Стоячая парта и тьюторы: в столичных школах создаются особые условия для детей с СДВГ
Побеседовали с психологом о том, как скорректировать поведение гиперактивных детей. Почему стоячие места в классах — must have для современных реалий и чем полезно заключение о том, что у ребенка СДВГ? Ответы — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
— Сама терминология (СДВГ) пришла к нам с веяниями западной медицины. В советских медицинских справочниках не было такой аббревиатуры. В то время определенно существовало понимание гиперактивных детей, но не более того, — отмечает психолог Центра успешных отношений Алексей Усенко.
Для СДВГ, по словам специалиста, характерны следующие проявления: первый блок связан с дефицитом внимания (ребенок рассеянный, не может долгое время концентрироваться на одном объекте), второй — с гиперактивностью (непоседливый мальчик или девочка, постоянно хочет двигаться).
Повышенная возбудимость, как отмечает А. Усенко, чаще встречается среди юных представителей именно мужского пола, а не женского. Интересно, что у кого-то проявления заболевания комбинируются, а для других детей может быть характерна, например, только рассеянность или только гиперактивность.
Установить, нельзя игнорировать
— Гиперактивность можно выявить, когда ребенку уже есть три года и более. Что касается дефицита внимания, это проявление реально заметить только в возрасте не менее шести-семи лет, когда у чада уже формируется мышление. В этом вопросе также важно учитывать, что все равно есть отклонения как в более раннюю, так и более позднюю стадию развития, — рассказывает А. Усенко.
Устанавливают синдром дефицита внимания и гиперактивности путем опросов, анкетирования как родителей чада, так и самого ребенка. Специалист предлагает несовершеннолетнему пройти тесты: например, что-нибудь написать, рассказать, нарисовать и т. д. От взрослых требуется информация о том, как их чадо спит, делает уроки, ухаживает за собой в быту и т. д.
— В некоторых случаях специалист даже может обращаться к школьному психологу, чтобы анамнез был более точным, а также наблюдать за поведением ребенка в учреждении образования или дома, — добавляет психолог.
«Плюшки» заключения и техники борьбы с симптомом
По словам собеседника, с взрослением ребенка симптоматика СДВГ чаще всего пропадает, в случае, если среда, в которой чадо растет, не ухудшает его состояние. Поэтому оснований для существенных переживаний, по сути, нет, при условии, что наличие синдрома не оказывает негативного влияния на состояние несовершеннолетнего.
— Некоторые родители совершенно не волнуются на счет того, что у ребенка СДВГ, и получают заключение о наличии диагноза исключительно для того, чтобы в последующем у них были какие-то «плюшки». Таким образом, взрослые могут перевести чадо на домашнее обучение или обеспечить несовершеннолетнему постоянную поддержку в лице тьютора, которого назначит администрация школы, — делится А. Усенко.
Но есть и другая категория родителей: те, кто из-за установленного СДВГ переживают и стремятся скорректировать поведение чада. Для таких случаев у специалистов припасена целая шеренга различных техник, нацеленных на снижение проявления синдрома. Парочкой «кейсов» психолог делится и с нами.
— Ребенка, у которого есть проблемы с рассеянностью, ни в коем случае нельзя заставлять долгое время концентрироваться на одном объекте — для него это психологически сложно. Работая с ним, те же учебные занятия лучше всего разбивать на подблоки: условно, 15 минут пишем, следующие 15 уже говорим, — делится А. Усенко. — Таким образом, вы делаете отвлечение детей контролируемым.
Если говорить о гиперактивных детях, их практически в обязательном порядке необходимо отдавать в спортивные секции: тот же футбол, хоккей, акробатика, гимнастика и т. д. Ребенок сможет выплескивать накопившуюся энергию, да и самим родителям будет спокойнее, ведь, вместо того, чтобы сломать часы или затеять драку с братом, чадо сможет направить свою подвижность в полезное русло. Также с такими детьми рекомендуется чаще гулять на свежем воздухе, вовлекать их в активные игры и т. д.
— Плюс ко всему, тут важно работать с правилами, чтобы несовершеннолетние понимали, где заканчиваются границы допустимых действий. Например, в школе существует такая проблема: учитель заставляет всех подопечных сидеть в течение 45 минут на одном месте и молчать. Для ребенка с СДВГ это практически невыполнимая задача, — рассказывает психолог. — Соответственно, можно ввести следующее правило: ученик с гиперактивностью, условно, заводит будильник, который зазвенит через двадцать минут после начала урока. Как только несовершеннолетний слышит характерный сигнал — он может выйти в коридор на пару минут и прогуляться.
Альтернатива этому решению уже введена в китайских школах: там в классах есть стоячие парты. Вероятно, читатель сейчас парирует фразой: «Ну это же не в Беларуси!», однако у нас имеется для вас контраргумент. В ряде минских школ, по словам А. Усенко, уже есть конкретные примеры создания для детей с СДВГ особых условий: к примеру, у несовершеннолетнего есть индивидуальный тьютор. Была даже такая история: отец гиперактивного ребенка самостоятельно сделал для своего чада приставной столик, который позволяет школьнику стоять во время урока.
— Насколько я знаю, другие ученики даже стали завидовать однокласснику. И на данный момент среди родителей обсуждается вопрос возможности организации нескольких стоячих мест, чтобы у всех желающих была возможность при необходимости сменить парту, — делится психолог.