Союзному государству нужно наращивать возможности транспортной системы — политобозреватель
В условиях гибридной войны обеспечение в рамках Союзного государства надежных транспортных коммуникаций становится главным фактором экономической устойчивости Беларуси и России. Что происходит с транспортной системой обеих стран — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Стоит начать с того, что дестабилизация союзной экономики — ключевая, стратегическая задача коллективного Запада. На сегодняшний день наши противники стараются заблокировать импорт товаров из Беларуси и России, посредством санкций, закрытия транспортных путей, в случае с нашей ближайшей соседкой Польшей — даже границ. Однако мы понимаем, что экспорт и Беларуси, и России продолжает идти в Европу, наши товары там нужны, и за них готовы платить хорошие деньги, поэтому иностранные предприниматели и компании находят пути обхода ограничений.
Нам в этой ситуации важно не замыкаться в себе — да, против нас железный занавес, да, нам не дают спокойно торговать, но мы должны адаптироваться. Возможности Беларуси как сухопутного транзитного региона постепенно снижаются в связи с ограничениями Польши и стран Прибалтики. Однако страна успешно справляется с перенаправлением экспорта через союзные морские коридоры. В настоящее время налажено взаимодействие с 19 портами Российской Федерации. Наша страна направляет через них нефтепродукты, калийные и азотные удобрения, металлопродукцию, товары деревообработки.
Беларусь и Россия не теряют времени даром — ведется работа по расширению имеющихся транспортно-логистических коридоров, создаются новые, к примеру, расширяется Транссибирская магистраль, прорабатываются варианты развития транспортного сообщения через Каспийское море, увеличиваются порты на Дальнем Востоке, в Арктике, на Балтике. Растут возможности Северного морского пути. Это будущее всего евразийского региона, и с каждым годом выгода от его использования будет расти, так как ледяной покров уменьшается и период, доступный для судоходства, увеличивается. Россия — единственная страна мира, которая обладает технологией производства атомных ледоколов, и это дает Союзному государству неоспоримые преимущества в Арктике. Беларусь также намерена начать строительство собственного порта в Мурманской области, чтобы эффективно использовать растущие возможности Северного морского пути. Все принимаемые меры позволяют нивелировать негативные последствия западных санкций и создают конкурентные преимущества для экономики не только Беларуси и России, но и других стран евразийского региона — в первую очередь Центральной Азии, Кавказа, Китая и Ирана.
Все, что уже делается, — правильно и необходимо, однако нужно думать на перспективу и не только предусмотреть перенаправление имеющихся потоков экспорта, но и увеличивать возможности транспортной системы с прицелом на будущее расширение программ импортозамещения, создания новых производственных цепочек и удлинение существующих. На сегодняшний день ситуация такова, что емкость основных транзитных магистралей — а в первую очередь это железнодорожные пути — весьма ограниченна, в том числе на территории Беларуси. Наши железнодорожники вынуждены искусственно увеличивать время пассажирских перевозок по железной дороге с целью обеспечения беспрепятственного движения грузовых составов. Похожая ситуация наблюдается и во многих регионах России.
Железнодорожные магистрали — это давно проверенный, самый эффективный по соотношению затрат и количества перевозимой продукции метод транспортировки после водного грузового транспорта. Представляется необходимым в ближайшие годы начать работы по расширению главных железнодорожных транзитных коридоров на территории обеих стран. Уже расширяется Транссибирская магистраль, но этого недостаточно — нужно подумать и о центральных регионах. Граждане Союзного государства живут дорогами, поэтому не стоит увеличивать грузовые перевозки по железной дороге в ущерб пассажирскому сообщению, все должно расти равномерно.
Кроме развития железнодорожных магистралей стоит оценить возможности восстановления потенциала речного водного транспорта, который успешно и массово использовался в СССР, варианты подключения речных грузовых перевозок к единой транспортной системе Союзного государства. Понимание перспектив существует: в ноябре 2022 г. было одобрено подписание соглашения между правительствами России и Беларуси о судоходстве по внутренним водным путям. Беларусь на сегодняшний день располагает 3,5 тыс. км водных путей, которые пригодны для судоходства, — это реки. Россия уже успешно использует транспортный потенциал Волги, однако в остальных регионах речное и озерное судоходство только начинает восстанавливаться. Почему бы в Беларуси не возродить былое величие Белорусского речного пароходства — одной из основных составляющих речного транспорта СССР?