Струнные технологии: как Unitsky String Technologies Inc. меняет представление о транспорте

Сегодня транспорт играет ключевую роль в жизни общества, определяя темпы экономического развития, уровень комфорта и качество окружающей среды. Однако автомобили, поезда, автобусы в городской среде – это всегда компромисс. За частые рейсы общественного и доступность личного транспорта горожане платят своими здоровьем, временем и финансами. Все более ощутимыми для мегаполисов становятся перегруженные дороги, ежедневные пробки, загрязнение воздуха и высокие затраты на строительство и обслуживание инфраструктуры.

В поисках эффективных и экологичных решений ученые и инженеры все чаще обращают внимание на альтернативные средства передвижения. Одной из наиболее перспективных инноваций последних лет стал струнный транспорт, разработанный Инженером Мира, генеральным конструктором Unitsky String Technologies Inc. Анатолием Юницким.

1

Генеральный конструктор UST Inc. Анатолий Юницкий и его разработки — подвесные бирельсовые пассажирские юнимобили Юнибус U4-210 и Юникар U4-430

Технология Юницкого предлагает принципиально новый подход к организации транспортного потока: переход на второй уровень, когда движение идет по надземному струнному рельсу, который поддерживают промежуточные опоры – легкие ажурные конструкции. Все это позволяет перевозить пассажиров и грузы с минимальным воздействием на природную среду и городской ландшафт.

В этой статье мы рассмотрим, почему традиционный транспорт нуждается в альтернативах, с какими вызовами в сфере мобильности сталкиваются современные города и как струнные технологии Юницкого способны изменить привычное представление о передвижении, открывая новые возможности для устойчивого развития транспортной системы.

Струнный транспорт: от концепции к инженерии

Идея, лежащая в основе технологии uST, на первый взгляд проста, как все гениальное: заменить громоздкие железные дороги и бетонные эстакады легкими путевыми структурами, по которым двигаются рельсовые беспилотники – юнимобили. Строительство таких сооружений стало возможным благодаря уникальному изобретению Юницкого – струнному рельсу. Это стальная или композитная балка, внутри которой находятся преднапряженные арматурные канаты (струны), а остальное пространство заполнено специальным составом, с антикоррозийными свойствами.

2

Монтаж струнного рельса на полигоне в ОАЭ

Такая конструкция сочетает легкость, прочность и высокую несущую способность, позволяя строить трассы длиной в десятки и сотни километров с минимальным воздействием на природу, а также организовывать перевозки, независимые от пробок, ландшафта и климатических условий.

Эстакадная трасса, беспилотный подвижной состав и автоматизированная система управления составляют транспортно-инфраструктурный комплекс uST. И это не просто инженерное решение, а целостная концепция, предусматривающая логистику, энергетику, цифровое управление и интеграцию с городской средой.

Скептики поначалу воспринимали струнный транспорт как футуристический проект, однако годы исследований, разработок и испытаний показали: технология жизнеспособна, экономически обоснована и уже готова к масштабной реализации. Возведены тестовые трассы, создан подвижной состав, проведена сертификация транспортной системы, реализуются коммерческие проекты – начинается строительство в разных странах мира.

Эволюция проекта: от первых моделей к международному бизнесу

Идея струнного транспорта зародилась у Анатолия Юницкого еще в 1970-х годах, когда он начал разрабатывать концепцию принципиально новой транспортной системы, отличающейся малой материалоемкостью и высокой эффективностью.

В 1990-х годах Юницкий создал проект тестового участка струнного транспорта, а в 1998-м получил первый грант ООН на развитие этой технологии. Ключевым этапом стал 2001 год, когда в подмосковном городе Озеры был построен первый испытательный стенд, длиной 150 м. С его помощью проверили и подтвердили основные технические решения, соответствие расчетных характеристик и продемонстрировали работоспособность струнного транспорта на практике.

Для перехода к коммерциализации и масштабированию проекта в 2015 году создана международная инжиниринговая компания Unitsky String Technologies Inc. (UST Inc.), головной офис которой разместился в Минске. Для развития технологии партнерами проекта была развернута инвестиционная программа. Любой желающий мог поддержать инновационную инициативу, получив взамен соответствующую своим вложениям долю в интеллектуальной собственности. Благодаря такому народному содействию технология получила быстрый прогресс.

3

Испытания рельсового беспилотника в ЭкоТехноПарке Юницкого

С 2015 года UST Inc. активно расширяет географию деятельности. В Марьиной Горке начал возводиться ЭкоТехноПарк Юницкого – демонстрационно-испытательный центр для тестирования в реальных условиях и презентации новых моделей юнимобилей.

В ноябре 2018-го в эмирате Шарджа (ОАЭ) создан второй испытательный центр, где в 2021 году комплекс «Карат» прошел международную сертификацию по стандартам безопасности TUV SW.

Представительства компании работают в России, ОАЭ, Индонезии и США, а также в ряде других стран, где ведутся переговоры о внедрении струнных технологий.

UST Inc. объединила более 600 инженеров, открыла собственный производственный комплекс и R&D-центры, а также получила аккредитацию в качестве научной организации в Беларуси и более 200 международных патентов.

Сегодня Unitsky String Technologies Inc. предлагает готовые решения для организации экологичных, безопасных и экономичных перевозок в любых климатических и географических условиях. Компания уверенно перешла от стадии стартапа к международному бизнесу, подтвердив перспективность струнных технологий для глобального рынка.

Центр испытаний и инноваций: ЭкоТехноПарк в Марьиной Горке

Путь от чертежей и расчетов к готовому продукту лежит через сотни циклов испытаний на опытном полигоне. Для технологии Юницкого им стал ЭкоТехноПарк, созданный на месте бывшего танкодрома в белорусском городе Марьина Горка, примерно в 60 км от Минска.

На территории ЭкоТехноПарка Юницкого расположены пять различных типов рельсо-струнных эстакад: гибкая, полугибкая, жесткая, полужесткая и специализированная для грузовых перевозок. Каждая из них предназначена для испытаний юнимобилей в разнообразных условиях эксплуатации. Эти трассы различаются грузоподъемностью и материалоемкостью, которые варьируются в зависимости от назначения дорог и используемых рельсовых беспилотников.

4

Грузовая эстакада комплекса uST в ЭкоТехноПарке

Специализированная грузовая эстакада включает комплекс с конвейерным юнитрансом и линию для грузового юнимобиля – юнитрака. Используется ферменная конструкция, обеспечивающая автоматическую загрузку и разгрузку, а также безопасное движение при неблагоприятных погодных условиях. Этот комплекс способен транспортировать до 100 млн тонн грузов в год.

Особенность ЭкоТехноПарка Юницкого – в его универсальности. Здесь одновременно решаются задачи тестирования механики и электроники, отработки логистики и систем управления, а также демонстрации для партнеров, инвесторов и государственных делегаций. За несколько лет парк посетили представители десятков стран, включая ОАЭ, Индию, Индонезию, Турцию, Словакию и др.

Кроме того, опытный полигон в Марьиной Горке выполняет важную функцию технологического центра, где разрабатываются и проверяются инновационные решения: автоматизированное управление, энергоэффективные приводы, системы безопасности, интеллектуальная диагностика и многое другое.

ЭкоТехноПарк Юницкого стал важной вехой в развитии Unitsky String Technologies Inc. – именно он позволил перейти от теории к практике, а оттуда – к сертификации транспортной системы и переговорам о внедрении. Это не просто выставочный образец, а полноценный центр инноваций, ставший визитной карточкой проекта на международной арене.

Ближневосточный вектор: проекты в ОАЭ

Если ЭкоТехноПарк Юницкого в Беларуси стал инженерной стартовой площадкой для струнного транспорта, то Объединенные Арабские Эмираты открыли перед технологией дверь на глобальный рынок.

Заинтересованность ОАЭ в передовых транспортных решениях объяснима: страна стремительно урбанизируется, активно инвестирует в устойчивое развитие и ищет альтернативу перегруженным автодорогам.

В 2019 году в эмирате Шарджа, на территории научно-технологического парка Sharjah Research Technology and Innovation Park (SRTIP), был заложен новый испытательный полигон – Центр испытаний и сертификации uSky. Его создание стало результатом партнерства между UST Inc. и правительством эмирата, заинтересованным в развитии устойчивой транспортной инфраструктуры.

5

Флагманский юнибус «Карат» на испытаниях

В условиях жаркого климата и песчаных бурь конструкторы адаптировали технологию под специфику региона. Проводились успешные испытания и демонстрационные поездки с участием представителей местных властей, бизнеса и СМИ.

Сейчас в Шардже проходит тестирование флагманского юнимобиля «Карат», получившего мощную двойную систему кондиционирования, мягкую пневматическую подвеску, узлы и агрегаты из устойчивых к перегреву материалов. Расход энергии, по сравнению с автобусом той же пассажировместимости, у «Карата» почти в 4 раза меньше.

Комплекс "Карат" в Центре uSkyКомплекс "Карат" в Центре uSky

Центр испытаний и сертификации uSky в ОАЭ стал витриной технологии uST для всего Арабского региона, где остро стоят задачи мобильности, устойчивости и оптимизации городской среды. С помощью Центра компания активно усиливает свои позиции на Ближнем Востоке.

В 2020 году UST Inc. подписала с Министерством дорог и транспорта Дубая (RTA) меморандум, предусматривающий возможность создания пилотной трассы в городской черте. Также UST Inc. рассматривается властями Дубая в качестве одного из партнеров в реализации программы «Проект подвесных транспортных систем». Она включает постройку автономного комплекса с трассой протяженностью 65 км.

Если говорить о других странах, то компания активно работает над туристическим маршрутом через один из крупнейших водопадов в Индии, а также подписала договор о строительстве струнной трассы длиной 7 км в Непале, в провинции Коши.

Таким образом, ближневосточный вектор превратился для компании из испытательной площадки в потенциальный рынок массового внедрения.

Технические решения: подвижной состав и инфраструктура комплекса uST

UST Inc. реализует концепцию универсальности: на одной путевой структуре могут одновременно работать как пассажирские, так и грузовые юнимобили – юнибус, юнитрак, юникар. Это позволяет гибко реагировать на пассажиропоток, оптимизируя количество подвижного состава на линии в режиме реального времени. Такая интеграция минимизирует затраты на инфраструктуру и эксплуатацию транспортной системы нового поколения, а также позволяет поддерживать высокий уровень безопасности.

6

Различные типы рельсовых беспилотников на испытаниях в ЭкоТехноПарке

Движение на втором уровне обеспечивает практически нулевую аварийность и сводит к минимуму влияние человеческого фактора. Питание элементов осуществляется за счет экологически чистой электроэнергии, а энергопотребление снижено благодаря оптимизированной конструкции и использованию стальных колес на гладких рельсах.

Важной инновацией в подвижном составе комплекса стала двухступенчатая пневматическая подвеска, которая обеспечивает изоляцию салона от динамических нагрузок при движении. Эта система поддерживает частоту колебаний на уровне 60–100 в минуту – оптимальный для человека диапазон, что делает поездку максимально комфортной, сравнимой с передвижением в автомобилях премиум-класса.

Контролирует работу комплекса автоматизированная система управления. Она включает:

  • центральную систему управления, координирующую движение всех рельсовых беспилотников и работу объектов инфраструктуры;
  • бортовые системы управления, отвечающие за безопасность и выполнение маршрутов каждого юнимобиля;
  • сеть датчиков и систем технического зрения, обеспечивающих мониторинг состояния трассы, салона и окружающей среды в реальном времени.

Система самостоятельно принимает решения о регулировке скорости, остановке при обнаружении препятствий, а также адаптирует интервалы движения под текущий пассажиро- или грузопоток. Благодаря автоматизации исключаются пробки, аварии и задержки, обеспечивается круглосуточная эксплуатация вне зависимости от погодных условий.

Путевая структура uST – это рельсо-струнная эстакада с высокой прочностью и минимальной материалоемкостью.

Основные преимущества эстакады uST:

  • опоры можно устанавливать с шагом до 2 км, что существенно снижает затраты на строительство и минимизирует землеотвод;
  • преднапряженная конструкция путевой структуры сохраняет работоспособность даже при повреждении одной или нескольких промежуточных опор;
  • легкие ажурные конструкции, высокая ровность и прочность пути обеспечивают минимальные потери энергии и плавность хода;
  • эстакада интегрируется в городскую и природную среду с минимальным вмешательством, позволяя сохранять ландшафты, не препятствуя миграции животных и движению вод.

Струнный транспорт против традиционных решений: сравнение и преимущества

На фоне растущих проблем в сфере городской мобильности – пробок, загрязнения воздуха, аварийности и перегрузки инфраструктуры – струнный транспорт предлагает альтернативу, объединяющую эффективность, экологичность и экономичность.

Он существенно выигрывает по стоимости строительства и эксплуатации в сравнении с традиционными видами транспорта – железнодорожным, автомобильным, монорельсовым и канатным. Благодаря преднапряженной рельсо-струнной конструкции материалоемкость и затраты на возведение эстакад снижаются в несколько раз. Нет необходимости в сложных земляных работах, строительстве мостов, путепроводов и развязок, что дополнительно уменьшает расходы. Эксплуатационные издержки также ниже за счет минимального энергопотребления, автоматизации процессов и сокращения численности персонала.

Под эстакадами можно вести сельское хозяйство, использовать эти территории для парков и других нужд. Транспорт работает на электричестве, не выбрасывает вредных веществ, не производит шума и вибраций в привычных масштабах. По экологичности струнный транспорт превосходит не только традиционные автомобили и железные дороги, но и электромобили на пневматических шинах, потребляя при этом в 2–7 раз меньше энергии.

Движение на втором уровне (над землей) исключает пересечения с пешеходами и автотранспортом, что минимизирует риск аварий и заторов. Автоматизированные системы управления обеспечивают нулевую аварийность и бесперебойную работу. Струнные трассы устойчивы к сложным погодным условиям и пригодны для круглогодичной эксплуатации.

Струнный транспорт легко интегрируется в любую местность, включая сложный рельеф, заболоченные или горные участки, города и пригороды. Позволяет обходить препятствия и минимально вмешиваться в окружающую среду.

Эксперты о технологии uST

Экологическую безопасность и высокую эффективность струнного транспорта подтвердили специалисты Сибирского государственного индустриального университета, которые подготовили экспертное заключение с рекомендацией внедрять данную технологию по инвестиционной программе в различных российских регионах, включая аграрный и энергетический секторы.

По мнению доктора технических наук, профессора Сергея Коновалова, данная технология характеризуется минимальным воздействием на окружающую среду и низким уровнем шума. Высокая экологичность обусловлена малой материалоемкостью ажурных конструкций рельсо-струнной эстакады и подвижного состава, минимальным использованием земельных ресурсов, низким потреблением электроэнергии и движением рельсовых беспилотников над земной поверхностью.

Также Сергей Коновалов считает одним из ключевых преимуществ технологии uST возможность достижения более высоких скоростей по сравнению с традиционными наземными видами транспорта. Поскольку движение происходит на втором уровне, оно не зависит от светофоров, погодных условий и заторов, вызванных авариями. Кроме того, современные дороги, включая хайвеи, имеют изгибы, снижающие скорость, в то время как проектирование рельсо-струнных эстакад позволяет создавать относительно прямые маршруты, что повышает быстроту перевозок и пропускную способность.

Адаптивность технологии uST позволяет возводить комплексы в районах со сложным рельефом и экстремальными климатическими условиями. При прокладке транспортно-инфраструктурных коммуникаций отсутствует необходимость огибать существующие автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, жилые и производственные объекты. Это делает технологию особенно привлекательной для регионов, где строительство традиционных трасс сопряжено с большими затратами или техническими трудностями, как отмечает кандидат технических наук, доцент Андрей Боровик из Белорусского государственного экономического университета.

Финансовые и временные затраты – основные проблемы при строительстве автодорог, трамвайных путей, тоннелей и станций метро. Например, стоимость одного километра трамвайных путей начинается от 3,8 млн долларов, а прокладки метро – от 50 млн долларов, согласно данным РИА «Новости». В то же время инженерные инновации, применяемые в комплексе uST, делают его коммерчески доступным решением, которое быстро принесет дивиденды.

Экономический аспект внедрения технологии также заслуживает внимания, по мнению Сергея Коновалова. Низкая материалоемкость легких ажурных конструкций системы позволяет сократить объем строительно-монтажных работ и снизить затраты на возведение. Кроме того, все необходимые материалы, включая десятки марок стали для изготовления струн, производятся крупносерийно на предприятиях Союзного государства, что обеспечивает стабильность поставок.

Не менее важно развитие собственного производства комплектующих и сотрудничество с надежными производителями из стран БРИКС, подчеркивает доцент кафедры архитектуры Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета Владимир Ершов.

Технологии uST обладают гибкостью и могут быть адаптированы для решения различных логистических задач, включая городские и междугородние пассажирские и грузовые перевозки со скоростью до 150 км/ч.

Эксперты отмечают широкий потенциал применения технологии uST. Россия, обладая крупнейшей в мире территорией и разнообразием климатических условий, имеет значительные возможности в туристической, транспортной и аграрной сферах, которые требуют современных, комплексных и экономически обоснованных решений, таких как uST.

Решения, предлагаемые компанией UST Inc., могут гармонично интегрироваться в существующую инфраструктуру населенных пунктов, эффективно решая транспортные проблемы. Индивидуальный проект транспортно-инфраструктурного комплекса, с учетом особенностей местности и потребностей заказчика, не будет конфликтовать с уже имеющейся инфраструктурой, а, наоборот, выгодно ее дополнит.

По мнению кандидата технических наук, доцента Дмитрия Бочкарева, декана строительного факультета Белорусского государственного университета транспорта, задача uST заключается не в замене традиционного транспорта, а в его дополнении. В качестве примера приводится ситуация в Нижнем Новгороде и соседнем городе Бор, разделенных рекой Волгой. Существующая канатная дорога, несмотря на значительный пролет над водой и высокий пассажиропоток, является медленной и зависимой от погодных условий. Технология uST могла бы обеспечить более высокую скорость, автономность и точное соблюдение расписания.

Также отмечается полезность транспортно-инфраструктурного комплекса uST для белорусских городов, таких как Гомель, где значительная часть населения ежедневно сталкивается с заторами на дорогах из-за ограниченного количества мостов через реку Сож.

Потребность в нестандартных решениях в транспортной отрасли подтверждается и Владимиром Ершовым. Он указывает, что преимущества uST максимально проявляются в местах с перегруженными магистралями, сложными природными условиями (болота, водные преграды, вечная мерзлота, горы) или там, где трассы требуются на ограниченный срок эксплуатации, с возможностью последующего перемещения.

По прогнозам экспертов, внедрение струнных комплексов будет происходить постепенно, а через 30–40 лет они станут привычными и распространенными. Начать строительство рекомендуется в труднодоступных регионах России, богатых природными ресурсами, на маршрутах доставки грузов к морским и речным портам, железнодорожным станциям, обогатительным фабрикам и складам. Параллельно возможно создание небольших пассажирских комплексов в популярных зонах зимнего и летнего отдыха, таких как Кавказ, Алтай, Урал и Байкал.

Заключение

Комплексы uST демонстрируют значительные преимущества перед традиционными решениями в области экономичности, экологичности, безопасности и универсальности применения. Внедрение струнного транспорта позволяет не только снизить затраты на перевозки и инфраструктуру, но и сохранить природные ресурсы, повысить качество и скорость перевозок, а также минимизировать негативное воздействие на окружающую среду.

Благодаря накопленной научной базе, собственным опытным полигонам в Марьиной Горке и Шардже, а также реализованным проектам, UST Inc. наглядно демонстрирует преимущества перехода к новой мобильности.

Вполне возможно, что уже в ближайшие годы юнибус, юнитрак, юникар станут такой же привычной частью городского пейзажа, как сегодня электробусы и скоростные поезда.

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
История с коммунальной квартирой и ожидание капремонта. О. Корзун провел прием граждан

Значительная часть обращений, с которыми минчане пришли на прием к заместителю председателя Мингорисполкома Олегу Корзуну 15 октября, касалась содержания и ремонта жилых домов, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

2025 09 12 mgik zamestitelem glavy goroda baku s korzunom pozhoga 15 kopiya

Фото из архива агентства

С «ремонтными» проблемами пришли жительницы дома, а точнее — одной квартиры, с улицы Коллекторной. Дело в том, что их жилье официально считается десятикомнатным, а по сути это — коммуналка, где на сегодняшний день проживают шесть семей. Квартира имеет статус арендной, косметический ремонт там будет проводить ЖКХ. Заявители рассказали, что им сообщили: после завершения работ пустующие комнаты будут отданы новым жильцам.

Какие люди придут — этот вопрос взволновал старожилов. Они попросили расселить их, предоставить жилье площадью меньше нынешнего, но отдельное, — благо соответствующая законодательная норма существует.

Таких квартир в распоряжении местной власти на сегодняшний день просто нет, пояснил представитель районной администрации.

Жизни в таких условиях, как у вас, безусловно, не позавидуешь, согласился с заявителями заместитель председателя Мингорисполкома. — Поэтому мы изучим ситуацию и посмотрим, что можно сделать.

Уже второй раз жительница девятиэтажки с ул. Калиновского пришла на прием со следующей ситуацией. Капитальный ремонт ее дома постоянно переносится на более поздний срок. Однако здание построено в 1968 году, коммуникации там старые и настоятельно требуют обновления — только за лето жителям приходилось трижды прибегать к услугам аварийной службы. Кроме того, опасение вызывает отслаивающаяся плитка-кабанчик, которой облицован фасад.

Капитальный ремонт вашего дома запланирован на начало 2027 года, — объяснил О. Корзун. Проектно-сметная документация уже разрабатывается. Плохо, что такая информация доходит до жителей с опозданием, но присутствующий здесь первый заместитель главы администрации Первомайского района готов встретиться с жильцами, объяснить им ситуацию.

О проблеме с парковочными местами рассказал житель дома на ул. Радужной. Нет, мужчина вовсе не стремится оставлять автомобиль во дворе — тем более он является владельцем грузовика. Но одна из плоскостных стоянок в квартале отдана под торговлю пиломатериалами, а на другой ему ответили, что свободных мест нет.

Странно, что вы получили такой ответ, на упомянутой стоянке свободные места есть, пояснил присутствовавший на встрече генеральный директор ГО «Гаражи, автостоянки и парковки» Андрей Зырянов. Возможно, речь шла о том, что договор на краткосрочную аренду машиноместа можно оформить прямо на стоянке, а для длительного хранения придется подъехать к нам, на улицу Гурского. Приходите хоть завтра, проблема будет решена.

Эксперт про эффективность ЭКО за счет государства: более 2,4 тыс. беременностей за 4 года

В Беларуси за последние четыре года благодаря экстракорпоральному оплодотворению на бюджетной основе наступило 2 424 беременности, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БЕЛТА.

беременность узи

Фото носит иллюстративный характер, pexels.com

Всего за счет государства было проведено 6 095 циклов экстракорпорального оплодотворения. По статистике они заканчивались успешной беременностью примерно в 42 % случаев.

По словам заместителя начальника главного управления организации медицинской помощи — начальника отдела медицинской помощи матерям и детям Министерства здравоохранения Дмитрия Лазаря, этот показатель считается очень высоким и является одним из лучших в Европе.

Специалист также добавил, что процедура остается доступной — очереди в данный момент нет.

Напомним, что в Беларуси ЭКО на бюджетной основе начали проводить с 1 января 2021 года. Это стало возможным благодаря Указу Президента № 171 от 18 мая 2020 года, который гарантирует одну бесплатную попытку экстракорпорального оплодотворения для супружеских пар при наличии определенных медицинских показаний. За последние четыре года на данную процедуру государство потратило примерно 22 млн рублей.

Можно ли сотруднику работать без выходных при его желании

В Минское городское объединение профсоюзов обратился работник частной организации. Он поинтересовался: законно ли выходить на работу в выходные дни, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на пресс-службу ФПБ.

pexels andrea piacquadio 840996

Фото pexels.com

По словам мужчины, он трудится с понедельника по пятницу с 9:00 до 18:00. Предложение выйти на работу также в субботу и воскресенье сотрудник принял и даже сообщил о готовности написать письменное согласие об этой договоренности. Однако прежде решил поинтересоваться у профсоюзной организации о том, правомерно ли это. На этот вопрос главный правовой инспектор труда Минского городского объединения профсоюзов Илона Парафенюк ответила отрицательно.

— Нет, неправомерно, поскольку нанимателю в данном случае следует руководствоваться частью 8 статьи 136 Трудового кодекса Республики Беларусь, в соответствии с которой наниматель обязан предоставить работнику выходные дни не позднее чем за шесть рабочих дней подряд, — объяснила специалист.

И. Парафенюк также добавила, что, в соответствии с нормой части 8 статьи 136 ТК, обязанность нанимателя по предоставлению выходных дней возникает вне зависимости от режима рабочего времени сотрудника, а также от выражения им соответствующего письменного согласия.

Уникальная методика: в Ленинском мамы и дети поучаствовали в интерактивной мастерской

Интерактивную мастерскую «Семейный код: строим ценности вместе», приуроченную ко Дню матери, провели 15 октября в Территориальном центре социального обслуживания населения Ленинского района. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

2025 10 15 soczialka interaktivnaya masterskaya mozolevskij 09 kopiya

Участники собирали модели из конструктора с помощью метода LEGO SERIOUS PLAY.

— С точки зрения науки, руки — это как бы продолжение мозга, то есть мы можем думать руками. Методика, которую использовали сегодня, широко применяется как арт-терапевтический метод, — рассказала психолог отделения комплексной поддержки в кризисной ситуации ТЦСОН Ленинского района Инна Сивохина. — Если словами выразить что-то сложно, то через игру и воображение сделать это может каждый.

2025 10 15 soczialka interaktivnaya masterskaya mozolevskij 06 kopiya

Сначала каждый участник строил индивидуальную модель, а затем семьи совместно создавали символическую модель семьи и общества.

2025 10 15 soczialka interaktivnaya masterskaya mozolevskij 11 kopiya

2025 10 15 soczialka interaktivnaya masterskaya mozolevskij 05 kopiya

В результате обсуждения оказалось, что для большинства семей важнейшими ценностями стали забота, поддержка, доверие, принятие, сострадание, уважение, благодарность, честность, ответственность, умение слушать и самоуважение.

Каждая семья увидела свой уникальный фундамент. А коллективное обсуждение помогло участникам понять, что ценности у многих схожие, — отметила И. Сивохина. — Так рождается общее понимание, что объединяет и укрепляет родных и близких.

2025 10 15 soczialka interaktivnaya masterskaya mozolevskij 14 kopiya

Участниками мастерской стали многодетные семьи и семьи, пользующиеся социальными услугами центра.

Фото Юрия Мозолевского 

До +11 °С и небольшой дождь ожидается в Минске 16 октября

Преобладание облачной погоды прогнозируется в столице 16 октября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

Прогноз погоды в Беларуси на 16 октября 2025 годаПрогноз погоды в Беларуси на 16 октября 2025 года

В течение суток в городе временами возможен небольшой дождь (вероятность 70–80 %). Ночью сгустится слабый туман, температура воздуха составит +4… +6 °С. Днем столбики термометров покажут +9… +11 °С. Ветер будет юго-западный, 4–9 м/с.

В целом во многих районах Беларуси пройдут небольшие дожди. В первую половину суток в отдельных районах образуется туман. Затемно температура окажется в пределах +1… +7 °С, днем синоптики прогнозируют +7… +13 °С. Атмосферное давление будет слабо падать.

«Мешок Деда Мороза» и «Ёлка желаний». Н. Лазаревич рассказала о новогоднем оформлении торговых площадок

Совещание по вопросам новогоднего оформления знаковых для города торговых площадок провела первый заместитель председателя Мингорисполкома Надежда Лазаревич 15 октября. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

2025 10 15 mgik obsuzhdenie novogodnih proektov v tcz lazarevich malinovskaya20 kopiya

Участие приняли представители структурных подразделений Мингорисполкома, администраций районов, руководители ведущих промышленных предприятий столицы.

Цель — обсудить новогоднее оформление знаковых для города торговых площадок — «Першага нацыянальнага гандлёвага дома» и ТЦ «Столица». Концептуальные подходы к каждому объекту разные, общий знаменатель — сделать локации местами притяжения минчан и гостей столицы, при этом максимально отразить производственный потенциал города и послужить благородному делу.

2025 10 15 mgik obsuzhdenie novogodnih proektov v tcz lazarevich malinovskaya29 kopiya

— Приближается Новый год. Общую концепцию праздничного оформления торговых объектов спланировали несколько месяцев назад. Сегодня хотели бы озвучить наше видение, выслушать и обсудить любые мнения и предложения, — задала тон совещанию Н. Лазаревич.

Решение для ТЦ «Столица» — представить центральный атриум в виде мешка Деда Мороза, а вернее — его содержимого.

— Что в мешке у Деда Мороза? Правильно, подарки и игрушки. Причем разные. Как это оформить, подумают дизайнеры. Наша задача — представить эти самые подарки, то есть изделия, символизирующие продукцию ведущих предприятий, с которыми устойчиво ассоциируется столица, — детализировала первый заместитель председателя Мингорисполкома.

2025 10 15 mgik obsuzhdenie novogodnih proektov v tcz lazarevich malinovskaya24 kopiya

2025 10 15 mgik obsuzhdenie novogodnih proektov v tcz lazarevich malinovskaya02 kopiya

Презентовать продукцию предприятий могут разнообразные конструкции и инсталляции в формате фотозон, стилизованные и исполненные в духе корпоративных стандартов и ценностей. Участникам совещания продемонстрировали конкретные варианты.

— Внести корректировки, доработать проекты нужно максимально оперативно. Нам важно представлять, как вы сами видите собственную тематическую инсталляцию. Приветствуется информационное сопровождение: рядом с фотозоной можно поместить табличку или экран с креативными поздравлениями, интересными сведениями о выпускаемой продукции и трудовом коллективе. Ярким дополнением станут сувениры и подарки для детей. Есть время до конца октября — в ноябре все проекты запустим в работу, а с 1 декабря уже начнем оформление торговых объектов, — акцентировала Н. Лазаревич.

2025 10 15 mgik obsuzhdenie novogodnih proektov v tcz lazarevich malinovskaya07 kopiya

В «Першым нацыянальным гандлёвым доме» ближе к Новому году откроется главная резиденция столичного Деда Мороза. Важно, дополнила первый заместитель председателя Мингорисполкома, разнообразить программу, сделав чуть шире и содержательнее социальный аспект:

— В Минске около 400 детей, растущих без попечения родителей. Было бы хорошо узнать их желания, оформить в виде елочных игрушек, украсить ими новогоднее дерево и предоставить желающим возможность принять посильное участие в исполнении заветной мечты ребенка, — постулировала Н. Лазаревич.

2025 10 15 mgik obsuzhdenie novogodnih proektov v tcz lazarevich malinovskaya27 kopiya

Добровольные пожертвования неравнодушных будут собирать там же, у «Ёлки желаний». Приветствуются и благотворительные взносы от субъектов хозяйствования. Прежде же необходимо согласовать графики посещения детей, а чуть позже — организовать их прибытие к Деду Морозу.

2025 10 15 mgik obsuzhdenie novogodnih proektov v tcz lazarevich malinovskaya26 kopiya

— По максимуму сделаем все, чтобы исполнить желания детей, — заверила заместитель генерального директора объединения «Столичная торговля и услуги» Елена Царикова.

Фото Ирины Малиновской

«Дыямент дзіцячых фантазій»: юные художники изобразили Национальную библиотеку

Выставка «Дыямент дзіцячых фантазій», приуроченная к 20-летию Национальной библиотеки, открылась 15 октября в Минске. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

2025 10 15 kultura vystavka detskih risunkov kacheli miczevich 5 kopiya

В экспозиции представлены рисунки юных художников — участников конкурса «Минск, в котором я живу», организаторами которого являются редакция детского журнала «Качели» и агентство «Минск-Новости».

На 44 работах изображена Национальная библиотека Беларуси. Юные мастера в возрасте от 6 до 12 лет изобразили здание и его интерьер, объединив реальность с фантазией.

2025 10 15 kultura vystavka detskih risunkov kacheli miczevich 6 kopiya

2025 10 15 kultura vystavka detskih risunkov kacheli miczevich 4 kopiya

2025 10 15 kultura vystavka detskih risunkov kacheli miczevich 18 kopiya

— Все работы яркие, живые, наполнены теплом. Это говорит о том, что у ребят остались приятные впечатления после посещения библиотеки. Для них она — визитная карточка страны, символ Минска и Беларуси, — отметил заместитель генерального директора по информационным ресурсам и обслуживанию пользователей Национальной библиотеки Виктор Пшибытко.

Главный редактор журнала «Качели» Татьяна Гуляева добавила:

— Библиотека на рисунках разная — как и в любое время суток, в дождь и солнечную погоду. Из 196 работ, которые пришли нам на конкурс, каждая пятая посвящена «алмазу знаний».

2025 10 15 kultura vystavka detskih risunkov kacheli miczevich 15 kopiya

На рисунках — солнечные фасады, стеклянные отражения, книжные залы и сказочные герои, оживающие среди стеллажей. Работы выполнены в самых разнообразных техниках, начиная от гуаши, заканчивая пером, фломастерами и т. д.

Открытие выставки посетили не только минчане. Диана Маркова из Кличевского района впервые в столице. По ее словам, восхищение вызвало не только здание библиотеки, но и метро.

2025 10 15 kultura vystavka detskih risunkov kacheli miczevich 17 kopiya

Библиотекарь Запольской сельской библиотеки Кличевского района Татьяна Белокурская отметила:

— Мы всегда участвуем в таких конкурсах. Как только увидели объявление в журнале «Качели», сразу решили участвовать в конкурсе «Минск, в котором я живу». Дети делали это с удовольствием и теперь счастливы, что смогли приехать в библиотеку.

2025 10 15 kultura vystavka detskih risunkov kacheli miczevich 19 kopiya

— Наши ребята часто изображают Минск в самых разных техниках — в графике, живописи, декоративно-прикладном искусстве, гобеленах, росписи по ткани, — рассказала руководитель народного клуба юных художников ЦДОДиМ «Ветразь» Надежда Рубченя. — В своих работах они демонстрируют свое видение Национальной библиотеки. Во время подготовки к выставке они узнали о ней больше.

Поделилась впечатлениями и руководитель студии изобразительного искусства «Волшебный мир» ЦДОДиМ «Маяк» Екатерина Русакович:

— Из пяти ребят, чьи работы представлены здесь, ни один раньше не был в библиотеке. Они сами выбрали рисовать «алмаз знаний». Подобные выставки вдохновляют и детей, и педагогов.

2025 10 15 kultura vystavka detskih risunkov kacheli miczevich 3 kopiya

Поговорили мы и с юными участниками.

— Мне нравятся такие выставки. Хочу стать дизайнером. Рисовала библиотеку, потому что она красивая, и сразу появилось много идей, как ее изобразить, — рассказала Яна Волкович из народного клуба юных художников.

2025 10 15 kultura vystavka detskih risunkov kacheli miczevich 2 kopiya

Дарья Митюшкина из той же студии добавила:

— Часто участвую в конкурсах, рисую примерно с семи лет. Для меня важно пробовать разные техники и искать гармонию цветов.

Материал подготовила Ксения Борисюк

Фото Сергея Мицевича

The New York Times: поставить Киеву ракеты «Томагавк» будет очень трудно и рискованно

Передача Украине крылатых ракет «Томагавк» окажется сопряжена с большими трудностями и угрозой эскалации напряженности в американо-российских отношениях. На это указало издание The New York Times (NYT), сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

tamogavk

Фото из Сети, носит иллюстративный характер

В газетной статье отмечено, что Украина не располагает системами для запуска таких ракет с воды или суши. В частности, речь об армейской мобильной наземной пусковой установке «Тифон», разработанной и производимой в США. Она способна обеспечить отправку «Томагавка» на расстояние до 1,8 тыс. км. Американские военные считают, что снабжение Киева этим вооружением приблизит Вашингтон и Москву к прямой конфронтации.

Как пишет NYT, президент США Дональд Трамп уверен в собственной способности влиять на страны для заключения мирных соглашений после своего опыта по достижению перемирия в секторе Газа. По утверждению американского издания, политик предполагает, что сами его заявления о возможных поставках этих ракет Киеву могут вынудить российское руководство сесть за стол переговоров. То есть угрозы передать оружие выступают своеобразным инструментом политического давления на Москву.

Журналистам Д. Трамп уже говорил, что на запланированной на 17 октября встрече с украинским лидером Владимиром Зеленским ожидает от него просьбы о поставках «Томагавков». Президент США не исключил их отправку, если конфликт не будет урегулирован, но признал, что ему до принятия решения, вероятно, следует обсудить с российской стороной вопрос передачи такого оружия Киеву.

В России ранее указали на невозможность применения данных ракет без участия американских военных, а такой шаг будет означать эскалацию, в том числе в отношениях между Вашингтоном и Москвой. При этом нынешний хозяин Белого дома еще в начале октября публично сказал, что не стремится увидеть эскалацию.

Футболисты «Немана» неожиданно проиграли аутсайдеру чемпионата страны по футболу

В перенесенном матче 19-го тура BETERA — Высшая лига чемпионата страны по футболу «Неман» из Гродно в гостях уступил «Слуцку-2024», сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

neman sluczk

Подопечные Игоря Ковалевича постепенно отдают долги чемпионату за отрезок, когда выступали в Лиге конференций. И если на международной арене команда показывала годный футбол, то по возвращении в Беларусь не похожа на себя. «Неман» с учетом нынешнего перенесенного поединка потерпел поражения от трех слабейших коллективов. Ранее — от «Молодечно-2018» (2:3) и «Сморгони» (0:1), а ныне — и от «сахарников» (1:2). Перспективы команды на попадание в топ-3, а также возможность в 2026-м сыграть в еврокубках — призрачные.

В Слуцке клуб из Гродно пропустил уже на 7-й минуте. На своем фланге ошибся защитник Амантур Шамурзаев. У него выцарапал мяч Кирилл Грищенко, промчался по флангу и выдал точный пас на Александра Ануфриева, который открыл счет (1:0). «Неман» очень старался отыграться, но впереди не хватало креатива, плюс соперник здорово защищался. Лишь в одном эпизоде неосторожно сыграл защитник «Слуцка-2024» Артём Толкин, чуть не срезавший мяч в свои ворота.

Вскоре после перерыва хозяева могли увеличивать перевес. Это партнеры вывели Грищенко один на один. Нападающий замешкался у штрафной, а затем его удар парировал вратарь Артур Малиевский. Однако под занавес встречи из менее выгодного положения забил вышедший на замену Артём Соколовский. Защитники гродненского коллектива неудачно выбили мяч из своей штрафной — прямо на ногу полузащитников визави. А тот был и рад подарку (2:0). Уже в добавленное время Соколовский нарушил правила в собственной штрафной, а Егор Зубович сократил отставание (1:2). Но это не расстроило футболистов «Слуцка-2024», которые прервали неприятную серию из 10 подряд матчей без побед. Команда включилась в борьбу за выживание в элитной лиге.

Напомним: несколькими днями ранее «Неман» в перенесенном матче 20-го тура выиграл у дзержинского «Арсенала» (1:0). Турнирная таблица с учетом этих поединков выглядит следующим образом:

Команды И В Н П М О
1. «МЛ Витебск» 24 16 4 4 38–15 52
2. «Динамо» (Минск) 23 15 3 5 42–24 48
3. «Славия» (Мозырь) 24 14 5 5 41–24 47
4. «Торпедо-БЕЛАЗ» (Жодино) 23 11 8 4 37–23 41
5. «Динамо» (Брест) 24 12 5 7 36–23 41
6. «Минск» 24 12 5 7 38–35 41
7. «Ислочь» (Минский р-н) 24 10 10 4 40–22 40
8. «Неман» (Гродно) 23 11 2 10 32–23 35
9. БАТЭ (Борисов) 24 8 6 10 29–39 30
10. «Гомель» 23 8 5 10 24–27 29
11. «Витебск» 24 8 3 13 32–36 27
12. «Арсенал» (Дзержинск) 24 5 11 8 24–30 26
13. «Нафтан» (Новополоцк) 24 7 4 13 31–42 25
14. «Сморгонь» 24 5 5 14 18–36 20
15. «Слуцк-2024» 24 4 5 15 13–37 17
16. «Молодечно-2018» 24 3 1 20 16–55 10
Очередной тур чемпионата состоится 17–19 октября.

Фото fcneman.by

Объем срочных рублевых депозитов физлиц в сентябре прирос на рекордные в 2025 году 405 млн рублей

Объем срочных рублевых депозитов физических лиц в Беларуси достиг 13,8 млрд — в сентябре случился рекордный с начала года прирост 405 млн рублей, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Нацбанк.

dsc03125

Интерес вкладчиков сохраняется благодаря высоким ставкам, особенно по долгосрочным вкладам: в сентябре 65,2 % рублевых депозитов населения было привлечено банками на срок свыше года по средней ставке 14,6 % годовых.

Увеличение ресурсной базы в национальной валюте позволяло банкам в полной мере удовлетворять спрос на кредиты при сложившемся уровне процентных ставок по ним, — отметили в пресс-службе Нацбанка.

Средняя ставка по новым кредитам в сентябре составила 11,9 % годовых для юрлиц и 11,3 % — для физлиц.