Становятся фотографами и программистами. Как в Минске готовят к взрослой жизни ребят с инвалидностью
В Минском колледже цифровых технологий 18 лет функционирует Центр профессиональной и социальной реабилитации для лиц с особенностями психофизического развития (ОПФР). Как налажен процесс обучения, узнавала корреспондент агентства «Минск-Новости».
Ежегодно в центре обучаются около 90 юношей и девушек с нарушениями опорно-двигательного аппарата, расстройством аутистического спектра, слуха и зрения. Заглянули в один из двух учебных корпусов на ул. Кнорина, где создана безбарьерная адаптивная среда, работают мобильные классы.
Программист… без монитора
В группе 162 ребята с нарушениями зрения учатся по специальности «Программное обеспечение информационных технологий». Они получают профессию техника-программиста. Кто-то из них работает перед включенным монитором, у других же экран темный. Преподаватель Александр Северин не понаслышке знаком с проблемами своих учеников. Он — обладатель звания «Минчанин года — 2023» в области среднего и профессионально-технического образования.
— Очень хорошо, что в колледже преподают люди с инвалидностью. Мне никто не сможет сказать, что слишком многого требую от учащихся. Если я, тотально незрячий, программирую, то человек с 20 % зрения не оправдается тем, что ему не хватает для этого зрения. Я здесь именно для того, чтобы выключить монитор и научить работать без него, — поясняет Александр.
Ориентируясь на программу ребят, у которых нет инвалидности, те же знания он адаптирует для незрячих. Программирование — профессия сложная, и до конца обучения доходят не все.
— Учащихся нужно подготовить к работе в обычном мире, чтобы они имели возможность сами справляться с трудностями. Наниматель не сможет о них позаботиться так, как это делаем мы. Поэтому они должны знать и уметь многое. К примеру, самостоятельно адаптировать для себя рабочее место.
Именно эти умения показал на конкурсе ProfSkills в этом году Александр Лешко, который победил в номинации «Сетевое и системное администрирование инклюзив».
— Особенность этой площадки в том, что мы работали без мониторов. Нам дали несколько заданий. Нужно было установить на компьютер операционную систему, офисный пакет, некоторые средства программирования, произвести настройки. Теперь знаю, что если я приду на работу в обычный офис, где работают зрячие люди, то смогу сам настроить рабочее место под себя, не прибегая к посторонней помощи, — рассказывает Александр.
Когда парень поступал в колледж, он еще до конца не был уверен в выборе профессии. Сейчас определился: его больше привлекает системное администрирование, чем программирование. Значит, нужно идти дальше, например, поступать в БГУИР. Кстати, все выпускники колледжа успешно продолжают учебу или трудоустраиваются.
Один из них, Евгений Зеленкевич, в сентябре приступил к работе в колледже. Так же, как и его педагог А. Северин, преподает программирование. За годы учебы к парню присмотрелись и предложили остаться здесь.
— Это не первое мое образование. К сожалению, проблема с трудоустройством у незрячих достаточно острая, — отмечает Евгений. — Поэтому я поступал в колледж ради получения той профессии, по которой смогу гарантированно работать. На прежнем месте в индивидуальном порядке обучал незрячих пользоваться компьютером и смартфоном. Так что нынешняя моя деятельность схожа с предыдущей.
Во взрослую жизнь
Фотостудия колледжа оборудована по последнему слову техники: свет, фон, аппаратура, фотопринтер, реквизит… Здесь занимаются ребята, которые выбрали профессию фотографа. Они получают квалификацию «техник-технолог». Выпускница колледжа Виктория Костюк осталась здесь лаборантом. Ее одногруппница Дарья Синицына работает ретушером в организации, связанной с полиграфической деятельностью.
У Даши ДЦП, вторая степень утраты здоровья. Девушка с детства увлекается фотографией и была рада узнать, что есть учебное заведение, где она сможет превратить хобби в профессию.
— Колледж — лучшее место для развития творческого потенциала. С теплыми чувствами вспоминаю наши споры и дискуссии с одногруппниками и преподавателями. У каждого свои предпочтения: кто-то любит черно-белое фото, кто-то — цвет. Один выбирает пейзажные снимки или архитектуру, другие, как я, — портретную и предметную фотографию. Все такие разные, и это прекрасно! — делится впечатлениями девушка. — Нас учили также маркетингу и коммуникации. Фотография подразумевает общение, а еще нужно уметь продать продукт.
У Дарьи уже есть план своего дальнейшего развития: она хочет изучать психологию, помогать людям. Но и любимое дело бросать не собирается.
Инклюзия во всем
В одном из залов библиотеки педагог дополнительного образования Анастасия Берговина проводит занятия клуба инклюзивного творчества. Она окончила БГУКИ, увлекается живописью, экспозиция ее тактильных картин представлена в Национальном художественном музее. Поэтому для интеграции и социализации учащихся преподаватель использует творчество.
— Клуб работает ежедневно, его посещают ребята как из обычных групп, так и с нарушением зрения или слуха. Вместе мы занимаемся музыкой, живописью, посещаем экскурсии. Для молодых людей с ограниченными возможностями очень важны социализация, знакомство с окружающим миром, благодаря этому они становятся более уверенными в себе. А еще со мной они могут обсудить свои проблемы, спросить совета, поделиться сокровенным, — рассказывает Анастасия.
К слову, все выпускники, с которыми довелось пообщаться, утверждают, что ощущали во время учебы колоссальную поддержку и педагогов, и других учеников. В колледже учащегося оценивают прежде всего как личность и будущего профессионала.
Успехи учебного заведения, его преподавателей и учащихся высоко оценены в стране. С 2018 года колледж наделен статусом республиканской экспериментальной площадки по апробации модели образовательного пространства профессионального обучения лиц с особенностями психофизического развития. А с 2020-го стал площадкой по проекту духовно-нравственной и инклюзивной культуры участников образовательного процесса учреждений ПТО и ССО.
Компетентно
Светлана Бондарь, заместитель директора по учебно-производственной работе колледжа:
— Ребят с ограниченными возможностями со средним специальным образованием мы обучаем по специальностям «Микроэлектроника», «Микро- и наноэлектронные технологии и системы», «Программное обеспечение информационных технологий», «Фотография». За долгие годы работы выстроена система успешной подготовки специалистов для экономики страны. Эффективность этой системы подтверждается 100 % трудоустройством выпускников с ОПФР по полученным специальностям. Среди предприятий, куда распределяются наши ребята, — «ИНТЕГРАЛ», «Атлант», Минский НИИ радиоматериалов, МТЗ, «Мингаз», завод «Спецавтоматика», Завод средств комплексной автоматизации, «Беллифт», «Лифтсервис», «Кирмаш», Объединенная сварочная компания и многие другие.
Фото Сергея Пожоги