1200 90

«Старушка шла 10 км по лесу и болоту, чтобы забрать икону». Ликвидаторы вспоминают о своей службе

Накануне очередной годовщины со дня катастрофы на ЧАЭС в помещении первичной организации ветеранов Заводского РУВД прошла встреча бывших сотрудников райуправления, участвовавших в ликвидации последствий той страшной аварии, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Ни одно событие после Второй мировой войны не задело за живое так, как взрыв реактора на Чернобыльской АЭС. На прошедшей встрече ветераны Заводского РУВД, ликвидировавшие последствия аварии, вспоминали свою службу и товарищей.

koledaКогда меня отправили в Наровлянский район, мне было 32 года. Я тогда служил в неведомственной охране. Требовалось отправить одного человека от подразделения, и я стал добровольцем, – вспоминает майор милиции в отставке Виктор Коледа. – Находился там 30 дней, стояла сильная жара. Мы обеспечивали охрану общественного порядка в зоне отчуждения: наш спецпост располагался в поле, а по краям – лес. С напарником жили в вагончике, в котором была керосиновая лампа да переносная радиостанция. Основная задача – не допустить мародерства.

В те времена никто толком и не знал, что такое радиация. В свободное от службы время мы играли в футбол, даже как-то приезжал ведомственный ансамбль.

А однажды в нашем поле заплутала машина. В ней находились четверо граждан, которые не знали, как выехать. Они были очень голодны. Мы с напарником угостили их тушенкой и подсказали, как добраться до большой дороги.

suhenko– В 1986-м на полтора месяца попал в Гомельскую область. В то время у меня уже была семья, двое детей – тяжело было их оставлять, – рассказывает майор милиции в отставке Виктор Сухенко. – Я занимал должность заместителя начальника отделения профилактики Заводского РОВД, мне было 30. Тогда очень выручил руководитель – вместе с моей семьей ездил на дачу и помогал супруге накрывать парники.

На Гомельщине нас поселили в общежитии. В составе автопатруля мы обеспечивали охрану порядка. У нас было два УАЗа. Буквально через день мы задерживали мародеров, вывозивших из зоны отселения все, что представляло какую-либо ценность – посуду, телевизоры, одеяла, подушки… Встречались и те, кто умудрялся разбирать и вывозить дома.

На Радуницу был приказ пускать в зону отчуждения всех, кто хотел посетить могилы родственников. Тогда люди тоже пытались вывозить оттуда вещи.

А однажды случился пожар – полыхала трава. Чтобы огонь не распространился на лес, мы тушили его подручными средствами.

Помню, какие росли в зоне отчуждения яблоки и клубника – все как на подбор. А какая красивая природа там была! Мы едва сдерживались, чтобы не попробовать эти плоды и не искупаться в водоеме.

kushel i lipen– Мне было 25 лет, я служил милиционером роты патрульно-постовой службы милиции Заводского РОВД, – вспоминает прапорщик милиции в отставке Викентий Кушель. – Сперва меня направили в Калинковичский район, а потом перевели в Брагинский. Служил я там с августа по октябрь 1986-го.

Случалось, по ночам задерживали до 40 человек – люди возвращались на малую родину за своим имуществом. Им непросто было объяснить, что это опасно. Да и мы сами тогда не до конца все понимали.

Помню, уже светало, когда увидели выходившую из леса старушку – ее отселили за 10 км от родного дома. И вот она ночью, по лесу да по болоту с камышами, которые выше человеческого роста, шла к себе в хату за иконой.

Дом бабушки находился на окраине, именно в нем мы организовали пункт обогрева. У нас имелись переносные дозиметры. Напарник спал лежа на лавке, а я – сидя, и поутру радиация от его тела была больше, чем от моего.

photo 2022 04 25 23 26 18На этой встрече также присутствовали заместитель начальника Заводского РУВД по идеологической работе и кадровому обеспечению Юрий Лобанов и председатель первичной общественной организации ветеранов райуправления Валерий Липень, которые вручили почетным ликвидаторам подарки и награды – нагрудные знаки от председателя республиканской ветеранской организации и благодарности от начальника Заводского РУВД.

– Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить те страшные дни, когда вам по долгу службы необходимо было выбыть на охрану общественного порядка в зону отчуждения, – отметил Ю. Лобанов. – От себя и всего личного состава нашего райуправления хочу выразить вам слова благодарности за ваше мужество и героизм.

Фото предоставлены ГИОС Заводского РУВД

Смотрите также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Жителя Смолевичей попросили отправить денежный перевод, а он забрал наличность себе

Вынесен приговор 34-летнему ранее неоднократно судимому жителю Смолевичей, которого обвиняли в присвоении вверенного имущества, рассказали корреспонденту агентства «Минск-Новости» в прокуратуре Центрального района.

emil kalibradov gng af9a3so unsplash

Фото носит иллюстративный характер, фото Unsplash

Потерпевшая попросила фигуранта и его приятеля отправить 200 рублей ее сыну, который находился в тюрьме. В качестве благодарности за оказанную услугу она дала мужчинам 20 рублей на выпивку.

По пути на почту приятели купили бутылку водки и распили ее во дворе. Денежный перевод они отправить не смогли, поскольку неверно заполнили бланк. Решив не заморачиваться, фигурант забрал наличность и ушел продолжать банкет за чужой счет. Отдых удался настолько, что подробностей в деталях он вспомнить не смог.

Поскольку 200 рублей житель Смолевичей так и не вернул, женщина обратилась с заявлением в милицию. В отношении злоумышленника возбудили очередное уголовное дело. Вину он признал полностью, в содеянном раскаялся, причиненный потерпевшей ущерб добровольно возместил.

Обвиняемый нигде официально не трудоустроен, ранее пять раз привлекался к уголовной ответственности, в том числе и за имущественные преступления, – рассказал заместитель прокурора Центрального района Андрей Никольский. Суд признал его виновным в присвоении имущества лицом, которому оно вверено, совершенном повторно, и на основании ч. 2 ст. 211 УК Республики Беларусь назначил наказание в виде ограничения свободы без направления в исправительное учреждение отрытого типа на срок 2 года 6 месяцев, со штрафом в доход государства в размере 50 базовых величин (2 000 рублей), без лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Кроме того, обвиняемый должен пройти принудительное лечение от хронического алкоголизма.

Частные пансионаты закрылись. Реально ли устроить близких в государственные

С 1 октября в Беларуси прекратили свою деятельность частные пансионаты, не прошедшие лицензирование. В Сети начали появляться слухи о том, что воспользоваться альтернативными государственными учреждениями якобы невозможно, в том числе из-за очередей. Так ли это, разбирался корреспондент агентства «Минск-Новости» на примере Заводского района.

hands g84d844997 1280

Фото носит иллюстративный характер, pixabay.com

Сразу отметим, что в Территориальном центре социального обслуживания населения Заводского района опровергли пугающие фейки.

К нам уже обратились 14 человек по вопросам устройства родственников в государственные социальные пансионаты  все заявки удовлетворены, — уверила директор центра Наталья Абмётко. — Несмотря на то, что закрытие частных пансионатов было несколько неожиданным, мы справились с резким увеличением обращений и обеспечили социальную помощь нуждающимся.

По словам руководителя, для оказания услуги достаточно обратиться в отделение опеки и попечительства на ул. Алтайской, 64/1. При этом, если по каким-то причинам человека не получится сразу устроить в пансионат, ему организуют соцобслуживание на дому.

Жительница Заводского района Ирина поделилась своими впечатлениями о релокации свекрови из частного пансионата в государственный. Пожилая родственница является инвалидом I группы с тяжелой формой деменции и болезнью Альцгеймера. Она практически все время лежит после травмы ноги — ей требуется круглосуточный медицинский уход.

Свекровь более трех лет проживала в частном пансионате, а в конце сентября по уже известным причинам нас попросили забрать родственницу домой, — рассказала Ирина. — В итоге я обратилась в районный центр социального обслуживания населения, где помогли с оформлением и предложили услуги соцработника или сиделки.

По словам женщины, специалисты центра и медучреждений помогли оперативно собрать все необходимые документы. Благодаря этому на переезд понадобилось чуть больше недели.

Опасения минчанки, навеянные всеобщей паникой о якобы некачественном обслуживании постояльцев госпансионатов, развеялись после общения с персоналом.

С нами на постоянной связи терапевт и психиатр. По предварительной договоренности мы можем посещать свекровь, несмотря на закрытый тип пансионата. В общем, я смело могу сказать, что переезд родственницы ни для кого из близких не стал шоком, — рассказала собеседница.