СОВЕТ СТАРЕЙШИН. От инженера-конструктора на МТЗ до председателя Мингорсовета. Жизненный путь Михаила Матусевича
Заместитель председателя Совета старейшин при Мингорисполкоме Михаил Матусевич прошел путь от талантливого инженера-конструктора на МТЗ до многолетнего руководителя столичного района и председателя Мингорсовета. Подробнее о его жизни и деятельности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Другая жизнь
М. Матусевич родился в феврале 1950 года в Берёзовском районе Брестской области в многодетной семье. По окончании белоозёрской средней школы отправился на покорение столицы, как классический герой Бальзака. В Белорусский политехнический институт он поступил с первой попытки.
— Прекрасно помню, как поздним летним вечером мы с другом приехали в Минск, — улыбается он. — На железнодорожном вокзале свободных мест не было, и мы, подложив под голову свои небольшие чемоданчики, устроились на ночлег на скамейке в привокзальном сквере. Среди ночи нас разбудили два бравых милиционера, проверили документы и предложили перебраться в другое место. По их словам, в сквере было не совсем безопасно. В итоге мы переместились на стадион «Динамо», где вдохновенно встретили рассвет. К слову, экзамены сдали успешно, были зачислены на первый курс. Для нас, простых деревенских ребят, начиналась другая жизнь. Поселились в институтском общежитии. В нашей комнате стояли 10 кроватей и столько же тумбочек, имелся общий небольшой шкаф для верхней одежды. Остальные вещи хранили в чемоданах под койками. Однако никто не сетовал на бытовые неудобства. Наоборот, от души радовались: не приходилось тратить время на то, чтобы добраться до учебы.
Большой секрет
После окончания вуза в 1972 году М. Матусевича распределили на должность инженера-конструктора в особое конструкторское бюро механосборочного производства Минского тракторного завода, где он проработал почти девять лет.
— Механосборочное производство МТЗ тогда представляло собой завод в заводе, со своей уникальной спецтехникой, — вспоминает собеседник. — У нас разрабатывали и выпускали в том числе шасси для советской боевой зенитной самоходной установки «Шилка». Она могла сбивать самолеты разного класса, считалась важным средством системы ПВО. Я любил профессию конструктора. До сих пор помню радость, которую ощутил после того, как разработанный и спроектированный мною первый технологический узел изготовили в металле и установили на специальные гусеничные шасси, выпускавшиеся в нашем опытном цеху.
Кстати, немногие знали, что на Минском тракторном заводе в период СССР существовало специально выделенное военное производство. Только на нем на нужды обороны большой страны денно и нощно трудились около 3 000 человек, не имевших отношения к сельскохозяйственной технике, но числившихся тракторозаводцами. Выданную ими на-гора продукцию вывозили с территории МТЗ глубокой ночью, в закрытых фурах.
— Все эти девять лет я прожил в общежитии тракторного завода, — рассказывает М. Матусевич. — Было легко и весело. Помню, как-то родители приехали навестить меня. И вот сидели мы с ними на скамеечке в сквере, расположенном недалеко от Партизанского проспекта, ели вкусную домашнюю еду. А мимо проезжал рейсовый городской автобус, на борту которого табличка: «Конечная остановка — улица Матусевича». Мама на меня с гордостью посмотрела и тихонько сказала: «Ничего себе, сынок, какая у нас фамилия, оказывается. На весь Минск гремит». Как же давно это было, словно в другой жизни.
Человек-магнит
С молодых лет к М. Матусевичу тянулись люди. Он неплохо играл на гитаре, пел, что было весьма полезным во время выездов на «картошку», туристических слетов, спортивных соревнований и прочих массовых мероприятий. Проводил и политинформации. Стоит ли удивляться тому, что ему доверили возглавлять комсомольскую организацию конструкторского отдела и опытного цеха.
— В 1977-м образовался Партизанский район. В том же году я был делегатом первой комсомольской районной конференции, — говорит собеседник. — Даже в самых смелых фантазиях не мог представить, что через 12 лет я возглавлю Партизанский райисполком.
Но это будет позже. А в 1980-м 30-летний коммунист М. Матусевич стал секретарем первичной партийной организации конструкторского бюро. По достоинству были оценены его профессиональные и личные качества. Партия умела это делать.
В 1981 году его направили в Партизанский райком партии на должность инструктора, однако в 1983-м он вернулся на родной завод в качестве секретаря парткома механосборочного производства. А в перестроечном 1985-м на профсоюзной конференции его избрали председателем профкома производственного объединения «Минский тракторный завод».
— Там тогда работали более 28 тыс. человек. Все до единого — члены профсоюза, — констатирует собеседник. — Помню, каким был растерянным и тревожным в первые дни работы, когда ознакомился со своими обязанностями и оценил функционал, возложенный на наш профком. Здесь и общепит, и обеспечение сотрудников спецодеждой. А еще строительство, распределение и содержание собственного жилищного фонда, который был весьма значительным, детские дошкольные учреждения, общежития, пионерский лагерь, спортивные сооружения, профилактории, поликлиника, медпункты. В общем, проще перечислить то, что не входило в компетенцию профкома. Тогда я получил колоссальный опыт по решению проблем как трудового коллектива, так и конкретных людей, приходивших на прием. Было много радостного в этой работе. Тем не менее до сих пор не могу забыть одну трагическую историю. В наш пионерский лагерь в Раубичах в воскресный летний день мать приехала навестить сына. Попросила отпустить их погулять за территорией лагеря. Ребенок захотел искупаться в водохранилище и утонул на ее глазах. Страшный удар, стоивший нервов, здоровья и седых волос не только мне… Однако хорошего было больше.
Минские миллионеры
Память М. Матусевича хранит максимум светлого и позитивного из того времени.
— В апреле 1985-го в семье тракторозаводцев Тамары и Александра Борисенко в столичной больнице № 6 родился мальчик Дмитрий, официально ставший полуторамиллионным жителем Минска. С учетом значимости события для города администрация и профсоюзный комитет завода приняли решение выделить молодой семье вне очереди трехкомнатную квартиру. Ордер на нее я вручал счастливой семье прямо в больнице.
И пусть кто-то рассказывает, что все эти цифры относительно определения юбилейного жителя столицы условны. Квартира была абсолютно реальной.
— Кстати, в январе 1972-го здесь же, в 6-й больнице, в семье Басько появился на свет сын Олег, ставший миллионным минчанином, — констатирует собеседник. — Интересно было бы узнать, как сегодня сложилась судьба этих двух парней, которым повезло стать знаковыми для города. Надеюсь, что и двухмиллионный житель столицы будет иметь отношение к родному для меня МТЗ. А этот очередной юбиляр, что называется, назревает.
Всплеск и нищета 1990-х
Однако долго профсоюзным боссом на Минском тракторном заводе М. Матусевичу быть не довелось. Уже в 1986-м он вернулся в Партизанский райком партии вторым секретарем. А в 1989-м его избрали председателем Партизанского райисполкома, причем на альтернативной основе из пяти человек.
— Наш юный район был самым промышленным в городе, — отмечает собеседник. — На его территории помимо МТЗ находилось еще несколько заводов: моторный, автоматических линий, шестерен, имени В. И. Козлова, инструментальный и так далее. На нашу долю во времена СССР приходилось свыше 25 % всей промышленной продукции, произведенной в столице.
Но вот не стало мощной страны, оборвались экономические связи, возникли проблемы со сбытом продукции. Обвалились поступления в бюджет со всеми вытекающими последствиями. В начале 1990-х рабочие начали регулярно выходить на улицы, устраивая акции протеста.
— У нас в Партизанском протестующие нередко перекрывали движение на Долгобродской, — вспоминает М. Матусевич. — Представители Совета Министров, от которых в основном зависело решение возникавших проблем, на таких митингах не особо появлялись. Выходил, разговаривал с людьми. Объяснял, что паралич движения общественного транспорта не даст им новую работу, не наполнит полки магазинов продуктами, не улучшит жизнь. Однажды случился чересчур горячий разговор с протестующими. В самый взрывоопасный момент в толпе нашелся человек, который забрал у меня мегафон и крикнул: «Вы чего хотите от этого председателя? Мы здесь на улице проблем наших не решим. Пошли». До сих пор благодарен ему. Ведь его услышали, начали расходиться. Отрадно, что таких людей в нашей стране оказалось большинство, иначе нынешние успехи были бы невозможны.
Тем временем народ учился оценивать и ценить. Вопреки всем трудностям в Минске ни на один день не прекращали работу школы и детские сады, в поликлиниках и больницах своевременно оказывали медицинскую помощь, продолжались ремонт жилищного фонда, благоустройство дворовых территорий, возведение социальных объектов.
— Например, в сложнейший для нашего района период от Министерства обороны мы приняли на баланс жилфонд поселка Степянка, — отмечает М. Матусевич. — Если рассказывать о проблемах, которые только в этом жилом районе приходилось решать, получится солидный многотомник. Справились. Для меня важно то, что сегодня Степянка — один из самых экологически чистых и уютных жилых районов в городе.
Слушать и слышать
М. Матусевич — скромный человек. О себе говорит с неохотой. Однако мы нашли у него качество, помогавшее ему на разных этапах карьеры. Но об этом позже. А пока еще несколько фактов из биографии.
Параллельно с работой на посту главы администрации Партизанского в 1996 году он вошел в первый состав Совета Республики, возглавил комиссию по экономике, а в 1999-м стал заместителем председателя верхней палаты парламента.
Потом шесть лет трудился в качестве зама и первого заместителя председателя Комитета государственного контроля, неизменно ставя во главу угла разъяснительный, а не карательный принцип деятельности.
— Еще во время работы в Совете Республики доводилось слушать выступление представителя КГК, — улыбается собеседник. — И вот он нам докладывает, что их ведомство провело столько-то проверок, выявив различные нарушения в 97 % от общего числа проверенных. Я же задавался вопросом. Чем гордиться? Тем, что у нас все повально нарушители и преступники?
Я видел, что довольно много нарушений было связано с несовершенством нашего формирующегося законодательства, не всегда успевающего за реальной жизнью. И когда пришел трудиться в комитет, нашел понимание по этому вопросу у председателя Анатолия Афанасьевича Тозика. Очень хороший и важный период в моей судьбе.
Наконец, в 2006-м жители Тракторного поселка почти единогласно проголосовали за избрание Матусевича — человека, так много сделавшего для Партизанского района и МТЗ, — депутатом Мингорсовета. Он с ходу возглавил его и сделал много полезного для города и в этой должности.
В 2010 году ему исполнилось 60 лет, и он ушел на заслуженный отдых. Здоровье не позволяло работать в полную силу на государственной службе.
Сегодня он много времени уделяет работе Совета старейшин, считая, что входящие в его состав люди могут подсказать варианты решений тех или иных проблем современным представителям столичной власти.
Напоследок самое время вернуться к проанонсированному нами качеству, определившему жизнь М. Матусевича. Он сам рассказал о нем в режиме легкого лирического отступления.
— Во время работы в Партизанском райисполкоме я довольно быстро понял, что примерно 80 % проблем людей «завязаны на жилье», — констатирует собеседник. — И вот как-то пришла на прием пожилая семейная пара из Степянки. Оба учителя, пенсионеры. Просили улучшить их жилищные условия. А мне хоть в лепешку разбейся — нет возможности им помочь. Честно им все изложил, показал, объяснил. Они выслушали и ушли. Прошло время. И вот я оказался в составе белорусской парламентской делегации в Австрии. Там ко мне подошел молодой посольский работник и сказал: «Михаил Васильевич, родители мне о вас много хорошего рассказывали». Я не сразу понял, о ком идет речь и чей это сын. По его словам, человечное отношение и умение выслушать оказались для его отца и матери важнее всего.
Так способность выстраивать доверительные отношения, слушать людей, помогать им при любой возможности во многом сформировала жизнь нашего героя — порядочного, честного, доброго и легендарного человека, причем не только в масштабах Минска.