СОВЕТ СТАРЕЙШИН. Пять лет курировал экономику города. Что сделал Николай Пацкевич для Минска
В сложнейшее во всех отношениях время, с 1995 по 2000 год, нынешний член Совета старейшин Николай Пацкевич был заместителем председателя Мингорисполкома. В течение пяти лет он курировал работу экономики города. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Фото БЕЛТА
Удобная столица
Это сегодня Минск без преувеличения можно назвать самой удобной столицей Европы. В городе нормальный трафик. В этом нет чудес. Проделанная Мингорисполкомом непростая работа уже к 2000-му позволила начать строительство 1-го транспортного кольца. Это несмотря на то, что проблем в экономике имелось много. Денег не хватало. Притом стояла задача накормить людей, но в то же время надо было думать о будущем, стратегических перспективах.
— В России, как говорят издавна, есть две беды — дураки и дороги, — улыбается собеседник. — От первых в Беларуси нас Бог в общем-то уберег, а вот проблему с дорогами требовалось решать. Имелся наглядный опыт Москвы и Петербурга, жители которых в часы пик долго стояли в пробках. Отрадно, что в нашей столице такого нет и не было.
К 2000 году удалось оживить и жилищное строительство. Более эффективно начала функционировать система ЖКХ. Все это позволяло белорусской столице превращаться в город для людей, а не просто в статусный мегаполис. Но данный тезис требует разъяснений.

Строительство 1-го транспортного кольца
Промышленные горки
В 1994-м Президентом стал Александр Лукашенко. Его предвыборная программа «Отвести страну от пропасти» большинству из бывших функционеров, ориентированных на Запад, казалась перебором. Хотя какой здесь перебор? Возьмем столичную промышленность, прекрасно известную Николаю Пацкевичу. Он ведь трудился на таких предприятиях, как Минский завод ЭВМ имени Орджоникидзе и «ИНТЕГРАЛ».
— После распада СССР была ликвидирована распределительная система, работа промышленных гигантов столицы оказалась парализована, — говорит Н. Пацкевич. — К 1995-му около 80 % всех предприятий города стали глубоко убыточными. Денег у них не имелось не то что на развитие, а даже на выплату заработной платы, хотя бы частично.
Далеко не все помнят, но Минск в 1994–1995 годах сотрясали волнения, рабочие выходили на улицы. Однако А. Лукашенко довольно быстро убедил общество в том, что он наведет порядок, а люди без работы и зарплаты не останутся. Серьезного противостояния власти с реальным сектором удалось избежать. За этой фразой был целый комплекс мер.
— Выполняя прямое поручение Президента по реформированию руководства промкомплекса города, мы пересмотрели структуру комитета экономики, создали отдел промышленности, установили порядок проведения собеседований с руководителями предприятий в администрациях районов и в горисполкоме, — делится собеседник. — В центре внимания — с прямой подачи Главы государства — находились организации, снижающие объемы производства, допускающие убытки и имеющие отрицательный торговый баланс.
К слову, уже через год проявилась устойчивая тенденция к уменьшению количества убыточных предприятий. Заводы и фабрики начали больше координировать свою деятельность с отраслевыми министерствами, прежде всего с Министерством промышленности и концерном «Беллегпром». Городские власти оказывали весомую поддержку организациям, которые были готовы осваивать производство новых видов продукции и участвовать в реализации программы импортозамещения.
В числе первопроходцев на этом пути можно назвать МАЗ. У него столица заказывала первые, опытные образцы автобусов. И если в 1995-м таких машин выпустили всего 11, то в 1998-м — 250.
— Сегодня эта мазовская продукция известна почти во всем СНГ, далеко за пределами республики. Она наша гордость, — не скрывает удовлетворения Н. Пацкевич. — Или возьмем «Белкоммунмаш», осваивавший 30 лет назад производство троллейбусов и трамваев. Там тоже наблюдались хорошие темпы. Уже к 1998 году на предприятии создали троллейбус третьего поколения, с низким уровнем пола по всей длине кузова. Эта модель воплотила все последние, новейшие на тот момент конструкторские разработки европейского уровня. А в 2000-м здесь выпустили первый трамвай белорусского производства.

Председатель Мингорисполкома Владимир Ермошин и его заместитель Николай Пацкевич в Центре сервисного обслуживания белорусской техники в Риге. 1999 год
В итоге локальная городская программа импортозамещения стала достойной частью общереспубликанской.
Тем не менее настоящим бичом для экономики Минска оказалась инфляция. Помимо обострения социальных проблем и вымывания оборотных средств субъектов хозяйствования, почти парализовало строительный комплекс, происходили изменения в системе финансирования. Для решения проблемы долгов организаций в столице внедрили систему вексельных расчетов.
— Конечно, это была вынужденная мера, — говорит бывший заместитель председателя Мингорисполкома. — Однако она на тот момент позволила развязать руки, дать возможность многим предприятиям-должникам вздохнуть и начать трудиться. Ведь безденежье в середине 1990-х было удавкой на шее городской экономики. Благодаря векселям большинство организаций получилось спасти.
Уже в 1996-м приняли указ Президента о финансово-экономическом оздоровлении субъектов хозяйствования. В его подготовке участвовал и Мингорисполком.
Российский фактор
Сегодня это кажется удивительным, но 30 лет назад минская промышленная продукция совершенно не интересовала россиян. С учетом возможностей этого необъятного рынка принимались незамедлительные меры, и белорусская столица выступала локомотивом. В первую очередь Мингорисполкому удалось наладить систему сотрудничества с правительствами Белокаменной и Санкт-Петербурга, установив плотные деловые и личностные контакты. Мэр Москвы Лужков стал большим другом нашего Главы государства и начал регулярно бывать в белорусской столице. Организовать его встречи в Мингорисполкоме было делом техники. Постепенно минская продукция стала закреплять позиции на московском рынке.
— Особая история связана с Санкт-Петербургом, — говорит собеседник. — В 1995-м наши метростроевцы перевели деньги за две подземные электрички Ленинградскому вагоностроительному заводу. Но никто нам продукцию не поставил. Пришлось Мингорисполкому заниматься решением этого вопроса на уровне питерского руководства. С проблемой разобрались, установили полезные контакты.

С лорд-мэром города Ноттингема Барри Паркером, 1996 год
Можно вспомнить и то, как в конце 1990-х удалось организовать участие минских предприятий в международных ярмарках не только в России, но и в 12 странах, активизировав работу с городами-побратимами. В итоге за несколько лет экспорт столичной продукции существенно вырос.
— Наглядный пример позитивных перемен в промышленности, ощутимого результата от принятых мер — международная выставка «Минск-930», приуроченная к юбилею города. Ее проведение подтвердило: предвыборное обещание Александра Лукашенко — оживить умирающую промышленность столицы — оказалось стратегически выверенным решением, — подчеркнул Н. Пацкевич.
Три тезиса
Н. Пацкевич полагает, что современной столице есть смысл учитывать определенные стратегические и тактические задачи, которые в 1990-е решались за счет слаженной работы Мингорисполкома.
✔ Создание СЭЗ «Минск», на месте которой в советский период сформировалась промышленная зона с поселком. Однако из-за распада СССР она не получила развития и превратилась в депрессивный район. Сегодня в Шабанах концентрируется внушительное число успешных предприятий, район обрел статус.
✔ Успешная работа с инвесторами. Например, на пр. Независимости не продали целиком ни одного объекта. Учли печальный опыт некоторых столиц постсоветских республик, где уничтожили зеленые зоны, организовали торговые ряды и прочее. В Минске вместо этого цивилизованно реализовывали программу освобождения первых этажей, а также регулировали арендные отношения. Не отдали ни одного сквера. Такие компании-инвесторы, как «Макдоналдс», платили фиксированный налог в городской бюджет не от размера прибыли, которую можно было обнулить, а от оборота, что тоже своеобразный прорыв для того времени.
✔ Реформирование сферы ЖКХ. На этом уровне проводили тщательную работу по модернизации жилищного фонда, тепловой реабилитации домов, совершенствованию системы сбора и утилизации бытовых отходов. Специалисты коммунальных служб города скрупулезно учитывали и перенимали опыт соответствующих подразделений в немецких Карлсруэ и Бонне. И это было весьма прогрессивным. Но, по мнению Н. Пацкевича, функционирование такой системы требует предельного внимания городских властей и значительных, не всегда оправданных материальных затрат. С точки зрения нашего собеседника, это повод для серьезной консультативной работы со стороны Совета старейшин.

Сегодня 1-е транспортное кольцо помогает столице не задыхаться в пробках
Открытый финал
В конце 1990-х из ведущих экономистов и хозяйственников республики формировался резерв советников для МИД. В силу разных причин Н. Пацкевич в 2000-м с должности заместителя председателя Мингорисполкома перешел на дипломатическую службу. Там он блестяще проявил себя сначала в качестве советника посольства в Латвии, затем начальника Главного управления координации внешнеэкономической деятельности МИД Беларуси и посла в Азербайджанской Республике.
В завершение общения Н. Пацкевич попросил дать ему возможность сказать несколько финальных слов:
— Тон всей нашей деятельности задавал председатель Мингорисполкома Владимир Васильевич Ермошин — блестящий руководитель, отличный специалист и удивительный человек. Для меня честь оказаться вместе с ним в рядах Совета старейшин. Однако это сейчас. А тогда, 30 лет назад, выбравшее нас время было непростым, требовалась высокая самоотдача. Сегодня по-настоящему бесценными выглядят помощь и поддержка таких опытных и мудрых руководителей, как Геннадий Сенькевич, нынешний председатель Совета старейшин Владимир Белохвостов. А еще Валентин Байдак, Людмила Володькина, Борис Тарлецкий, Тадеуш Малиновский, Леонид Анфимов. Всех перечислить невозможно.
По мнению Н. Пацкевича, абсолютно уникальна во всей этой пятилетней истории роль А. Лукашенко.
— Он оказался не просто харизматичным мужиком, каким его запомнили по первым выступлениям, но и мудрым, последовательным государственником, жестким, но справедливым хозяйственником, прекрасным политиком, — резюмирует собеседник. — Думаю, если бы он позвал сейчас кого-то из нас за собой на амбразуру, пошли бы все. Однако этот человек хорошо знает цену мира и все делает для того, чтобы бои у нас в Беларуси происходили только на спортивных площадках или в режиме профессиональных трудовых соревнований. Пусть так и будет.
Еще материалы рубрики:
СОВЕТ СТАРЕЙШИН. Почему Октябрьский район в 1990-е называли островком экономической стабильности