Интернет-шопинг давно стал обыденностью. Одежда, техника, косметика, мебель — все можно заказать, не вставая с дивана. Удобно? Безусловно. Но только до тех пор, пока с заказом все в порядке. Как действовать, если покупка не оправдала ожиданий, как заранее избежать неприятностей — корреспондент агентства «Минск-Новости» узнала у юриста Юлии Аксюченко.
Закон на стороне покупателя
При покупке товара через интернет за потребителем сохраняются все те же права, что и при обычной покупке в магазине. Это закреплено в Законе «О защите прав потребителей», а также в Гражданском кодексе и Правилах дистанционной торговли. Покупатель имеет право получить всю необходимую и достоверную информацию о товаре до момента покупки. Если она не была предоставлена, человек может отказаться от товара уже при его получении, не оплачивая доставку.
— Все права потребителя действуют и в интернете, — пояснила юрист. — Продавец обязан информировать о себе, товаре, цене и условиях оплаты. Отказ от товара допустим, если продавец не выполнил эти обязанности.
Если товар надлежащего качества, но не подошел по цвету, размеру или по другим субъективным причинам, его можно вернуть в течение 14 дней. Но он должен не быть в употреблении, сохранить потребительские свойства и не входить в перечень товаров, которые возврату не подлежат. К примеру, вернуть нижнее белье, косметику или распечатанную технику уже нельзя.
— Закон разрешает возврат качественного товара при соблюдении ряда условий, — отметила Ю. Аксюченко. — Но этот товар должен быть непродовольственным и не включенным в перечень исключений. Такой перечень закреплен в постановлении Совета Министров № 778.
Если товар с браком или поврежден при доставке
В случае выявления брака покупатель может потребовать замену товара, бесплатный ремонт, снижение цены или возврат денег.
— Продавец не вправе отказать в возврате даже из-за отсутствия чека, — подчеркнула эксперт. — Закон разрешает использовать иные доказательства факта покупки. Например, упаковку, отметку в заказе или подтверждение на сайте.
Если товар весит более 5 кг или относится к крупногабаритным, вернуть его обратно для ремонта или обмена продавец обязан за свой счет. То же самое касается возврата товара с браком — расходы на пересылку несет не покупатель.
Когда товар поврежден при доставке, все зависит от того, кто отвечает за транспортировку. Если доставка была согласована с продавцом, именно он несет ответственность за целостность товара.
— Если товар поврежден в пути, а доставка была частью услуги продавца, он же и отвечает за последствия, — уточнила юрист. — Покупателю не нужно разбираться, кто виноват: курьер или транспортная служба.
Когда и как должны вернуть деньги
После того, как продавец получил обратно товар, он обязан вернуть деньги покупателю не позднее семи дней. Причем возврат производится тем же способом, каким была произведена оплата, если иное не согласовано сторонами. За каждый день просрочки начисляется неустойка — 1 % от стоимости товара.
— Закон устанавливает четкий срок возврата денег, — рассказала Ю. Аксюченко. — Даже один день задержки дает покупателю право на компенсацию.
Если товар куплен через соцсети или мессенджеры у физического лица без официальной регистрации, ситуация усложняется. Такие покупки почти не защищены, так как закон «О защите прав потребителей» распространяется только на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и официально зарегистрированные интернет-магазины. При возникновении спора можно использовать скриншоты и переписку, но в суде это будет скорее косвенным доказательством. Поэтому юристы рекомендуют покупать только у тех продавцов, кто работает официально.
Если продавец отказывается возвращать деньги или вовсе перестал выходить на связь, нужно действовать. Для начала можно обратиться в Общество защиты прав потребителей или напрямую в МАРТ. В случае, если продавец — физическое лицо, стоит написать заявление в милицию или налоговую инспекцию.
— Закон дает возможность отстоять свои права, но лучше изначально выбирать проверенные магазины, — посоветовала специалист. — Проверить продавца можно по УНП через сайт налоговой. Официальный интернет-магазин обязан быть зарегистрирован в Торговом реестре, а цены указывать только в белорусских рублях.
Как избежать проблем
Чтобы покупка в интернете не обернулась разочарованием, важно обращать внимание на юридические нюансы еще до оформления заказа. На сайте должны быть указаны полные реквизиты продавца, включая УНП, адрес, режим работы и дата регистрации в Торговом реестре. Также обязательно должна быть информация о способах оплаты и доставки, и она должна соответствовать белорусскому законодательству.
— Если сайт не содержит обязательной информации, а цены указаны в у. е. или валюте, то это уже повод насторожиться, — отметила собеседница. — Такими нарушениями часто грешат мошенники или «серые» продавцы.
Покупатель должен давать согласие на обработку персональных данных, а сам интернет-магазин — хранить и обрабатывать их по закону. Все это фиксируется в политике конфиденциальности, которая обязана быть размещена на сайте.