Строительство станций 3-й линии метро: что уже сделано
Корреспонденты газеты «Минский курьер» оценили строящиеся станции 3-й линии метро и заглянули в те зоны, куда не попадает обычный горожанин.
Сейчас сооружается продолжение Зеленолужской линии — станции «Аэродромная», «Неморшанский Сад» и «Слуцкий Гостинец». Перегонные тоннели между ними уже проложены, идет работа над станционными комплексами. Самая высокая готовность у «Аэродромной». Туда и отправляемся на своеобразную экскурсию.
«Аэродромная»
«Аэродромная» — станция с двумя вестибюлями, один из которых расположится у бизнес-центра жилого комплекса «Минск Мир», второй — на перекрестке магистральных улиц района. В общей сложности шесть входов в метро.
Станцию возводят открытым способом: делают котлован, в котором и строят комплекс. Когда основные железобетонные конструкции готовы, их прячут в земле.
— Здесь недавно закончили обратную засыпку станции, — делится заместитель главного инженера «Минскметростроя» Григорий Журавлев. — Процесс этот небыстрый, идет по технологии: засыпали 200 мм грунта, уплотнили, затем следующий слой. После должна пройти деформация конструкций, и можно приступать к отделочным работам. Так как здесь после засыпки прошла стабилизация деформаций, то ведется отделка в вестибюлях и служебных помещениях.
Каждая станция — это не только то, что мы видим (вестибюль, эскалаторы, платформа), но и множество служебных помещений. Здесь их без малого 200! Что же это за тайные комнаты? В них размещаются все службы подземки, начиная от кабинета начальника станции до комнаты для хранения уборочного инвентаря. Много специальных технологических помещений. Заглядываем в несколько из них.
— Это совмещенная тягово-понизительная подстанция, отсюда распределяются все электромощности, нужные для работы метро, — поясняет собеседник. — В одном зале находятся трансформаторы, в другом — распределительная аппаратура. Сейчас наши специалисты занимаются монтажом оборудования, к которому потребуется присоединить сотни километров кабеля.
Проходим через вестибюль, где уже идут чистовые облицовочные и малярные работы. Заглядываем в распределительный зал — так по проекту называется пространство перед входом в вестибюль метро.
— Здесь будут торговые помещения, их контуры уже видны, — отмечает начальник участка Тоннельного отряда № 1 Павел Фатеев.
Наступило время спуститься на платформу. Она здесь сводчатого типа, без колонн. Из одного вестибюля к поездам можно будет попасть по эскалаторам, из другого — по лестнице и на лифте. С «Аэродромной» в будущем сделают переход на 4-ю линию подземки.
— Под станцией уже заложены перспективные пешеходные переходы, — уточняет Григорий Журавлев. — Выходы — в центре платформы.
С платформы спускаемся в тоннель.
— Сейчас идет устройство верхнего строения пути, — комментирует заместитель главного инженера, — укладывается бетонное основание, блоки. Деревянных шпал уже нет, их заменили на современные виброгасящие блоки, на которые укладывают рельсы. Сейчас в одном из тоннелей идет рельсосварка — процесс сложный и ответственный. Важно, чтобы на пути поезда было минимальное количество стыков. Поскольку рельсы мы получаем длиной 25 м, то свариваем их в так называемые плети длиной не менее 100 м.
Кстати, перегон от «Аэродромной» до «Неморшанского Сада» составляет 1 800 м, это 1 320 бетонных колец обделки тоннеля, каждое из которых 1,4 м в ширину.
«Неморшанский Сад»
Станция расположится на пересечении улиц Лейтенанта Кижеватова и Осиповичской. Здесь единственный вестибюль разместится над платформой, на которую будут вести четыре эскалатора. На платформе запланировано два ряда колон.
На саму станцию мы спускаться не стали, понаблюдали за процессом с верха котлована, откуда видны разные стадии работы. На одном участке делается покрытие — своеобразная крыша станционного комплекса. Здесь как раз идет процесс бетонирования покрытия. На другом еще просматриваются внутренние конструкции.
— Уже четыре месяца ведутся отделочные работы, в основном штукатурные, а также кладка перегородок в служебных помещениях, — отмечает Григорий Журавлев. — Одновременно заканчивается сооружение конструкции станции на небольшом участке. Приступили и к строительству одного из входов в подземку. Часть станции уже засыпана. Думаю, в августе вы на поверхности уже ничего не увидите, всё будет под землей, кроме сооружений входа и вентканала.
Также идет восстановление проезжей части на засыпанном участке перегонного тоннеля, который возводился открытым способом. Вскоре планируется пустить движение по привычной трассировке улицы, за исключением небольших участков.
«Слуцкий Гостинец»
Расположится на пересечении улиц Лейтенанта Кижеватова, Корженевского и Серова. Здесь будет два входа в один вестибюль, из которого на платформу ведет лестница и лифт для маломобильных групп населения. По центру платформы — ряд колон.
К сооружению этой станции приступили позже всего, потому процесс здесь пока на другой стадии.
— Одновременно идет и разработка котлована, и забивка шпунтовых свай, и монолитные работы по возведению конструкций, а сделанный отрезок даже успели засыпать, — поясняет Григорий Журавлев. — Поскольку протяженность станции большая, целесообразно многократно использовать дорогостоящий материал (шпунт), поэтому сооружение котлована ведется в несколько этапов.
В активной фазе и работы по строительству электродепо третьей линии. Этот крупный узел по обслуживанию и содержанию подвижного состава метро расположится неподалеку от станции «Слуцкий Гостинец». Сейчас на территории возводят корпуса, перекладывают инженерные сети, ведут устройство путей для поездов.
***
Остается напомнить, что «Аэродромную» строит Тоннельный отряд № 1, «Неморшанский Сад» — СМУ № 1, «Слуцкий Гостинец» возводят работники СМУ № 2 «Минскметростроя», а управление механизации занимается котлованами и прокладывало соединительную ветку, ведущую в депо. Специальные работы на станциях выполняют силами собственных подразделений «Минскметростроя», а на отделочных задействованы работники Стройтреста № 4 и Стройтреста № 1.
Сегодня минское метро — это три линии общей протяженностью 40,8 км, 33 станции, 15 из которых расположены на 1-й (Московской).
Справочно
Строительство 3-й линии Минского метрополитена началось в феврале 2014-го. Открытие первых четырех станций — «Ковальская Слобода», «Вокзальная», «Площадь Франтишка Богушевича», «Юбилейная площадь» — состоялось 6 ноября 2020 года. К продлению 3-й линии приступили в 2018-м.
Первые поезда минского метро стали курсировать 30 июня 1984 года, 38 лет назад. В этот день открылось регулярное движение на участке первой линии от «Института культуры» до «Московской». Первую очередь подземки строители сдали на 10 месяцев раньше намеченного срока. Наш метрополитен тогда стал девятым на территории СССР.
Фото Тамары Хамицевич