Станции метро и уникальный фонтан — подарки Минску ко Дню Независимости. Этот день в истории: 3 июля
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 3 июля в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1885 год. Немецкий изобретатель Карл Бенц провел первые испытания своего автомобиля

Автомобиль, получивший название Benz Patent-Motorwagen, представлял собой двухместный экипаж весом 250 кг на трех высоких колесах со спицами. Он был оснащен четырехтактным бензиновым мотором с водяным охлаждением мощностью 0,9 л.с. и развивал большую по тем временам скорость — 16 км/ч. Со временем мощность двигателя у машин Бенца возросла до 2,5 л.с. Оригинал своего первого авто Бенц преподнес в 1906 году Германскому музею в Мюнхене.
В 1925 году родился Анатолий Эфрос, выдающийся театральный режиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР

Его работы — смелые, нестандартные, бросающие вызов, — стали классикой отечественного театрального искусства.
Эфрос вывел в мастера целое поколение великолепных актеров — Ролана Быкова, Льва Дурова, Леонида Броневого, Михаила Козакова, Леонида Каневского и др.
В 1963 году он стал главным режиссером Московского театра имени Ленинского комсомола. С 1967-го был режиссером Московского драматического театра на Малой Бронной. А в 1984-м возглавил Московский театр драмы и комедии на Таганке вместо вынужденного эмигрировать Юрия Любимова. Таганка его и сгубила.
Ему было 59 лет. Он очень хотел работать, мечтал спасти театр, оставшийся без рулевого, надеялся, что получил наконец в распоряжение свою сцену, на которой сможет реализовывать свои художественные идеи. Но на Таганке труппа остро боролась за любимого Любимова, и на этом фоне согласие занять его место, данное Эфросом, было воспринято большинством как подлость. Усугубило положение то, что сам Любимов из-за границы заклеймил режиссера как штрейкбрехера и предателя. Многие полагали, что театру лучше умереть, чем жить под «варягом», ставленником властей.
Интеллигентный Эфрос даже не занял кабинет Любимова. В 1985 году он подписал коллективное письмо актеров Таганки в поддержку возвращения Любимова. Все это не спасло — неприязнь к нему была обусловлена ситуацией. Ему прокалывали шины автомобиля, резали дубленку. Его травили. И 13 января 1987 года сердце Эфроса не выдержало. По образному выражению режиссера-постановщика Малого театра, народного артиста России Андрея Житинкина, актеры Таганки «сломали дорогую игрушку, не понимая, как ее создавал мастер».
«Смехов, Филатов и Шаповалов ушли в «Современник», они устроили там чудовищный по резкости «капустник», в котором «протащили» и Таганку, и Эфроса. Но потом совестливый человек Леня Филатов, когда случилась с ним страшная его болезнь, говорил: «Это меня Бог за Эфроса наказал…» Это было общее преступление, там не было каких-то главарей или зачинщиков. И многие потом понимали, что перегнули», — говорил Житинкин.
1935 год. На 58-м году жизни умер основатель известной французской автомобильной фирмы Андре Гюстав Ситроен

Его отец, еврей Леви Бернан, успешно торговавший бриллиантами, скончался, когда мальчику было 6 лет. Отцовского капитала хватило на то, чтобы Андре Гюстав получил вполне приличное образование в Политехнической школе в Париже. В 1908 году Ситроен поступил на работу в известную в то время фирму братьев Морс, а с началом Первой мировой ушел на фронт. После войны он задумал стать европейским Генри Фордом и прославился уже в 1919 году, когда началось производство массовой и дешевой машины «Ситроен А».
Внедрив на своих заводах конвейеры, Ситроен стремился насытить рынок, постоянно обновляя модельный ряд. Среди его машин встречались автомобиль-дрезина, способный передвигаться по рельсам, и автомобиль на полугусеничном ходу. Автопромышленник не скупился на дорогую рекламу: арендовав Эйфелеву башню, он разместил на ней громадную надпись «Ситроен». С наступлением в конце 1920-х Великой депрессии Андре Гюстав фактически разорился. Но его детище остается одним из символов Франции — все президенты, начиная с Шарля де Голля, пользуются только представительскими лимузинами фирмы «Ситроен».
1940 год. Британские ВМС начали операцию «Катапульта» по уничтожению французского флота, базировавшегося в Мерс-эль-Кебире в Алжире

Это была вынужденная акция. После капитуляции Франции перед нацистской Германией британское правительство во главе с премьер-министром Уинстоном Черчиллем опасалось, что мощный французский флот может попасть в руки немцев, и это изменит морской баланс в пользу стран Оси. Британия потребовала, чтобы французские корабли либо присоединились к британским силам, либо были интернированы в нейтральных портах, либо были затоплены. Когда французский командующий отказался от этих условий, британский флот под командованием адмирала Джеймса Сомервилля открыл огонь. Были потоплены или повреждены несколько французских кораблей, погибли почти 1 300 французских моряков.
Британцы в целом достигли поставленных целей, но операция «Катапульта» серьезно обострила англо-французские отношения на многие годы. Немцы не пытались использовать уцелевшие французские корабли вплоть до 1942 года. Когда же в рамках операции «Антон» 26 ноября они вошли в Тулон и предприняли попытку завладеть ими, верные долгу французские моряки при первой же угрозе захвата своих судов затопили их. Несколько подлодок и один корабль ушли в Алжир.
1985 год. Состоялась мировая премьера научно-фантастической комедии «Назад в будущее»

Фильм появился благодаря сотрудничеству Стивена Спилберга, Роберта Земекиса и Боба Гейла, и развился в трилогию, причем необычную. Каждая картина тесно связана с остальными, а их сюжеты так переплетаются, что можно рассматривать эту трилогию как единый фильм.
Эта лента стала самой коммерчески успешной в 1985 году в мировом прокате, собрав более 381 млн долларов, получив положительные отзывы критиков и зрителей: они оценили сюжет, легкую атмосферу комедии и актерскую игру. Картина завоевала премии «Хьюго» (номинация «Лучшая постановка»), «Сатурн» («Лучший фантастический фильм»), «Оскар» («Лучший монтаж звуковых эффектов»), а также получила три номинации на премию «Оскар», четыре — на «Золотой глобус» и пять — на премию BAFTA. Титульная песня The Power of Love группы Huey Lewis and the News стала международным хитом.
С годами фильм обрел культовый статус. И сегодня трудно представить, что сценарий картины в свое время отвергли все киностудии, не разглядев в нем потенциального кинохита.
«Сценарий отклоняли 40 раз все крупные киностудии, и некоторые более одного раза, — рассказал CNN в 2010 году сценарист Боб Гейл. — Мы возвращались, когда сменялось руководство. Ответ всегда был одним из двух. Одним из них: «Ну, это про путешествие во времени. Такие фильмы не приносят денег». Другой звучал: «В фильме много приятного. Это слишком мило, а мы хотим что-то более вульгарное, как в «Порки». Почему бы вам не отнести его в «Дисней»?
Когда рекомендация отправляться в «Дисней» прозвучала из уст нескольких воротил кинобизнеса, Гейл и режиссер Земекис именно так и поступили. Но руководитель студии Диснея пришел в ужас: «Ребята, вы с ума сошли? Вы ненормальные? Мы не можем снять такой фильм. У вас ребенок и его мать в машине! Это инцест! Это же Дисней! Это слишком грязно для нас!»
Даже название «Назад в будущее» не нравилось. Сидней Шенберг, возглавлявший в то время Universal Pictures, написал Спилбергу письмо, копию которого получили также Земекис и Гейл, в котором настоятельно рекомендовал назвать ленту «Космический пришелец с Плутона». Авторы не хотели переименовывать свой фильм, и тогда Спилберг, хорошо знавший Шенберга, послал в ответ записку «Привет, Сид! Спасибо за удачную шутку — мы очень смеялись». Стивен знал, что Шенберг постесняется сказать, что его предложение было сделано на полном серьезе.
1995 год. 25-летний Эрик Элкинсон стал 1000-м человеком, совершившим попытку самоубийства, прыгнув с моста «Золотые ворота» в Сан-Франциско

А первой жертвой был 47-летний ветеран Первой мировой войны Гарольд Уоббер, бросившийся вниз спустя три месяца после открытия моста в 1937 году.
Вплоть до 1964 года «Золотые ворота» оставался самым большим висячим мостом в мире. Общая длина сооружения — 2 737 м, основного пролета — 1 280 м, высота опор — 227,4 м. За сутки по мосту проезжают до 100 тысяч транспортных средств. Ежегодно его выбирают местом для сведения счетов с жизнью в среднем 30–35 человек, а рекордным стал 1995 год, когда с моста прыгнули 45 человек.
В ответ на печальную статистику власти города усилили патрулирование моста, включая скрытные наряды полиции без униформы, которые наблюдают за потенциально уязвимыми пешеходами. Благодаря этим мерам ежегодно удавалось предотвратить десятки попыток суицида. А в 2024 году проблему решили радикально: на мосту по всей его длине для предотвращения прыжков установили защитные сетки из особо прочной нержавеющей стали. Так что желающие сигануть вниз окажутся на сетке, а не полетят в бездну с высоты 25-этажного здания.
Согласно данным офиса коронера округа Марин, в 2023 году, пока велись работы по установке защитной сетки, число погибших составило 14 человек, что почти вдвое меньше обычного. Большинство (44,8 %) самоубийц на мосту составляют люди возрастом от 25 до 44 лет, мужского пола (74, %) и родом из окрестностей залива Сан-Франциско (83,3 %).
1995 год. В Минске торжественно открыли две новые станции метро — «Молодежную» и «Пушкинскую»

Строить новые станции было нелегко: 1995-й благополучным не был, а на сооружение метрополитена шла почти треть городского бюджета. Тем не менее задачу выполнили, и две станции открылись в положенный срок.
При этом «Пушкинская» — не просто станция, а комплекс сложных сооружений, включающий примыкающие тупики. Предусматривалось, что эта станция долгое время будет конечной (она и пробыла таковой до 7 ноября 2005 года), а значит поезда, проходя ее, должны иметь возможность сделать оборот. Сложностей добавляло и то, что сам перекресток на «Пушкинской» очень оживленный, а значит станция тоже нужна была большая.
Значимость двух новых станций обосновывалась большим пассажиропотоком. «Пушкинской» каждый день пользовались более 26 тыс. человек, а «Молодежной» — около 14 тыс.
В настоящее время в Минске действуют три линии метро — Автозаводская, Московская и Зеленолужская. Их эксплуатационная длина составляет 40,82 км, число станций — 33. Из них 15 расположены на 1-й (Московской) линии, 14 — на 2-й (Автозаводской) и 7 — на 3-й (Зеленолужской).
2020 год. В Минске на реке Свислочь открыли светомузыкальный фонтан

Мультиформатная площадка, оснащенная видео- и лазерной установками для проецирования изображения на водный экран, стала подарком белорусской столице ко Дню Независимости от Сбербанка России.
На открытии уникального фонтана присутствовали Президент Александр Лукашенко и глава правления «Сбербанка России» Герман Греф.
По мнению Главы государства, водяной шедевр украсил одно из красивейших мест столицы с удивительной историей — парк имени Янки Купалы, который появился на этом месте в 1949 году. «Задумайтесь: 1949 год — страна еще не оправилась после войны, многие живут в землянках, но люди тянутся к прекрасному, закладывают парк», — отметил Президент.
Он выразил уверенность, что с открытием уникального фонтана историческая набережная Свислочи заиграет новыми красками, станет центром притяжения для молодежи, новой площадкой для интересных проектов.
Читайте также:
- Трафальгарская битва, премьера «Зимней вишни» и день рождения Никиты Михалкова. Этот день в истории: 21 октября
- Как Брежнев встречал д’Эстена, и кто был королем британских чартов. Этот день в истории: 14 октября
- «Величайшая женщина ХХ века», секреты долгожителя Ефимова и дело «Кукол». Этот день в истории: 11 октября







































