Советские режиссеры посвящали свои фильмы прекрасной половине человечества. Вспоминаем лучшие
Какой видели советские режиссеры прекрасную половину человечества, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
«Благословите женщину»
Эпиграф фильма Станислава Говорухина: «Нашим мамам и бабушкам посвящается». Означает ли он, что времена, когда женщина была счастлива, посвятив жизнь единственному мужчине, остались в прошлом?
Для тех, кто подзабыл эту картину, вкратце сюжет. Юная, мягкая, добродушная Вера на берегу моря встречает жесткого, немногословного, преданного долгу военного Ларичева. После романтической поездки в Москву, обещающей безоблачное будущее, у девушки начинается разъездная жизнь супруги офицера. Она подчиняется его требовательной натуре, даже когда речь идет о прерывании беременности или об усыновлении. Фактически приносит себя в жертву любви.
Александр Балуев, сыгравший главную роль, по его признанию, презирал собственного персонажа. Совершенно не мог его понять. Соответственно, добавил немало отрицательных красок. Каково же было изумление артиста, когда после премьеры выяснилось: многие зрительницы без ума от его героя. Вот уж, действительно, женщин сложно понять!
Вместо Балуева в ленте мог появиться Алексей Гуськов. Великолепный артист, но благо, что его не утвердили на роль. В нем больше отрицательного обаяния, гнева и агрессии. Вера с ним в паре казалась бы не человеком, способным на самопожертвование, а заложницей. Все же за твердостью и непреклонностью в образе Балуева видно благородство. Вероятно, за это она его и любит.
Главную героиню могла сыграть Мария Миронова. Справилась бы неплохо. Однако в юной Ходченковой больше растерянности, несамостоятельности. Легкая полнота, от которой она вскоре избавилась, придавала ей славянского шарма. Говорухин ругал девушку после того, как она похудела. Говорил, тощих актрис полно, а вот в меру наделенных русскими формами по пальцам перечесть. Даже зарекся снимать ее в кино. И все же задействовал в фильме «Конец прекрасной эпохи» (2015).
Интересно, что Ирина Грекова, автор книги «Хозяйка гостиницы», по которой сняли картину, на самом деле математик, доктор наук Елена Сергеевна Вентцель. Она была знакома с прототипами — хозяевами гостевого домика в Одессе Ольгой и Константином Кирюшиными. Дружила с ними 50 лет! Ни писатель-математик, ни герои произведения до премьеры не дожили.
А вот главный персонаж ленты Вера после кончины экранного супруга думала, что и ее судьба завершена. А оказалось, всё только начиналось.
«Любимая женщина механика Гаврилова»
Еще одна узнаваемая сегодня история. Маргарите Соловьёвой (Людмила Гурченко) всю жизнь не везло с мужчинами. Короткое замужество, курортные романы лишь дополнили пустоту в душе и добавили разочарования в противоположном поле. И вдруг в 38 лет она встретила судового механика Льва Гаврилова (Сергей Шакуров), который казался ей мечтой, верхом благородства и совершенства. Очень быстро дело дошло до свадьбы. Но, к ужасу Маргариты, суженый в загс не явился!
Гурченко в этом фильме и драматичная, и трогательная. Не желая отменять свадьбу, она размышляет: кого бы представить друзьям в качестве сбежавшего Гаврилова? Ведь всем сообщила о внезапно нахлынувшем счастье, теперь неловко выглядеть брошенной. В глубине души она продолжает верить в позитивный исход. Колеблется между отчаянием и надеждой. Возможно, есть обстоятельства непреодолимой силы, заставившие Гаврилова так поступить? Разговаривая с другими, она всматривается в лица гипотетических ложных мужей и понимает: с ее возлюбленным никто не сравнится!
За полтора часа картины режиссер Пётр Тодоровский устраивает для современного зрителя настоящую экскурсию в СССР начала 1980-х. Здесь и прически-«кандибоберы», и эмалированные японские тазы, и очередь за туалетной бумагой, и огромные сушилки-колпаки в женской парикмахерской. Идею для сюжета ему подсказала сама жизнь. Однажды он увидел плачущую невесту возле загса, к которой не пришел жених. Сергей Бодров написал сценарий.
Между постановщиком и Людмилой Марковной на площадке то и дело вспыхивали конфликты. Она сама себе подбирала одежду. А он утверждал: советская женщина — не королева Марго: у нее не может быть золотистых туфель. Актриса же считала, что Тодоровский не понимает психологии представительниц прекрасного пола. Любая из них влезет в долги, но будет самой прекрасной и нарядной для мужчины своей мечты. Спустя годы режиссер признал собственную неправоту.
Все хорошо завершается и в ленте. Оказалось, Гаврилов вступился за незнакомую даму. Обидчики попали в больницу, а он — в милицию. И вот наряд привозит его к Маргарите на УАЗе. Мы видим признание любви через стекло, руки, взгляды, улыбки.
«Странная женщина»
Еще один жизненный ракурс, узнаваемый сегодня не менее, чем полвека назад. Никто не отрицал в 1977 году, что существуют ошибочные брачные союзы. Вот и главная героиня Евгения, поняв, что отношения с состоятельным супругом зашли в тупик, покинула Москву, налаженный быт и сбежала в провинцию. Решила взять паузу, разобраться в чувствах. Она юрисконсульт, поэтому везде может найти работу, позаботиться о себе.
Главную роль исполнила Ирина Купченко. Андрей Кончаловский писал об актрисе: «В ней, в ее глазах есть невозмутимость русского северного пейзажа, человеческое спокойствие, философский подход ко всему на свете». Такова и героиня фильма режиссера Юлия Райзмана и сценариста Евгения Габриловича.
Литератор утверждал, что идею позаимствовал у Льва Толстого. Только Анна Каренина в книге бросилась под поезд, а Евгения направилась подальше от столицы. Здесь хочется не согласиться. Каренина запуталась в своих противоречиях. А Евгения — цельная, собранная натура. Сейчас таких немало. Реализовывают себя в карьере, кружат головы мужчинам, но остаются верными себе. Правда, если ощущают движение души, идут навстречу иногда подлинному, а порой обманчивому счастью.
Вот и героиня Купченко в новом для себя городке встречает мужчину по имени Николай. Его сыграл настоящий муж актрисы Василий Лановой. Завязывается головокружительный роман. Казалось бы, совет да любовь. Но, как человек честный, она принимает решение отказаться от нахлынувшей радости и вернуться в Москву к опостылевшему супругу ради воспитания сына-подростка.
Ей нужно нести свой крест до конца. В повествовании смущает одно: не каждая дама сломя голову бросится в никуда, оставив малолетнее чадо на неопределенный срок на странного, пусть и обеспеченного мужа. После выхода картины Евгению называли в статьях аморальной. Другие узнавали в ней себя. В любом случае история на все времена.
«Одинокая женщина желает познакомиться»
Еще один узнаваемый типаж — женщина, готовая положить свою судьбу на алтарь семьи. Она живет с сильно пьющим, никчемным мужчиной, не приносящим в дом ни копейки. Сложно сказать, чем при этом дамы руководствуются: возможно, материнскими инстинктами, жалостью. Часто — надеждой на исправление: ведь не всегда он был алкоголиком. Зато мастер на все руки. Или талантливый музыкант. А может, артист провинциального театра, ролями которого она восхищалась в юности…
В этой ленте Ирина Купченко предстает в роли Клавдии — одинокой женщины, которая начинает развешивать объявления о желании познакомиться. В 1985 году такой поступок в обществе считался подлежащим осуждению. Поэтому Клавдия расклеивает свои объявления на столбы по ночам. Однажды на пороге ее дома появляется явно спившийся мужчина Валентин (Александр Збруев). Представляется бывшим цирковым артистом без жилья и работы. Самое время выставить его за дверь. Но она впускает. Выслушивает историю. Потом он приходит к Клаве на работу в ателье, где та чинит ему одежду, одалживает денег и даже дает ключ от собственной квартиры. Заведующая пошивочной конторой вызывает ее к себе в кабинет и требует расстаться с аморальным типом. Доходит до того, что героиня Купченко даже пишет заявление об увольнении!
В этом фильме есть такой монолог персонажа второго плана о муже: «Я его ничего не заставляю, ничем не нагружаю. Он приходит, ложится на диван и читает. Или телевизор смотрит. А меня не раздражает. Главное — он при мне». Кажется, такой философии собирается придерживаться и Клавдия. Особенно после того, как Валентин приходит трезвым, с цветами и сумкой продуктов. Чтобы быть честной до конца, перед тем как сойтись с ним, она отправляется к его бывшей жене, пытается сказать, что та нужна Валентину, однако разговор не ладится. Потом Клавдия ищет его везде в городе, не найдя, возвращается домой. Там ее ожидает соседка, которая сообщает: Валентин вовсе не алкоголик, а журналист. Пишет книгу об одиноких дамах и, знакомясь с ними, подбирает фактуру. Вот такой финал придумали режиссеры Вячеслав Криштофович и сценарист Виктор Мережко.
Сегодня считается вполне нормальным в надежде на счастье создать страничку на сайте знакомств с фото и данными. Но будьте осторожны. Всегда есть люди, преследующие цели, отличные от ваших.
«Сладкая женщина»
В начале 1970-х Ирина Велембовская написала повесть о корыстной женщине Анне Доброхотовой, работающей на кондитерской фабрике. Героиня приехала в город из деревни и пытается пробиться в жизни за счет мужчин, которым нравится. И вообще руководствуется лишь меркантильностью. Ради жилплощади охмуряет студента Ларика и вскоре оказывается в положении. Родившегося мальчика отдает на попечение родителей наивного юноши. Потом знакомится с мужчиной гораздо старше себя, фронтовиком (Пётр Вельяминов). Выходит за него замуж. Естественно, у героя войны имеются преференции, которыми он стыдится злоупотреблять. Анна заставляет мужа воспользоваться фронтовыми заслугами и выбить для них просторную квартиру, после чего думает только о новой мебели. И о махинациях с профсоюзными путевками на фабрике.
В 1976 году режиссер Владимир Фетин решил экранизировать произведение на «Ленфильме», немного утрировав образ Анны, которую предложил сыграть супруге Людмиле Чурсиной. Очевидно, семейная пикировка! Актриса отказалась. Восходящая звезда советского кино Наталья Гундарева, прочитав сценарий, даже не хотела приходить на пробы. Режиссер уверил молодую актрису, что отрицательные персонажи лучше запоминаются зрителям. К тому же в результате героиня прозревает!
Вы скажете: о женщине, подобной Доброхотовой, вообще не следовало писать накануне 8 Марта! Но здесь совершенно иной коленкор. Все мы встречали мелочных и скупых людей как в женском, так и в мужском обличьях. Пол не имеет значения в этом контексте. Не будем говорить о бездуховности. Речь о том, что авторы сумели придать истории философское звучание: в развязке Анна встречает мужчину, в которого по-настоящему влюбляется. Его играет красавец Олег Янковский! Он вроде как выставляет ее за дверь, поняв человеческую сущность. Но все же финал остается открытым. И мысль о том, что любовь спасет мир и превратит любую безделицу в бриллиант, не покидает зрителей.
Еще материалы рубрики:
Фантастика среди белых ночей Ленинграда. Как снимали фильм «Его звали Роберт»
Сериал «Однажды в Залесье». Стоит ли смотреть мелодраму, приперченную детективом
Сериал «Челюскин. Первые». Что не так с новым фильмом-катастрофой
Сериал «Ронин»: театр абсурда или фильм про участкового Анискина в новом формате
Читайте также:
- Неистовый темперамент и полное погружение в роль. Вспоминаем приму Купаловского — Лилию Давидович
- Как Сервантес попал в рабство, а ДТП развело Максакову и Таривердиева. Этот день в истории: 26 сентября
- Когда Советский район был еще Ворошиловским. Посмотрели забытые киноленты с главным героем — Минском