Страсти по капремонту: что пошло не так в пятиэтажке на Партизанском проспекте
От жителя дома № 56 на пр. Партизанском поступила жалоба: капремонт этой пятиэтажки длится уже более двух с половиной лет и вроде как не близится к завершению. Что пошло не так в этом доме, разбирался корреспондент агентства «Минск-Новости».
— Капитальный ремонт начался в декабре 2016-го и до сих пор не завершен, — эмоционально поведал в телефонном разговоре владелец квартиры в 1-м подъезде Александр Баханьков. Претензии жильца можно разделить по трем позициям: необоснованно затянутый срок работ, отсутствие газоснабжения в его квартире и неопределенность с ремонтом подъезда.
— В сентябре 2017 года в доме отключили газ, — рассказал читатель. — Его запустили в январе-феврале 2018-го. Но моей квартиры это не коснулось, по сей день пользуюсь электроплиткой, трачу большие деньги. В чем причина? Подрядчики-газовщики сказали, что не дадут газ, потому что отсутствует дверь на кухню — в соседней комнате делаю ремонт. Но это незаконно: я обращался в «Мингаз», и там ответили, что установка дверного полотна между кухней и комнатой не обязательна. Кроме того, когда сняли газовую колонку, хвосты труб не обрезали, хоть я и просил, чтобы была возможность положить плитку. Так и торчат до сих пор…
Косметический ремонт подъезда, по мнению собеседника, начали делать в июне 2019 года без согласия жильцов, но за их счет. Работы прекратились после обращения Александра Артемьевича в Мингорисполком. При этом места общего пользования в плохом состоянии, болтаются провода, их узлы не помещены в коробки.
— Решетки возле стеклопакетов не закреплены. Просили подрядчика за наш счет заменить почтовые ящики — не заменили. В 3-м подъезде затоплен подвал — прорвало отремонтированные трубы… — перечисляет недоделки владелец квартиры. Говорит, что жильцы направляли коллективные жалобы в разные инстанции, но все замыкается на ЖКХ Заводского района, и просвета нет.
Наш корреспондент прибыл по названному адресу, но ни строительных лесов, ни другой характерной для капремонта атрибутики не обнаружил. Фасад не выглядит свежеокрашенным. Торцевые стены утеплены. Балконы приведены к единому образцу с использованием листов металлопрофиля. Подъезды, кстати, выходящие не во двор, а на проспект, закрыты на металлические двери. В один из них удалось попасть. Действительно, стены нужно оштукатурить и покрасить.
Главный инженер ЖКХ Заводского района Сергей Рубанов согласился ответить на любые вопросы и начал с неожиданного заявления: капремонт дома № 56 на пр. Партизанском был завершен еще в феврале 2018 года. К работам приступили в декабре 2016-го. Проектный срок — 4 месяца, фактический — 15 месяцев. Еще нюанс: ремонт фасадов, балконов и утепление торцов выполнили еще в 2014 году за средства текущего ремонта, поэтому в проект на капремонт эти работы не включали.
— Что же пошло не так?
— В процессе капремонта стали поступать многочисленные обращения жильцов. Во-первых, по балконам: где-то нарушена стяжка, у кого-то плита или ограждение были в неудовлетворительном, по мнению собственников, состоянии. Во-вторых, по монтажу газа. Часть квартир — транзитные, то есть по проекту трубопровод из одной квартиры прокладывается в другую через смежную стену. Некоторые жильцы отказывались от такого решения. Были и другие замечания. На основании обращений в проект вносились изменения — в него включили демонтаж и восстановление стяжки, гидроизоляционного слоя на отдельных балконах; откорректировали схему теплоснабжения. Как следствие, были необходимы дополнительные согласования технических условий, проведение повторной экспертизы проекта, по которой получено положительное заключение в августе 2017 года. При этом другие работы по капремонту, например, замена кровли, системы отопления, стояков холодного и горячего водоснабжения, канализации, электрики до ввода в квартиры не прекращались.
— Какие возникли проблемы с подключением газа?
— По монтажу всё сделали. Дальше порядок такой: комиссия УП «Мингаз» выезжает на объект, проверяет на прочность и плотность трубопроводы и оборудование, и, если нет замечаний, дает команду на пуск газа. Замечания возникли, в частности, по квартире А. Баханькова: согласно регламенту, газовая плита должна находиться в изолированном помещении с дверью, а ее не было. Комиссия выдала собственнику предписание на устранение нарушения. Реакции не последовало. Затем подали иск в суд. В результате около трех месяцев часть квартир, запитанных от одного стояка, оставались без газоснабжения. Сейчас газ есть у всех, за исключением квартиры Баханькова и еще одной — там ситуация была вообще шоковая. Представьте: на завтра запланирован пуск газа, а сегодня вечером звонит собственник квартиры и говорит: «Мне газ не нужен, буду ставить электроплиту». Пытаюсь его вразумить, что есть проект, так вопрос не решается. Он парирует: «Решается, я уже обрезал в квартире газовые трубы, лежат в подъезде, забирайте». Конечно, был составлен протокол о нарушении правил переустройства. Более того, мы идем в вышерасположенную квартиру и просим разрешить врезаться газовой трубой к ним со стороны фасада. Договорились. Проектировщики изменили схему газоснабжения с учетом этих нюансов.
— После завершения капремонта у других жильцов были какие-то претензии?
— Были, и большинство можно отнести к гарантийным случаям. После капремонта спустя какое-то время выявляются те или иные дефекты, их устраняет бывший подрядчик. Гарантия длится пять лет. Например, поступали жалобы на расшатавшиеся решетчатые конструкции, которые установлены в нижней части окон в местах общего пользования. Подрядчик их укрепил. В подъезде появились сколы на ступеньках на участках, которые восстанавливали в ходе КР. Их заделали. Были вопросы по техническому обслуживанию — ими занимается ЖЭУ, замечания устранены. Месяц назад представители нашего предприятия, Госстройнадзора, администрации Заводского района, ЖЭУ, подрядной организации проводили комиссионное обследование по вопросам качества проведенного капремонта. Также наши специалисты обходили квартиры, чтобы непосредственно от жильцов услышать жалобы, замечания не только по прошедшему капремонту, но и в целом по содержанию жилого дома. Удалось попасть примерно в 20 квартир, остальным собственникам опустили в почтовые ящики уведомления с указанием номеров телефонов, куда они могут позвонить и рассказать, что их беспокоит.
Сейчас по обращениям на балконах двух квартир устраняют проявившиеся дефекты. Во-вторых, мы пошли навстречу жильцам 3-го подъезда, которые захотели расширить примерно на полметра ступени крыльца, чтобы было удобнее выходить с детской коляской. Разработан проект, подрядная организация, выполнявшая капремонт, на безвозмездной основе сделает это расширение. В-третьих, будем менять козырьки-экраны возле подъездов, проводится тендер по выбору исполнителя.
— Ремонт подъездов обсуждался?
— Неоднократно — и на собраниях с жильцами, и в ходе поквартирного опроса. Текущий ремонт мест общего пользования проводится за счет средств жителей согласно приказу Министерства жилищно-коммунального хозяйства от 04.02.2015 № 5. Мы предлагали его сделать по окончании капремонта, показывали смету, объясняли, что есть три варианта: либо ремонт выполняет ЖЭУ (другой подрядчик, определенный по результатам торгов), либо жильцы своими силами, либо они нанимают стороннюю организацию, имеющую соответствующую лицензию. Последний раз поквартирный обход совершали около месяца назад. В итоге жители в подъездах № 1 и № 2 отказались от услуг ЖЭУ и сказали, что будут делать сами. По подъезду № 3 только два собственника выразили желание сделать ремонт своими силами, так что выполнять его будет наш подрядчик. Мы заблаговременно уведомим жильцов, чтобы укрыли полиэтиленом двери, убрали коврики. На следующей неделе планируется приступить к работам. Что касается слаботочных сетей в подъездах, они находятся на техническом обслуживании организаций-провайдеров. Их укрепили и привели в надлежащий вид.
— Подвал в 3-м подъезде действительно затоплен?
— Впервые слышу…
P.S.
Спустя некоторое время С. Рубанов сообщил: проведена проверка, в подвале сухо.
Фото Сергея Лукашова