Строительство 3-й линии минского метро – дюжина вопросов и ответов
Самые распространенные вопросы о строительстве новой ветки подземки корреспондент агентства «Минск-Новости» адресовала специалистам –начальнику УП «Дирекция по строительству Минского метрополитена» Павлу Царуну и директору ОАО «Минскметропроект» Валерию Чеканову.
– К чему такие сложности с делением линии на участки, этапы, пусковые комплексы? Объясните, наконец, какие станции будут строить в ближайшее время, а какие – в перспективе.
– Такое деление было предусмотрено проектной документацией, – объясняет П. Царун. – В 1-й участок 3-й линии протяженностью 7,7 км включены 7 станций, инженерный корпус, здание обслуживающего персонала и электродепо. Но ближайшая перспектива – это 1-й пусковой комплекс длиной 4 км, в который войдут 4 станции:
– «Ковальская Слобода» (на пересечении ул. Жуковского и ул. Воронянского);
– «Вокзальная» (у железнодорожного вокзала со стороны ул. Дружной и ул. Вокзальной);
– «Площадь Франтишка Богушевича» (на пересечении пр. Дзержинского, ул. Немиги и ул. Клары Цеткин);
– «Юбилейная Площадь» (в районе одноименной площади).
После сооружения этого участка в минском метро появятся два дополнительных пересадочных узла: «Площадь Ленина» – «Вокзальная» и «Фрунзенская» – «Юбилейная площадь». 4 новые станции планируется открыть для пассажиров в 2018 году.
Во 2-й пусковой комплекс первого участка войдут очередные 3 станции и электродепо, построены они будут не ранее 2020-го:
– «Слуцкий Гостинец» (на пересечении ул. Лейтенанта Кижеватова и ул. Корженевского);
– «Неморшанский Сад» (на перекрестке ул. Кижеватова и ул. Осиповичской);
– «Аэродромная» (на территории бывшего аэропорта Минск-1).
Подготовка территорий для сооружения этого отрезка подземного пути начнется в 2015 году, а само строительство – ориентировочно в 2016-м. Но, подчеркивает начальник Дирекции по строительству Минского метрополитена Павел Царун, такие планы реальны при условии стабильного финансирования. Надо иметь в виду, что в этот период метростроителям нужно будет заканчивать 1-й пусковой комплекс и одновременно раскрывать фронт работ для 2-го.
2-й участок 3-й линии метро – это следующие 4 станции, которые построят на пути от пл. Юбилейной к пл. Бангалор:
– на пересечениях пр. Победителей и ул. Мельникайте;
– пр. Машерова и ул. Кропоткина;
– ул. Максима Богдановича и ул. Веры Хоружей;
– на пл. Бангалор.
Сроки начала и, естественно, окончания сооружения этого участка пока не называют.
– Что делается для оптимизации процесса строительства подземки? Не хочется снова годами мучиться, объезжая перекрытые дороги…
– Перегонные тоннели 3-й линии в основном будут строить закрытым способом (с помощью механизированного тоннелепроходческого комплекса). Поэтому в зоне сооружения тоннелей дороги будут перекрываться по минимуму, – говорит П. Царун. – Однако при перекладке инженерных коммуникаций и строительстве самих станций ограничивать движение кое-где придется.
Сейчас, к примеру, в зоне будущей станции «Ковальская Слобода» перекладывают инженерные сети, в связи с чем временно закрыт проезд на участке ул. Жуковского и смещено движение на небольшом отрезке ул. Воронянского. При строительстве станции мы должны будем закрыть другой участок ул. Жуковского, о чем сообщим дополнительно.
В связи с этим некоторые минчане уже высказывают недовольство. К примеру, жители одного дома, расположенного недалеко от упомянутого перекрестка Жуковского – Воронянского сетуют на то, что из-за строительных работ изменены автобусные маршруты, людям приходится идти к остановке дольше, чем прежде.
– Не стоит, наверное, напоминать о том, насколько значима эта стройка для города, – высказывает свое мнение Валерий Чеканов. – А люди, сетующие сегодня на временные неудобства, забыли о важной детали: через несколько лет почти рядом с их домами откроется станция метро…
– Проходческий щит, о котором так много говорят, уже готов к работе?
– Пока нет. Заключен контракт с французской компанией на приобретение этого оборудования. Ко времени его прибытия строителям нужно подготовить территорию. Прежде чем комплекс заработает, надо вырыть котлованы, для запуска и приема щита подготовить железобетонную тоннельную обделку (тюбинги), сделать упоры, подвести электроэнергию – и только после этого можно запускать щит.
Специалисты отмечают, что это оборудование позволит ускорить сооружение тоннелей примерно в пять раз: с 50–60 м в месяц до 250–300 м.
– Откуда и куда направят щит в первую очередь?
– Проходка будет вестись в двух направлениях от будущей станции «Вокзальная», – объясняет В. Чеканов. – Первым этапом щит пойдет в сторону пл. Юбилейной транзитом через пл. Богушевича. Оборудование достигнет этой точки, проделав в грунте один тоннель, там его демонтируют и снова запустят со станции «Вокзальная»: так под землей появится второй тоннель. А на завершающем этапе механизированный щит пойдет к станции «Ковальская Слобода».
– Какие работы ведутся сейчас?
– Идет подготовка стройплощадок на месте будущих станций «Ковальская Слобода» и «Вокзальная»: продолжается снос мешающих строительству зданий и сооружений, перекладываются инженерные сети, начинают рыть котлованы.
– Когда речь заходит о новом участке строительства метро, специалисты часто упоминают о его особенностях, среди которых – насыщенность инженерными сетями. Что это значит?
– Действительно, инженерных коммуникаций в зоне сооружения 1-го пускового комплекса гораздо больше, чем было при строительстве предыдущих веток, – подчеркивает Павел Царун. – Это водопроводы, ливневки, фекальная канализация, кабельные и телефонные линии, которых в центре города огромное количество. Их перекладка и обустройство стройплощадок – первоочередная задача наряду со сносом зданий.
– Кстати, о сносе. Обычно этот этап подготовки сооружения метро проходит довольно болезненно. Как обстоит дело сейчас?
– 3-я линии пройдет по территории давно сложившейся плотной застройки, и без сноса зданий не обойтись. Этот этап, как правило, занимает больше всего времени в процессе подготовки строительства метро. Основные объемы сноса сконцентрированы вокруг будущих станций «Ковальская Слобода», «Вокзальная», «Площадь Богушевича» и частично над перегонами. Станция «Юбилейная площадь» расположится под проезжей частью, поэтому сноса там практически не будет, – отмечает Павел Царун. – Большинство минчан понимают важность метрополитена для города и соглашаются на переезд. Сложности возникают в основном тогда, когда граждане пытаются за счет строительства метро решить свои жилищные проблемы. В таких случаях не обойтись без судебных разбирательств. В принципе люди заранее знают, что на этой территории будет проходить 3-я линия метро: существует Генплан развития города до 2030 года, кроме того, в 2009 году мы направили жильцам уведомления о том, что их дома расположены в зоне сооружения метро и подлежат сносу. Но конфликтов иногда избежать не удается. Всего в судах сейчас рассматривается свыше 10 исков. Некоторые разбирательства длятся уже более года.
– Из-за подобных ситуаций в некоторых местах метростроители не могут начать перекладку сетей, – продолжает тему директор ОАО «Минскметропроект» Валерий Чеканов. – По заданию заказчика мы ищем временные решения, позволяющие на какой-то период обойти территорию с проблемными домами. Но не всегда это возможно. Кроме того, реализация таких решений требует не только дополнительного времени, но и денег.
Разработку проектной документации по перспективным участкам 3-й линии в сторону Зеленого Луга и даже по нескольким станциям 4-й линии не собираются откладывать в долгий ящик. После подготовки необходимых документов там можно будет приступать к отселению жильцов и сносу домов. Возможно, если это удастся сделать заранее, и строительство в будущем пойдет быстрее.
– Где планируется ликвидация строений в ближайшее время?
Снос ожидает часть административных и производственных зданий ОАО «Сукно» и ОАО «Галантэя». В соответствии с действующим законодательством предприятия получают компенсацию за сносимые здания и решают вопросы переезда.
В Заводской район с ул. Жуковского переезжает спецшкола № 18 для детей с тяжелыми нарушениями речи. На ее месте построят корпус обслуживающего персонала метрополитена.
В зону строительных работ и перекладки инженерных коммуникаций попадает также ряд домов (в основном усадебной застройки) на ул. Аэродромной, Вокзальной, Рабкоровской, Дружной, Быховской, Сенницкой, Жуковского, в Сенницком проезде, Проездном и Студенческом переулках и других.
Всего вдоль 1-го участка 3-й линии (от Курасовщины до пл. Юбилейной) планировалось снести 142 здания и сооружения, из которых 102 – административные и 38 – жилые. Уже сровняли с землей 22, по 39 строениям готовится документация.
– Будут ли новые станции чем-то отличаться от существующих – функционально и с точки зрения оформления?
Нового при сооружении этой ветки метро будет немало – и для строителей, и для пассажиров. Тоннелепроходческий комплекс, который будет использоваться в Минске впервые, специалисты уже упомянули. Теперь – о перегонных тоннелях и станциях.
Одна из главных особенностей нового строительства – часть тоннелей пройдет на глубине более 20 м, тогда как прежде уровень залегания сводов тоннелей в минском метро в среднем варьировался от 10 до 15 м. Ниже своих предшественниц окажутся и некоторые станции.
Лишь одна «Ковальская Слобода», по словам Валерия Чеканова, – привычная для Минска станция мелкого заложения (котлован глубиной 10-12 м) с лестничными спусками и без эскалаторов.
Что касается оформления, то, отталкиваясь от названия станции, авторы предлагают прикоснуться к истории и культуре ремесленничества в Беларуси с помощью сюжетных графических и скульптурных произведений.
Пересадочная станция «Вокзальная» первоначально предполагалась более глубокой, чем в конечном варианте. Она должна была проходить под первой линией, но проектировщики ее подняли, чтобы несколько удешевить строительство.
Но главное отличие «Вокзальной» от других станций в другом: ее оборудуют наземным вестибюлем, в котором разместятся кассовый зал, турникеты, служебные помещения.
Из вестибюля пассажиры смогут пройти на платформу по обычной лестнице или перейти на станцию «Площадь Ленина» по пересадочному тоннелю, воспользовавшись эскалатором и траволатором (горизонтальным аналогом эскалатора). Траволатор – еще одна новинка, которая появится в минском метро. Нужен он для того, чтобы облегчить пассажирам пересадку на смежную станцию. Впрочем, останется возможность пройти по пересадочному тоннелю и пешком.
Основная концепция интерьера станции – декор, присутствующий в современном здании вокзала с включениями красного и теплого зеленого тонов. Авторы концепции справедливо полагают, что «Вокзальная» – не только часть пересадочного узла, но в какой-то степени и лицо города. Поэтому она должна быть светлой, просторной, удобной, технически оснащенной.
Отдельная тема – станция «Площадь Франтишка Богушевича».
– Нужна ли она вообще? – интересуются минчане. – Будет ли на ней пассажиропоток?
По словам Валерия Чеканова, проектировщики предлагали вообще обойтись без этой станции, поскольку вокруг площади Богушевича в ближайшее десятилетие не ожидается строительства крупных жилых массивов. Административные здания ОАО «Сукно» и ОАО «Галантэя» ликвидируются по программе выноса предприятий, неподалеку – охранная зона территории бывшего еврейского кладбища, на которой не допускается строительство. Поэтому поблизости в будущем могут вырасти лишь несколько многоэтажек. Крупных объектов притяжения населения, кроме Музыкального театра, рядом нет.
Однако, по мнению архитекторов города, в перспективе станция метро будет здесь очень востребованной, особенно если учесть, что улица Немига и сегодня перенасыщена наземным транспортом.
– Нельзя ли «Площадь Франтишка Богушевича» построить позже, когда ее необходимость станет более очевидной?
– Теоретически возможно в уровне тоннеля создать конструкцию и засыпать ее землей, не строя саму станцию, а спустя какое-то время откопать и достроить, – пояснил директор ОАО «Минскметропроект». – Это где-то на 20 % удешевило бы сооружение метро на данный момент. Но впоследствии такое строительство обошлось бы намного дороже. Мы предлагали и такой вариант.
К сведению
Посадка станций определена в Генплане развития Минска до 2030 года. ОАО «Минскметропроект» разрабатывает технические решения по воплощению в жизнь этих планов. Обычно станции метро привязываются к местам пересадок пассажиров с одних видов транспорта на другие, большим жилым районам или крупным общественным объектам.
Станция «Площадь Богушевича» расположится на глубине примерно 12 м из-за существующих сетей, расположенных на 7-метровой глубине.
Станцию оформят в теплых бежево-коричневых тонах, которые, по мнению архитекторов, будут ассоциироваться с образом сельской усадебной архитектуры и времени, в которое жил Богушевич. На платформе вырастут светлые золотисто-бежевые колонны, облицованные металло-керамическими панелями с изображением пшеничного поля…
Самой глубокой в минской подземке станет «Юбилейная площадь»: она опустится под землю на 26 м. По словам Валерия Чеканова, во время строительства 2-й линии метро «Фрунзенская» уже рассматривалась как пересадочная станция. Поэтому элементы пересадочного узла были заложены здесь изначально. Осталось лишь примкнуть к ним тоннели другой линии. Так же было и на «Октябрьской».
В районе этого пересадочного узла построят еще и соединительную ветку – чтобы на первом этапе эксплуатации поезда могли заезжать на 3-ю линию со 2-й.
Главная идея оформления этой станции – создание настроения праздника, эмоционального подъема и торжественности.
– Говорят, на новых станциях будут установлены ограждения, отделяющие платформы от путей. Что они собой представляют?
Это еще одно важное новшество. Так называемые барьеры безопасности высотой 1,6 м будут изготовлены из прозрачного или полупрозрачного закаленного стекла. Благодаря им, считают специалисты, удастся избежать случаев падения пассажиров на рельсы и попыток суицида, поскольку двери этих ограждений будут открываться только по прибытии на станцию поезда.
Проект станции «Слуцкий гостинец»