды.
Говоря об отношении Владимира Васильевича к коллегам, Николай Пацкевич подчеркнул:
— Служба службой, однако человек для него всегда был на первом месте, главной ценностью. Кстати, о его корректности, уважительном отношении лучше спрашивать у женщин. Они на такие «мелочи» всегда обращали особое внимание. Это как раз те моменты, которые создавали микроклимат — начиная с Мингорисполкома и заканчивая всем городом.
А еще Николай Ермолаевич (и не только он) вспоминает, что Ермошин недолюбливал кабинетную работу. Ему постоянно требовалось посещать строительные объекты и реагировать в случае необходимости. Потому в 7 утра по пути в Мингорисполком он старался заехать на одну точку, а возвращаясь домой (как правило, его рабочий день в исполкоме завершался в районе 20:00), ориентировал водителя, чтобы побывать еще на каком-нибудь значимом объекте.
Без лишних слов
Много любопытного рассказал нынешний председатель Совета старейшин Владимир Белохвостов. В команде Ермошина он отвечал за сферу ЖКХ. Вспомнил и об их знакомстве в середине 1980-х, когда Владимир Васильевич был заместителем директора на авиаремонтном заводе, а Белохвостов занимал аналогичную должность на заводе технологических металлоконструкций.
— Мы посещали общие совещания по строительным вопросам, так называемые партхозактивы, — сказал председатель Совета старейшин. — Я сразу обратил внимание на то, что этот человек обладает притягательной силой, хотя он отнюдь не был руководителем высшего звена. Потому не удивился, когда в 1990-м в Октябрьском районе Ермошина выдвинули на должность председателя исполкома, и в том же году он стал заместителем председателя Мингорисполкома.
По мнению главы Совета старейшин, отличительная черта Владимира Васильевича — умение максимально быстро решать различные проблемы. Здесь что-то было от знакомого ему по месту прежней работы реактивного самолета, преодолевающего скорость звука в полете.
— К нему в кабинет мог зайти любой руководитель городского уровня без предварительной записи, — констатировал Владимир Максимович. — Я не помню, чтобы обсуждения даже самых сложных вопросов занимали более 10 минут. Пустые разговоры считались недопустимыми.
Фанат стройки
— Особое внимание уделял реконструкции дорог и строительству столичной подземки, — отметил Владимир Белохвостов. — И здесь он не стеснялся выходить на самый высокий уровень, получая в случае необходимости поддержку от Президента по этим и другим важнейшим для развития Минска вопросам.
По словам собеседника, есть еще нюанс. С начала и до середины 1990-х строительный комплекс как в республике, так и в столице переживал острый кризис. Отрасль и специалистов в этой сфере требовалось спасать. И кому, как не Владимиру Васильевичу, приходилось заниматься таким хлопотным процессом. В этом, как говорят близко знающие его люди, он походил на знаменитого мэра Москвы Лужкова. Юрий Михайлович в своей знаменитой кепке буквально не вылезал со строительных объектов. Ермошин — человек той же породы. Потому двух этих градоначальников объединяла сильная мужская дружба, которая способствовала дружбе столиц двух государств — Беларуси и России.
Личное
Владимир Максимович полагает: благодаря работе в команде Ермошина люди выходили на новый уровень, чувствовали себя уверенными профессионалами и прагматиками. По словам Белохвостова, с легкой руки Владимира Васильевича пошел слоган: «Минск на районы не делится, Минск из них состоит». Кстати, тот же принцип он внедрял в жизнь, когда возглавил правительство и заявил, что Беларусь не делится на области, это цельная страна, где невозможны региональные торговые войны и прочие недоразумения. Когда-то такое тоже нужно было доказывать.
P.S. Автор благодарит за помощь в работе над материалом Константина Владимировича Ермошина.
Еще материалы рубрики:
СОВЕТ СТАРЕЙШИН. Пять лет курировал экономику города. Что сделал Николай Пацкевич для Минска
СОВЕТ СТАРЕЙШИН. Почему Октябрьский район в 1990-е называли островком экономической стабильности