Строительство в Минске будет сокращаться, в городах-спутниках — расти. «Кто поймет это раньше, тот и выиграет», — Лукашенко
Комплекс вопросов, связанных с развитием Минска и городов-спутников, обсужден 11 марта во время рабочей встречи Президента Беларуси Александра Лукашенко с председателем Мингорисполкома Анатолием Сиваком. Корреспондент агентства «Минск-Новости» выделил несколько тем, на которых было сконцентрировано основное внимание.
«Вопрос строительства — главный в ходе нашей встречи»
Так начал разговор Президент, сразу обозначив ключевую тему.
Нельзя допустить перенаселенности белорусской столицы, повторить ошибки Киева и Москвы, подчеркнул он, отметив, что в Минске уже сосредоточено около 20 % всех трудовых ресурсов страны.
Основной акцент необходимо сделать на развитии городов-спутников, поставил задачу Глава государства.
— Люди должны понимать, что мы каждый год, после II Европейских игр особенно, усиленно будем сокращать объемы строительства в Минске. Тот, кто поймет это раньше всех, тот и выиграет, — сказал А. Лукашенко.
Отметим, что такую задачу Глава государства поставил давно. Еще 8 лет назад, в марте 2011 года, во время обсуждения перспективной застройки Минска, А. Лукашенко, обращаясь к руководству города и архитекторам, предупреждал, что будет, если не контролировать данный процесс. Уютный комфортный Минск, говорил он, превратим в город, где «одни камни будут и кирпичи, и люди, особенно в жару летом, будут мучиться». «Здесь ни в коем случае нельзя строить массово. Аккуратно надо смотреть, не размахиваться… Правительству надо перенести центр тяжести на строительство жилья в регионах», — подчеркивал Президент.
В последующие годы Президент неоднократно критиковал темпы реализации Государственной программы по развитию городов-спутников. Напомним, программой определены 9 городов-спутников столицы: промышленные — Дзержинск, Жодино, Фаниполь; агропромышленные — Смолевичи, Столбцы, Узда, Руденск; туристско-рекреационные — Заславль и Логойск).
— С 2012 года дело не продвинулось дальше одного сданного дома в Смолевичах, — заявил Лукашенко на совещании с активом столицы 20 декабря 2018 года.
Таким образом, перед новым главой города тогда была поставлена сложнейшая и ответственная задача — сдвинуть с мертвой точки дело, фактически пробуксовывавшее шесть лет, придать реализации Госпрограммы необходимую динамику.
При назначении А. Сивака председателем Мингорисполкома в ноябре 2018 года Президент так и сказал: «Минск у нас ухоженный, хороший, красивый город. Надо придать должную динамику».
Справедливости ради нужно отметить, что реализация Госпрограммы по развитию городов-спутников увязана с выполнением целого комплекса других важнейших задач. Это, прежде всего, обеспечение людей работой и удобство транспортных коммуникаций.
«Главное, чтобы связь была транспортная и рабочие места», — подчеркнул 11 марта Глава государства. Только в этом случае города-спутники будут развиваться.
К сожалению, Государственная программа по выносу производственных объектов за территорию Минска пробуксовывает.
— А ведь перенос запланированных 12 предприятий (например «Белорусские обои», обувная фабрика «Луч», Минский завод отопительного оборудования и прочие) привлек бы в регионы рабочую силу, — отмечал А. Лукашенко на совещании с активом столицы 20 декабря 2018 года.
Тогда же Глава государства поставил задачу развития необходимого транспортного сообщения с городами-спутниками:
— Вы никогда не уговорите человека туда переехать, если он будет тратить на дорогу от дома до работы больше одного часа.
В ходе сегодняшней встречи с Президентом А. Сивак, говоря о налаживании удобного транспортного сообщения между столицей и городами-спутниками, отметил, что для этого в самой столице, прежде всего, предусмотрено строительство ряда транспортно-пересадочных узлов, которые будут возводиться по принципу «сухие ноги».
— Чтобы люди, перемещаясь с одного транспорта на другой, не выходили на открытое пространство, во всяком случае, не шли под открытым небом, — пояснил глава Мингорисполкома.
А. Сивак доложил Президенту бизнес-план развития нового перспективного транспорта в столице — скоростного трамвая. С его помощью люди смогут быстро перемещаться из одного конца в другой, в частности к транспортному узлу, на котором, осуществив пересадку по принципу «сухие ноги», выехать в пригород, в тот же город-спутник.
По словам председателя Мингорисполкома, под прокладку первой в городе скоростной трамвайной линии, которая пройдет через ул. Пономаренко и Харьковскую, уже зарезервирована территория. Если проект будет реализован, жители Сухарево, воспользовавшись скоростным трамваем, за считанные минуты переместятся в район ст. м. «Молодежная» и станции городской электрички Минск-Северный.
— Это будет не просто один вагон. Это до 5 вагонов, практически аналог поезда метро с возможностью двигаться с пересечением в разных уровнях с другими магистралями, чтобы были короткие интервалы и большие скорости, чтобы перевозить большое количество пассажиров, — отметил председатель Мингорисполкома.
При этом, по расчетам городских властей, стоимость строительства скоростного трамвая обойдется в четыре раза дешевле, чем прокладка подземки, один километр которой обходится в 80 млн долларов.
Развитие территорий Национального аэропорта Минск и старого столичного аэропорта — еще одна важнейшая тема, затронутая в ходе встречи Президента и главы города.
Президент поставил задачу в этом году, максимум в следующем, наладить надежную транспортную связь между городом и аэропортом, запустив электричку.
— Чтобы люди могли не только на личных автомобилях свободно туда приехать. Не все имеют такую возможность, — сказал А. Лукашенко.
Что касается строительства инфраструктуры под жилой квартал «Минск-Мир», который будет возведен на месте старого столичного аэропорта (по плану к 2027 году), то пока работы идут с отставанием от графика, констатировал председатель Мингорисполкома. Однако пообещал, что в 2019 году ситуация будет исправлена.
Фото БелТА