Советский гонорар «Роллинг Стоунз» и памятник «мужик в пиджаке». Этот день в истории: 4 июня
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 4 июня в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
470 год до Рождества Христова. Родился древнегреческий философ Сократ
Сын камнереза-ваятеля, Сократ проповедовал на улицах и площадях, ставя своей целью борьбу с софистами и воспитание молодежи. Ему было нужно так мало, что он фактически ни в чем не нуждался. Он никогда не брал денег со своих учеников и никогда не был озабочен завтрашним днем. В политической жизни страны участия не принимал, кроме тех случаев, когда того требовал от него долг перед отечеством; в походах он был образцовым воином.
Сократ не называл себя учителем. Его любимым изречением было: «Я знаю, что ничего не знаю». Он требовал от себя и людей сознательного отношения к жизни — «Познай самого себя».
Маркс называл Сократа «олицетворением философии». Но в отличие от Маркса, Сократ ничего не писал, сохранением своих речей не утруждался. О жизни учителя подробно рассказали благодарные ученики. Помимо взглядов и образа жизни философа, они не без злорадства упоминали его жену, которая отличалась редкой сварливостью. Она, дескать, ничего не понимала в его учении. Да она и не хотела понимать! Бедная женщина тщетно призывала своего философа хоть немного позаботиться о семейном бюджете. Видимо, тогда-то Сократ и изрек свое знаменитое: «Женишься или не женишься — все равно раскаешься».
Но общественность тоже не принимала его философии. Греки, несмотря на свое свободолюбие, не могли постичь высшей идеи, принесенной Сократом — о свободе человеческой души. За эту идею он и погиб. Приговоренный к смерти, философ мужественно выпил чашу с ядом, отказавшись от бегства, предлагавшегося ему друзьями.
1705 год. Петр I издает указ о разрешении Никите Демидову строить металлургические заводы в Кунгурском районе на Урале
Демидовы — известная в России семья горнозаводчиков и землевладельцев. Возвышение Демидовых началось при Никите Демидовиче Антуфьеве, более известном под фамилией Демидов, тульском кузнеце-оружейнике. Своим мастерством он настолько поразил Петра I, что получил от царя огромные земельные наделы на Урале и в Сибири для строительства металлургических заводов.
Никита Демидов перевез на Урал мастеров из Тулы и Москвы и стал строить заводы, скупая земли и крепостных крестьян. В 1726 году Демидовы получили дворянское звание. Дело отца продолжил старший сын Никиты Демидова, Акинфий. При нем в юго-западной части Алтайских гор было открыто свыше 30 рудных месторождений, в том числе и знаменитое Змеиногорское, из руд которого в 1743 году было получено первое российское серебро, а несколько позднее и золото. Так благодаря Акинфию Демидову начиная со второй половины XVIII века Россия смогла себе позволить начать поставки за рубеж золота. Уже к середине XVIII века Демидовы имели свыше 30 заводов, более половины которых построил Акинфий.
Демидовых справедливо считают одними из основоположников горно-металлургической промышленности России. Построенные ими заводы уже в первой половине XVIII века давали продукции в четыре раза больше, чем казенные. В 1730-х годах Россия по масштабам производства железа обогнала индустриальную Англию и прочно заняла первое место в мире, удерживая это первенство до конца века. В XIX веке владения Демидовых сократились, но все же в начале XX века на Урале им принадлежало свыше 500 тысяч десятин земли и 11 заводов.
1785 год. Родился Доменико Жилярди, швейцарский архитектор, которого в России звали попросту — Дементий Иванович
Жилярди принадлежит к замечательной плеяде русских зодчих первой трети XIX века, поднявших русскую классическую архитектурную школу до уровня мировой.
Швейцарец по месту рождения, итальянец по национальности, он всю свою жизнь был связан с Россией. Его отец, тоже архитектор, переселился в Россию в конце XVIII века. Доменико Жилярди первоначально учился у отца, затем в миланской Академии художеств.
Он внес неоценимый вклад в возрождение Москвы после пожара в 1812 года, создал ряд монументальных, парадно-торжественных зданий; восстановил полностью разрушенный Московский университет.
1930 год. Родился Виктор Тихонов, легендарный хоккейный тренер, благодаря которому советскую сборную стали называть «красной машиной»
Восемь раз он приводил сборную СССР к званию чемпиона мира и трижды — к победам на Олимпиадах.
Полтора десятилетия ЦСКА, возглавляемый Тихоновым, становился чемпионом страны, 13 раз — обладателем Кубка европейских чемпионов!
Тихонов был настоящим реформатором в хоккее. Первым ввел игру в четыре звена, что увеличило темп. По-новому, «по-тихоновски» заиграл весь мир. Это он создал ударную пятерку (Макаров, Ларионов, Крутов, Фетисов, Касатонов), которая стала легендой советского хоккея. Эти игроки «разбирали соперников по косточкам», как говорили тогда зарубежные комментаторы. Тихонов делал ставку на мастерство и дисциплину.
Жесткие требования и тяжелый характер Тихонова многие воспринимали в штыки. Жены хоккеистов дали тренеру прозвище Пиночет, некоторые хоккеисты считали его тираном. А Игорь Ларионов в 1988 году пошел дальше: опубликовал открытое письмо в журнале «Огонёк». Суть его — в одном из предложений: «Похоже, товарищ полковник, что чем больше в сборной военнослужащих (для команды ЦСКА это естественно!), тем вам спокойнее: незачем утруждать себя воспитательной работой, легче просто приказывать младшему по званию и должности».
Так, конечно, думали не все. Сам Тихонов, жестко спрашивая с других, себя не жалел. «Каждый матч я играю вместе со своей командой, только у бортика», — говорил он. Тренер не отдыхал даже в отпуске: на пляже, под палящим солнцем он чертил схемы нападения и защиты, и постоянно что-то писал. Функционеры НХЛ говорили, что если создать академию хоккея, то первую лекцию должен прочесть Тихонов.
Легендарный тренер умер в 2014 году.
1965 год. В Москве у Красных ворот торжественно открывают памятник Михаилу Лермонтову работы скульптора Исаака Бродского
Этот памятник стал особенно знаменит после выхода фильма «Джентльмены удачи». К нему сразу потянулись толпы туристов. Именно этого «мужика в пиджаке», которого «кто же его посадит — он же памятник!», искали герои популярной кинокомедии, разъезжая по Москве на такси.
Постановление о сооружении памятника Лермонтову в столице СССР было впервые принято Совнаркомом 14 мая 1941 года — в 100-летнюю годовщину со дня смерти поэта. Однако в связи с началом Великой Отечественной войны претворить в жизнь правительственное распоряжение не удалось. 29 октября 1956 года Исполком Моссовета принял решение «О месте сооружения памятника М.Ю. Лермонтову», в котором в качестве территории для его установки определялась Лермонтовская площадь (сейчас — площадь Красные Ворота). Всесоюзный конкурс на лучший проект монумента проводился в несколько этапов: в 1952, 1958, 1959 и 1964 годах. Победил проект Бродского.
4 июня 1965 года в 16:00 на Лермонтовской площади состоялся торжественный митинг, посвященный открытию памятника. На трибунах присутствовали руководители партии и правительства — Леонид Брежнев, Алексей Косыгин, Андрей Кириленко, министр культуры СССР Екатерина Фурцева, а также писатели и деятели искусств. Особенно эмоциональную речь произнес литературовед Ираклий Андроников, который был одним из инициаторов конкурса. Он считал создание памятника Лермонтову в Москве не только выражением подлинно всенародного признания, но и проявлением высоких патриотических чувств москвичей разных поколений.
1975 год. «Роллинг Стоунз» становятся первой западной рок-группой, получившей гонорар за выпуск своих песен в СССР
Из книги Федора Раззакова «Жизнь замечательных времен»: «Знаменитая британская рок-группа «Роллинг Стоунз» была повергнута в сильное недоумение сообщением, что на ее имя из Советского Союза поступили деньги от фирмы грамзаписи «Мелодия» за использование нескольких их песен, выпущенных в СССР на дисках и одном миньоне. Последний вышел в феврале и включал в себя ранние вещи «Роллингов»: «Леди Джейн», «Слезы катятся», «Рубиновый вторник» и «Нарисуй это черным». Что касается песен на дисках, то они выходили чуть раньше и тоже относились к раннему периоду творчества группы — середине 60-х («Сатисфакция», «Скромная девушка» и др.). А недоумение «Роллингов» объяснялось тем, что все это время они были уверены, что не получат из коммунистического СССР ни пенни, поскольку вся здешняя пропаганда только и говорила о том, что «Мелодия» — фирма пиратская и предпочитает обходить все международные законы относительно авторских прав. Правда в этих утверждениях была: «Мелодия» действительно занималась «пиратством», но после того, как в 1973 году Советский Союз подписал соответствующий договор об авторских правах, фирма вынуждена была изменить свою политику и начала выплачивать (через 2 года!) гонорары западным исполнителям (пусть мизерные, но все-таки деньги). И первыми в этом списке оказались «Роллинг Стоунз».