Стеснялся прессы, был Героем Соцтруда. Рассказываем об одном из первых почетных граждан Минска
Герой Социалистического Труда Денис Булахов не любил повышенного внимания к себе, но званием «Почетный гражданин города Минска» гордился. О его судьбе — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
По новой традиции
До революции в Минске существовало немало регалий для знати и чиновников. Однако звания почетного гражданина города, как, например, в Москве, не было.
Лишь 14 сентября 1967 года городской Совет депутатов учредил звание «Почетный гражданин города Минска». Решение приурочили к 900-летию со дня основания Минска и 50-летнему юбилею Октябрьской революции. Заслуженный строитель Д. Булахов оказался среди первых удостоенных — вместе с особо отличившимися при освобождении нашей столицы от немецких оккупантов: командиром танкового корпуса Алексеем Бурдейным и командиром танкового взвода Николаем Колычевым.
Поскольку на фоне грядущего юбилея Великой Победы о военных издания расскажут еще не раз, подробнее остановимся на личности Булахова. На всех его официальных портретных снимках изображено лицо человека с волевым подбородком, высоким лбом. Можно сделать вывод, что он был суровым в решениях и поступках. Однако если посмотреть цветной хроникально-документальный фильм «Новый Минск» (1954), где присутствуют кадры с Денисом Григорьевичем, то на них увидим доброго, скромного, застенчивого мужчину, которому не по себе от того, что его персоне уделяют столько внимания. Будучи бригадиром, он не ходил по строительной площадке с папкой под мышкой, а наряду с другими, поправляя кепку, укладывал кирпич за кирпичом, делая это ловчее и быстрее находящихся рядом комсомольцев. В другом эпизоде, запечатлевшем возведение дома № 31 на современном пр. Независимости, Булахов закладывает в стену кирпичи, привезенные из легендарного дома Павлова в Сталинграде (ныне Волгоград). Потом то же самое делает его сталинградский коллега Николай Грачов. Они пожимают друг другу руки в присутствии прессы. И вновь Денису Григорьевичу неловко от внимания к нему. Происходит это летом 1952-го. Булахову еще нет 50 лет. Но почему-то кажется, что он гораздо старше. Уж точно не от беззаботной жизни в довоенные и военные годы.
Батрацкая доля
Родился Д. Булахов 6 декабря 1905-го в деревне Ольговке (ныне Черлакский район Омской области) в Сибири. Окончил всего два класса школы. С 8 лет батрачил в помещичьих хозяйствах, затем занимался черной работой на железной дороге, тоннами переваливал уголь, грузил его в тендеры (отсеки, где паровозы транспортировали твердое топливо). Какой-то период трудился сапожником, а с 1931 по 1934 год по комсомольской путевке — на строительстве Новокузнецкого металлургического комбината.
Там и приобрел профессию каменщика. Этим зарабатывал. В 1941-м стал солдатом. Участвовал в боях за Сталинград, освобождал Минск, дошел до Берлина в звании рядового. Сибиряк, увидев в 1944 году, во что превратилась столица БССР, после Победы приехал сюда и посвятил нашему городу 40 лет жизни. Сначала, как и многие, ютился в землянках, палатках на территории студгородка БГУ. Отстраивал храм науки. Был бригадиром каменщиков, маляров, потом возглавил комплексную бригаду Стройтреста № 4 Главминскстроя.
Неизвестно, хотел ли Денис Григорьевич быть публичной личностью. Но не секрет, что в Советской стране таковых назначали, заглянув в биографию. То, что строитель получил свои награды заслуженно, не может вызывать сомнений. Однако людей, восстанавливавших наш город, немало. К 1950-му их насчитывалось 22 тыс., а к 1960 году — почти 35 тыс. Многие из них достойны внимания. Но не каждый прошел идеальный путь в сложной первой половине ХХ века в СССР. У одних не вызывали доверия властей родственники, у других было сомнительное дореволюционное прошлое. Поэтому вне зависимости от желания нетщеславного работящего мужчины на первый план выдвинули именно его.
Время подумать
В 1948 году Булахову вручили орден Ленина. Вскоре он стал депутатом Мингорсовета. Все это прекрасно, так как, говоря о величественности и красоте нашей столицы, обычно вспоминают лишь архитекторов. Однако о людях, которые днями и ночами собственными руками восстанавливали Минск из руин, говорят редко.
Денис Григорьевич любил возводить строения из камня, глядя на то, как хорошеет город его мечты. Неизвестно и то, был ли он, имея два класса образования, одержим амбициями публициста. Тем не менее силился соответствовать возложенной на него миссии, потому всю жизнь учился, вникал, постигал технологии. В результате в 1950-е годы в газете «Советская Белоруссия» часто выходили его профильные материалы. А в 1961-м Госиздат БССР выпустил брошюру авторства Булахова «Строим город», в которой он поделился своим профессиональным опытом.
За три года до этого, в мае 1958-го, скромному сибиряку присвоили звание Героя Социалистического Труда.
С участием Дениса Григорьевича возводили привокзальные «Ворота Минска», ГУМ, цирк, Дворец культуры профсоюзов. В том числе его трудом построены 43 многоэтажных здания учреждений, семь средних школ, три детских сада, 18 жилых домов, расположенных в основном на пр. Независимости. Сам он, несмотря на регалии, из палаток и землянок перебрался сначала в общежитие барачного типа, после жил в коммунальной квартире и только в 1960-е получил отдельные квадратные метры в доме на Раковском шоссе (ныне ул. Притыцкого). Знающие Минск понимают: в ту пору в этом районе многокомнатных хором с высокими потолками и огромными коридорами не было. Но для заслуженного строителя, который всю жизнь провел в спартанских условиях, любое персональное жилье — предел мечтаний.
То, что от публичности Булахов оставался не в восторге, доказывает и факт его выхода на пенсию в 60 лет. Он отказался продолжить карьеру и стать кабинетным чиновником. Хотя ему предлагали. После этого Денис Григорьевич 20 лет прожил в городе, послевоенная история которого навсегда сплелась с его судьбой. Может быть, эти годы и стали для него самым счастливым временем.
Читайте также:
Стал знаменитым еще в детстве, но надолго ушел из кино. Вспоминаем Романа Мадянова
Из бузотерки в театральную диву. Как жила и работала народная артистка БССР Зинаида Броварская
Как Игорь Лученок придумал «Майский вальс», и кто обнаружил у него музыкальный слух