СПОЕМТЕ, ДРУЗЬЯ. «Марш защитников Москвы»
О том, как создавалась песня «Марш защитников Москвы», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Он стал музыкальным лейтмотивом советского фильма, удостоенного американской киноакадемией премии «Оскар» в 1943 году.
Стихотворный клич
В середине октября 1941-го жители Москвы строили оборонительные сооружения на подступах к городу, а в самой столице царила паника. Возле ведомств сжигали бумаги и документы, всюду кружил пепел. Поэт Алексей Сурков в эти тяжелые дни — корреспондент фронтовой газеты «Красноармейская правда» и спецкор «Красной звезды». Той осенью под Москвой он попал в окружение и едва выжил, добравшись до своих по минному полю. Как вспоминал поэт, под ударами врага фронт развалился. Немецкие войска хлынули к Белокаменной с запада, начали окружать ее с юга и севера.
Самое важное, что может сделать поэт в условиях катастрофы, — бросить стихотворный клич, призыв, который услышат. Тогда он написал: «Мы не дрогнем в бою за столицу свою, нам родная Москва дорога. Нерушимой стеной, обороной стальной разгромим, уничтожим врага!» Впервые произведение опубликовали в «Красноармейской правде» 3 ноября 1941 года. Неделю спустя оно появилось на страницах «Вечерней Москвы». Строки звучали в унисон параду 7 ноября 1941-го на Красной площади, с которого красноармейцы уходили на передовую.
Условия — боевые
Незадолго до этих событий 14 сентября 1941-го резидент советской разведки Зорге сообщал в Ставку о принятом решении Японии не вступать в войну с СССР до конца 1941-го и в начале 1942 года. Это исключало вероятность войны на два фронта в ближайшее время. Появилась возможность без особого риска передислоцировать с восточных границ под Москву 26 свежих, хорошо обученных сибирских дивизий. Этот факт придал уверенности Сталину. Вождь вызвал председателя Комитета по делам кинематографии при СНК СССР Большакова и сообщил ему, что битву под Москвой как исторический факт нужно зафиксировать на пленке и из полученных материалов создать документальный фильм. Большаков определил режиссеров — Леонида Варламова и Илью Копалина.
Требовалась песня, которая должна была стать музыкально-поэтическим стержнем картины. Кто-то вспомнил о стихотворении Алексея Суркова. Его пригласили в Лихов переулок, где в подвальной студии лаборанты, монтажеры, ассистенты ночами обсуждали с кинооператорами задания на грядущий день. Никто не покидал помещение на ночь, жили как в казарме. Утром операторы отправлялись к линии фронта, а вечером возвращались с материалом. Съемки в тридцатиградусные морозы давались тяжело. Механизмы киноаппаратов замерзали, окоченевшие пальцы отказывались действовать. Могли снимать только днем, чувствительность пленки не позволяла делать это ночью. Кинокамеры КС-50 работали от пружинного привода, как будильник. Одна кассета на 30 м соответствовала минуте экранного времени. Пружины камеры хватало на 10 секунд, после чего нужно было вновь крутить ручку механизма.
Монтаж проходил круглосуточно в промозглых помещениях. В конце декабря 1941 года картину сделали. Специально для написания музыки на стихи Суркова военным бортом из осажденного Севастополя доставили композитора Бориса Мокроусова. Музыка родилась быстро. Ее даже успели опробовать на зрителе, подложив марш под кинохронику в киножурнале «На защиту родной Москвы». Она получилась вполне соответствующей событиям, происходящим на экране. Тут Мокроусову пригодился старый опыт тапера, которым он работал с 14 лет в кинотеатрах немого кино и умел импровизировать, глядя на изображение. Марш для фильма был записан в исполнении Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски СССР. В зависимости от манеры исполнения произведение в разные годы именовали как маршем, так и песней.
Не формат
Премьера документального фильма, в котором звучал марш, состоялась 18 февраля 1942 года в московских кинотеатрах «Художественный», «Форум» «Ударник» и других. В первый день сеансы посетили 83 700 зрителей. На глазах рушился миф о непобедимости фашистской армии.
В связи с начавшейся по лендлизу поставкой в СССР техники и продовольствия предложили прокат ленты «Разгром немецких войск под Москвой» за рубежом. В США ее впервые показали 15 августа 1942-го в нью-йоркском кинотеатре «Глоб». Но картину приняли неоднозначно. Манера подачи кинохроники в Штатах в те годы была иной. С советской стороны дали согласие на перемонтаж фильма в соответствии с удобоваримым для американцев форматом.
Адаптация
Над закадровым текстом американской версии трудились голливудский автор Альберт Мальц и журналист Эллиот Пол. Монтаж в соответствии с принципами американского повествовательного кино переработал Славко Воркапич. Песню Суркова и Мокроусова сохранили в американской версии с переводом и аранжировкой музыки. Для заокеанского варианта Сталин предложил откорректировать текст произведения. Слова «Рубеж наш назначен Вождём» он собственноручно исправил на «За нами родимый наш дом». А фраза «Родная Москва за нами» звучала теперь как «Родная Россия за нами», превращая песню из гимна отдельного сражения в гимн освобождения всей страны. В припеве вместо слова «Москва» появилось слово «Россия»: «Мы не дрогнем в бою за Россию свою». Таким образом, название страны Россия снова обрело мобилизующую и объединяющую силу.
Оскар
Премьера адаптированной версии ленты под названием «Москва наносит ответный удар» (Moscow Strikes Back) состоялась в США 1 октября 1942 года. Сталинскую премию I степени в размере 100 000 рублей присудили режиссерам картины и некоторым кинооператорам. Снимали кинохронику битвы за Москву, вошедшую в документальный фильм, и белорусские операторы. В частности, Владимир Цеслюк. Белорусов награды не удостоили. Авторы марша Сурков и Мокроусов за свое музыкальное произведение получили премию значительно позже.
В 1942-м лента получила премию Национального совета кинокритиков США. А 4 марта 1943-го ей вручили премию «Оскар» на 15-й церемонии в Лос-Анджелесе в концертном зале отеля «Амбассадор». Советский консул Михаил Мукасей получил и передал статуэтку в Москву.
В 1944 году «Марш защитников Москвы» вновь использовали в кино. На сей раз в картине Ивана Пырьева «В шесть часов вечера после войны». А в 2004-м — в телесериале Дмитрия Барщевского «Московская сага» по одноименной трилогии Василия Аксенова.
Маршевые мелодии с бодрым текстом всегда вызывали воодушевление и поднимали боевой дух в трудные минуты. Поэтому «Марш защитников Москвы» бесспорно сыграл свою роль как в успехе самого сражения за столицу, так и в фильме о нем.
Смотрите также:
https://youtu.be/hp2BSZjf9YE
https://youtu.be/9uTjus_MSTg