1200 90

Стоячая парта и тьюторы: в столичных школах создаются особые условия для детей с СДВГ

Побеседовали с психологом о том, как скорректировать поведение гиперактивных детей. Почему стоячие места в классах — must have для современных реалий и чем полезно заключение о том, что у ребенка СДВГ? Ответы — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

дети школа школьники

Фото Depositphotos

Сама терминология (СДВГ) пришла к нам с веяниями западной медицины. В советских медицинских справочниках не было такой аббревиатуры. В то время определенно существовало понимание гиперактивных детей, но не более того, — отмечает психолог Центра успешных отношений Алексей Усенко.

Для СДВГ, по словам специалиста, характерны следующие проявления: первый блок связан с дефицитом внимания (ребенок рассеянный, не может долгое время концентрироваться на одном объекте), второй — с гиперактивностью (непоседливый мальчик или девочка, постоянно хочет двигаться).

Повышенная возбудимость, как отмечает А. Усенко, чаще встречается среди юных представителей именно мужского пола, а не женского. Интересно, что у кого-то проявления заболевания комбинируются, а для других детей может быть характерна, например, только рассеянность или только гиперактивность.

Установить, нельзя игнорировать

Гиперактивность можно выявить, когда ребенку уже есть три года и более. Что касается дефицита внимания, это проявление реально заметить только в возрасте не менее шести-семи лет, когда у чада уже формируется мышление. В этом вопросе также важно учитывать, что все равно есть отклонения как в более раннюю, так и более позднюю стадию развития, — рассказывает А. Усенко.

Устанавливают синдром дефицита внимания и гиперактивности путем опросов, анкетирования как родителей чада, так и самого ребенка. Специалист предлагает несовершеннолетнему пройти тесты: например, что-нибудь написать, рассказать, нарисовать и т. д. От взрослых требуется информация о том, как их чадо спит, делает уроки, ухаживает за собой в быту и т. д.

В некоторых случаях специалист даже может обращаться к школьному психологу, чтобы анамнез был более точным, а также наблюдать за поведением ребенка в учреждении образования или дома, — добавляет психолог.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. Как лечить и чего опасаться родителямСиндром дефицита внимания и гиперактивности у детей. Как лечить и чего опасаться родителям

«Плюшки» заключения и техники борьбы с симптомом

По словам собеседника, с взрослением ребенка симптоматика СДВГ чаще всего пропадает, в случае, если среда, в которой чадо растет, не ухудшает его состояние. Поэтому оснований для существенных переживаний, по сути, нет, при условии, что наличие синдрома не оказывает негативного влияния на состояние несовершеннолетнего.

Некоторые родители совершенно не волнуются на счет того, что у ребенка СДВГ, и получают заключение о наличии диагноза исключительно для того, чтобы в последующем у них были какие-то «плюшки». Таким образом, взрослые могут перевести чадо на домашнее обучение или обеспечить несовершеннолетнему постоянную поддержку в лице тьютора, которого назначит администрация школы, — делится А. Усенко.

Но есть и другая категория родителей: те, кто из-за установленного СДВГ переживают и стремятся скорректировать поведение чада. Для таких случаев у специалистов припасена целая шеренга различных техник, нацеленных на снижение проявления синдрома. Парочкой «кейсов» психолог делится и с нами.

Ребенка, у которого есть проблемы с рассеянностью, ни в коем случае нельзя заставлять долгое время концентрироваться на одном объекте — для него это психологически сложно. Работая с ним, те же учебные занятия лучше всего разбивать на подблоки: условно, 15 минут пишем, следующие 15 уже говорим, — делится А. Усенко. — Таким образом, вы делаете отвлечение детей контролируемым.

Если говорить о гиперактивных детях, их практически в обязательном порядке необходимо отдавать в спортивные секции: тот же футбол, хоккей, акробатика, гимнастика и т. д. Ребенок сможет выплескивать накопившуюся энергию, да и самим родителям будет спокойнее, ведь, вместо того, чтобы сломать часы или затеять драку с братом, чадо сможет направить свою подвижность в полезное русло. Также с такими детьми рекомендуется чаще гулять на свежем воздухе, вовлекать их в активные игры и т. д.

depositphotos 51325433 s 2019

Фото носит иллюстративный характер, фото Depositphotos

Плюс ко всему, тут важно работать с правилами, чтобы несовершеннолетние понимали, где заканчиваются границы допустимых действий. Например, в школе существует такая проблема: учитель заставляет всех подопечных сидеть в течение 45 минут на одном месте и молчать. Для ребенка с СДВГ это практически невыполнимая задача, — рассказывает психолог. — Соответственно, можно ввести следующее правило: ученик с гиперактивностью, условно, заводит будильник, который зазвенит через двадцать минут после начала урока. Как только несовершеннолетний слышит характерный сигнал — он может выйти в коридор на пару минут и прогуляться.

Альтернатива этому решению уже введена в китайских школах: там в классах есть стоячие парты. Вероятно, читатель сейчас парирует фразой: «Ну это же не в Беларуси!», однако у нас имеется для вас контраргумент. В ряде минских школ, по словам А. Усенко, уже есть конкретные примеры создания для детей с СДВГ особых условий: к примеру, у несовершеннолетнего есть индивидуальный тьютор. Была даже такая история: отец гиперактивного ребенка самостоятельно сделал для своего чада приставной столик, который позволяет школьнику стоять во время урока.

Насколько я знаю, другие ученики даже стали завидовать однокласснику. И на данный момент среди родителей обсуждается вопрос возможности организации нескольких стоячих мест, чтобы у всех желающих была возможность при необходимости сменить парту, — делится психолог.

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
От -7 °С до +2 °С будет в Беларуси 23 ноября, местами обещают снег

В республике температура воздуха ночью 23 ноября составит от -7 °С по северо-западу до +1 °С по юго-востоку, днем — -3 … +2 °С, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

apd 2500 1

В субботу местами по стране, а ночью на большей части Гомельской и Могилёвской областей ожидается снег, в том числе мокрый. По востоку этих регионов — сильный снег. В ночные и утренние часы местами прогнозируются налипание мокрого снега и слабый гололед. На отдельных участках дорог образуется гололедица. Не исключен порывистый ветер.

В Бресте в светлое время суток будет 0… +2 °С, в Гомеле — до +1 °С. В Гродно, Могилёве и Витебске будет -1… +1 °С, в Минске — 0… -2 °С.

Среди лауреатов XIX Международного кинофестиваля «Победили вместе» фильмы минских режиссеров

В Сочи завершился XIX Международный кинофестиваль «Победили вместе» им. Владимира Меньшова. На конкурсы форума поступило около 600 работ из 50 стран. В этой конкурентной среде, по мнению жюри пяти профессиональных конкурсов, отмечены белорусские работы. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

photo 2024 11 22 21 43 45

В номинации «Документальный проект» приза «Новый взгляд» удостоен фильм Екатерины Шаромет о художнике-мультипликаторе, создавшем образы Крокодила Гены, Чебурашки, Снежной королевы и многих других персонажей. Это «Леонид Шварцман. Сказка о мальчике и старом городе» (Студия исторических фильмов Владимира Бокуна). В конкурсе киношкол приз «Лучший фильм» получила работа студентки Белорусской государственной академии искусств Екатерины Ксёнц «Вверх тормашками» (мастер — Галина Адамович) за творческое воплощение темы становления личности в подростковом возрасте.

Почетную награду имени Святослава Бэлзы присудили фильму «Майя Плисецкая, которую мы не знали». Автор — Николай Ефимович, производство телеканала «БЕЛРОС» при участии Генерального продюсерского центра (г. Минск). В фильме использована редкая хроника, частное видео, эксклюзивные комментарии. Все это делает кино уникальным и неповторимым. Поздравляем коллег!

Фото автора