«Стараемся привезти зрителям все лучшее». Как проходит отбор кинокартин для фестиваля «Лістапад»
До старта кинофестиваля «Лістапад» осталось чуть больше недели. Программный директор основного конкурса неигрового кино Сергей Катьер стал гостем программы «Не проходите мимо» на «Радио-Минск» и рассказал, где можно будет посмотреть документальное кино и какие темы наверняка понравятся зрителю. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
На программном директоре лежит большая ответственность. Именно он отвечает за насыщенную конкурсную программу неигрового кино. Из 365 заявок нужно выбрать всего 13 лучших картин, которые зрители увидят на ноябрьских показах.
— Уютно, но хлопотно, — описал свою работу С. Катьер. — Много нагрузки, и возникают сложные организационные вопросы в связи с положением вокруг нас. А так, конечно, работа интересная и мне очень нравится, ведь я всю жизнь занимаюсь документальным кино, много езжу по другим фестивалям, где-то и сам являюсь членом жюри. Это моя стихия. На «Лістапад» мы стараемся подбирать картины, которые уже стали победителями и призерами других конкурсов. Заявок приходит много, отобрать самое интересное и лучшее сложно, но зрителей хочется порадовать.
По словам С. Картьера, существует несколько критериев отбора документальных кинокартин для «Лістапада». К ним относится не только качество фильма, но и хронометраж:
— Он должен составлять от 26 до 90 минут. Это оптимальный сеанс, который выдержит зритель. Есть картины, которые длятся по 3 часа и больше, но мы такие фильмы взять не можем, хоть они и представляют интерес. Еще один важный критерий — у нас в регламенте написано, что в конкурсе принимают участие фильмы, уже отметившиеся где-то ранее. Это важное условие, ведь из 365 заявок, которые к нам поступили, очень много картин созданы дебютантами, студентами. Они тоже хотят проявить себя, и здесь приходится делать непростой выбор между новыми работами и уже известными. Всего по регламенту я должен взять в конкурс не более 12 фильмов, а уже отобрал 13. В прошлом году и вовсе одобрил 16 картин просто потому, что не мог отказать себе в удовольствии пригласить их для участия.
С. Катьер отметил, что обязательное условие конкурса неигрового кино — наличие как минимум пяти стран-участниц. Это требование удалось выполнить без проблем. В нынешнем году зрители фестиваля увидят документальные картины из 10 стран, в числе которых Италия, Сербия, Аргентина и, конечно, Россия:
— В этом году от одной только России пришло 70 заявок. Она традиционно представляет мощную документальную программу, близка нам по менталитету, по темам, но у фестиваля международный формат, поэтому приходится принимать этот факт во внимание. Я включил в программу три российских фильма, также есть картины из Италии, Сербии, Аргентины, Финляндии. Хочется, чтобы зрители, которые любят и знают кино, увидели международную документальную палитру, и было бы глупо показывать лишь свои картины.
Директор рассказал, что география участников практически не изменилась. В фестивале по-прежнему горят желанием проявить себя кинематографисты из 60 стран мира:
— Мы не видим никакой дискриминации, был лишь один отказ. Пришла заявка из Латвии с хорошим документальным кино, но девочка-режиссер не захотела участвовать. Сказала, что боится, что ее фильм потом не возьмут на другие фестивали. Но это ее право, наверное, в этом тоже есть какой-то резон.
В ноябре зрителей, которые придут на кинопоказы фестиваля «Лістапад», ждут самые разнообразные картины, в которых поднимаются самые злободневные темы. Команда из Аргентины представит ленту о беженцах на американской границе, Россия покажет фильмы о детском хоккее и путешествии Святого огня.
— Документальное кино — это ведь наша жизнь, поэтому мы старались, чтобы в программе не было фильмов, посвященных одному человеку, ведь зритель не всегда готов воспринять потрет неизвестного ему героя, — выразил мнение С. Катьер. — Будет картина о женщинах, борющихся с раковыми заболеваниями. Включили в программу интересную ленту про российских строителей, которые работают в Финляндии и пользуются большой любовью и уважением у простых финнов. Зрители смогут увидеть очень сильный исторический документальный фильм из Узбекистана, рассказывающий о военнопленных времен Великой Отечественной войны. Вообще, когда кино хорошее, трудно рассказать, о чем оно. Там может быть 10 тем, поднятых совершенно разным образом. Талантливый фильм невозможно пересказать — его нужно смотреть, и каждый зритель увидит в нем что-то свое.
В этом году «Лістапад» пройдет под слоганом «Истинные ценности». С Катьер заметил, что все отобранные на фестиваль кинокартины на 100 % соответствуют девизу.
— Истинные ценности — это мир, который всем нам необходим, это здоровье, любовь к своим корням, Родине, память о том, что сделали поколения до нас, — сказал он. — Это слишком широкое понятие. У нас формат «фестиваля фестивалей» — это было всегда, на протяжении всех 28 лет. Как я уже говорил, мы стараемся привезти зрителям все лучшее, что было отмечено в течение года. Это приоритет.
Документальные картины, которые покажут в Минске с 5 по 9 ноября, — эксклюзивные. После завершения фестиваля их будет сложно найти как на YouTube, так и на других ресурсах даже с платным доступом. С. Катьер рассказал, что минчане и гости столицы смогут увидеть качественные документальные ленты в кинотеатре «Пионер». Чтобы всем было удобно, организаторы назначили дополнительные вечерние сеансы.
— Хочу снимать документальные картины. Но я работаю на телевидении, там есть определенный формат, и это необходимо учитывать. Иногда я действительно наступаю на горло собственной песне и делаю телевизионное кино, а не документальное. Однако нужно сказать спасибо нашему руководству, что мне вообще дают возможность снимать фильмы, которые я хочу. Телевидение — это все-таки больше информационное вещание, и здесь не должно быть тех картин, которые, например, есть в программе конкурса. Зритель у нас избалован многоканальностью и не может понять, почему в документальных лентах так затянуты определенные сцены. Дело в том, что докфильм создается не для телевидения, а для кинопроката. Его нужно наблюдать в зале на большом экране, никуда не спеша, не выскакивая на кухню за чашкой чая. Фильм смотрится на одном дыхании, он же создается творцами, художниками. Поэтому, конечно, документальное кино хочется делать, но оно, к сожалению, практически никому не нужно. Только на фестивалях, — выразил мнение С. Катьер.
Как уверяет программный директор, «Лістапад» — одна из немногих возможностей познакомиться с современным документальным кино. Фестиваль раздвигает границы и позволяет увидеть, как живут люди во всем мире:
— Поэтому я счастлив, что у наших зрителей будет такая возможность. Не зря ранее говорил о критериях отбора, ведь присылают очень много фильмов телевизионного формата, и я их не беру. Как телевизионщик понимаю, что эти фильмы все равно найдут свою аудиторию. Такие картины люди почти не смотрят — они их слушают, параллельно делая себе завтрак на кухне или беседуя с женой. А вот большое кино документального формата — это отдельный вид искусства, он требует погружения в себя. Так что приходите на кинопоказы в «Пионер», всех ждем.
Смотрите также: