Создание медиахолдинга в Союзном государстве обсудили на «Радио-Минск»
Динамику сближения и создание медиахолдинга в Союзном государстве обсудили в программе «Вечерний политический канал» на «Радио-Минск» политолог Алексей Беляев и ведущая Алена Родовская, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
Рекорды интеграции
Алена Родовская: — В Санкт-Петербурге прошел Высший государственный совет Союзного государства. Алексей Викторович, у меня сложилось впечатление, что рывка, который сделали Беларусь и Россия за последние годы, мы не видели десятилетиями.
Алексей Беляев: — Не было бы счастья, да несчастье помогло. То, что сейчас происходит с Союзным государством, — следствие политических событий международного характера. Ужасающее давление на наши страны, санкции, как оказалось, бессмысленные, втягивание в военный конфликт — все эти очень жесткие вызовы стали для Беларуси и России основанием объединить усилия, чтобы им противостоять, и значительно ускорить программы интеграции. Спасибо заокеанским «друзьям» за то, что помогают нашим государствам объединять все, что можно, для взаимной пользы. На сегодня почти все 28 союзных программ находятся в стадии завершения.
Алена Родовская: — Встречаясь с госсекретарем Дмитрием Мезенцевым, Александр Лукашенко упоминал коррекции, которые он обсудил с Владимиром Путиным.
Алексей Беляев: — Наш Президент говорил, что рынки нефти и газа наконец нужно привести в нормальный вид, и сейчас это как раз возможно. К 2025 году планировалось прийти к единым рынкам нефти и газа в рамках Евразийского экономического союза, так что для двух таких тесно связанных государств, как Беларусь и Россия, эта важнейшая задача решаема в ближайшей перспективе.
Алена Родовская: — Весь интернет обсуждал момент приезда президентов на мероприятие, когда за рулем сидел Владимир Путин, а на штурманском месте — Александр Лукашенко.
Алексей Беляев: — Анекдот ходит такой: «Я не знаю, кто этот мужик, но водитель у него сам Путин…» А разве президенты не люди? Им тоже хочется иногда просто пообщаться. Ничто человеческое им не чуждо, и это хорошо. Значит, они люди и понимают все о других. А то иногда делают из глав государств икону стиля и железного человека. В нашем случае это показывает, что между лидерами стран уровень доверия высочайший.
Алена Родовская: — Оборот товаров и услуг между Россией и Беларусью за 2023 год достиг 54 млрд долларов, на этом Президент заострил внимание. Российские же СМИ писали, что товарооборот составил 42 млрд долларов.
Алексей Беляев: — Часто возникает вопрос: что это за услуги между странами? Например, Беларусь выступает как транзитная территория, по которой осуществляют грузовые и пассажирские перевозки, транзит нефти. Наш IT-сектор делает разработки для российского рынка. Осуществляется взаимный туризм — это тоже услуги. У нас довольно большой спектр сотрудничества, но, конечно, товарооборот занимает наибольшее место в объеме внешней торговли. Тем не менее он тоже не означает простое движение товаров. У нас развиваются кооперационные производства, и детали к тем же грузовикам путешествуют из России в Беларусь и обратно, где из них собирают готовые товары — это тоже считается во взаимном товарообороте.
Информационный фронт
Алена Родовская: — Давайте поговорим о создании медиахолдинга Союзного государства. Решение подписано президентами, определена стратегия, так что все точно будет. Александр Лукашенко сказал, что мы должны создать союзные медиа, которые станут противостоять в информационной войне Западу. Посол Дмитрий Крутой упомянул, что большое внимание в союзной повестке собираются уделить блогерам, к которым лично я отношусь настороженно: в один момент они могут петь дифирамбы, а в другой — облить грязью.
Алексей Беляев: — Согласен с вами, блогер — это не профессия, а дополнительное занятие. Профессия журналиста предполагает постоянную вовлеченность в процесс создания информационных продуктов, подчиненный определенной логике и задачам. Когда мы говорим о медиахолдинге, то в первую очередь речь идет не о дополнительных редакции, канале, газете, а о единой информационной политике.
У нас есть серьезные перекосы в этом плане. Медиарынки Беларуси и России очень различаются. Существует большая насыщенность нашего пространства информацией о России, и в то же время в стране-соседке отсутствуют новости о Беларуси. Вакуум заполняют мифы. Для поколений российской молодежи Беларусь становится совсем неизвестной страной. К нам приезжают россияне и говорят: «Как у вас здорово, как у вас красиво, а мы и не знали». Здесь нужно не столько радоваться их восхищению, сколько насторожиться.
К слову, о блогерах. Недавно смотрел, как людям в России задавали вопросы и просили их назвать два любых белорусских города. Минск назвали все, а вот второй город — почти никто. Задача медиахолдинга — сблизить наши информационные пространства и рассказать в первую очередь россиянам о Беларуси. Также нужна пропаганда совместных достижений. Практика показывает, что многие в принципе не знают о Союзном государстве. И конечно, медиахолдинг должен отвечать на внешние информационные вызовы.
Алена Родовская: — Мне кажется, медиахолдинг должен опережать в технологиях, методах да и в целом в информационном поле, потому что сейчас те СМИ, которые освещают союзную повестку, плетутся в хвосте, а основная информация транслируется другими медиа.
Алексей Беляев: — Да, нужно быть более наступательными, ждать некогда. Мы должны формировать повестку: в информационном поле нападение намного лучше, чем оборона. Информационный фронт действительно существует, и нам на нем нужно не только внешние угрозы отражать, но и сплачиваться. Чтобы у нас было не одностороннее, а действительно единое информационное пространство.