«Студент на один день»: рассказываем о проекте для старшеклассников
Старшеклассникам предлагают сменить школьную парту на студенческую и освоить несколько профессий. Всего за день. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Попробовать себя в роли сварщика, экскурсовода или дизайнера мебели предлагают столичным школьникам в Индустриально-педагогическом колледже. Здесь реализуют проект «Студент на один день». Старшеклассники могут побывать в мастерских, ознакомиться с разнообразием профессий и попробовать себя в настоящем деле. Занятия ребята посещают наравне с учащимися колледжа и даже получают отметки в специальную зачетную книжку. Вместе с учениками СШ № 41 отправляемся на такой профориентационный квест.
Улиточная ферма
Никита Виноградов, учащийся колледжа, встречает юных гостей в просторной аудитории. В руках держит указку, улыбается. Обещает, что скучных лекций не будет. На мультимедийном экране изображена улитка. Она выросла на ферме вместе с тысячами своих сородичей.
— Я там работаю экскурсоводом, — рассказывает Никита. — То есть успеваю и учиться в колледже, и работать.
С 6 лет он мечтал стать гидом, всегда интересовался историей, любит общаться с людьми. И когда пришло время выбирать будущую профессию, парень пошел учиться в колледж на специальность «организация туристических услуг».
— Экскурсоводом может работать открытый, нестеснительный человек с хорошей памятью. Я хочу, чтобы во время путешествий людям было весело и интересно. Маршруты не должны ограничиваться посещением Мирского или Несвижского замков. В Беларуси есть что показать! Например, первая в стране улиточная ферма. Это удивительное место, — начинает Никита свой авторский виртуальный тур.
Улиточное ранчо расположено в деревне Долгиново Гродненской области. Там обитают тысячи симпатичных брюхоногих моллюсков, за жизнью которых увлекательно наблюдать.
— Едят улитки с характерным довольно громким звуком, будто что-то старательно выгрызают. Идешь вечером по ферме, а у них ужин, и будто трактора в поле работают. Это только кажется, что моллюски маленькие и беззащитные. На самом деле у них 25–30 тысяч зубов, — продолжает экскурсовод.
Старшеклассники слушают внимательно. Повествование ведет почти их сверстник, поэтому создается впечатление, что это дружеская беседа. И такой подход школьникам, безусловно, нравится.
В качестве пищи используют моллюсков, достигших пятилетнего возраста.
— А вы их пробовали? — спрашивают дети.
— Конечно. Это очень вкусно и полезно: улитка почти на 100 % состоит из белка. Их подают с соусами. Ел бургер с улиточной котлетой и пирог с улитками, а также стейк из большой улитки ахатина альбиноса, но, если честно, потом пять дней есть ничего не хотелось. А всё потому, что за раз употребил 250–260 г белка. Это много! — смеется Никита.
Попробовать улиток можно не выезжая на ферму. В Минске, например, их продают на рождественских ярмарках.
В конце занятия ребята подходят к учащемуся колледжа за отметками. Раскрывают свои зачетные книжки, и парень щедро выставляет всем десятки.
— А в колледже можно получить «автомат» на экзамене? — интересуются старшеклассники.
— Можно, но это секрет, — отвечает Никита. — Главное — вовремя сдавать практические задания, не пропускать пары, активно отвечать на них, выполнять домашнюю работу и, конечно, получать на протяжении всего семестра отличные отметки.
На специальность «организация туристических услуг» можно поступать после 9-го и 11-го классов. Зачисление — по конкурсу аттестата. Выпускники будут иметь профессии турагента и экскурсовода, научатся создавать авторские маршруты.
Проектирование мебели
Второе учебное занятие в расписании у старшеклассников — проектирование мебели. В компьютерном классе новобранцы рассаживаются за парты к учащимся колледжа.
— Что будем делать? — нетерпеливо спрашивает один из школьников у своего старшего соседа.
— Тумбочку обыкновенную, — улыбается тот и начинает рассказывать о компьютерной программе, без которой мебельщик как без рук. Параллельно подмастерье пытается создать виртуальную модель тумбы.
— Здесь занимаются будущие мастера мебельного производства. Они учатся четыре года, поступают к нам на базе девяти классов. Изучают специальные программы, инженерную графику, — поясняет преподаватель спецдисциплин Александр Подгайский. — А после выпускников распределяют на мебельные фабрики. Профессия очень востребована: на одного человека приходит 3–4 заявки! Ребята могут и изделие сконструировать, и наладить весь производственный процесс.
Третьекурсник Илья Стаселько поступил в колледж на специальность «производство мебели» сразу после лицея, где учился столярному делу.
— Здесь я повысил свое мастерство, могу не только создавать мебель, но и руководить рабочими процессами и сотрудниками. Считаю, это довольно удачная образовательная траектория, — замечает Илья. — Кроме того, изучаем дизайн.
Закончив с проектированием первой в своей жизни тумбы, школьники вновь раскрывают зачетки и получают отметки. Приятный момент.
— В школах мы постоянно проводим тестирования и профессиональные диагностики. Однако наибольший профориентационный результат дают именно такие экскурсии, когда дети видят специальности изнутри, — считает педагог-психолог СШ № 41 Алеся Турбан.
К слову, в колледже работает центр по производству мебели, и ребята могут проходить там практику, выполняя работу на заказ, как в реальной жизни.
Электросварка
— Вы находитесь в лаборатории подготовки электросварщиков. Здесь специальное и дорогостоящее оборудование: тренажеры виртуальной реальности, — объясняет мастер производственного обучения.
Необходимо надеть шлем, выбрать параметры сварки, а затем произвести саму работу — соединить сварочным швом две виртуальные пластины металла. Да, материалы ненастоящие, но сам процесс очень правдоподобный. В шлеме даже слышно характерное потрескивание искр.
После тренировки на экране видны все технические нюансы, например правильно ли были выбраны угол наклона или скорость ведения электрода.
— И девочки будут сваривать? — послышался голос одной из школьниц.
— Почему бы и нет. Несколько лет назад в профессиональном конкурсе мастерства СНГ победила девушка — она оказалась самой сильной сварщицей. И у нас в учебной группе среди парней есть одна учащаяся, — замечает мастер.
Всё же первыми решаются взять в руки электрод парни.
— Никогда не пробовал варить, скажем, у папы в гараже? — интересуется преподаватель у школьника.
— Нет! Только видел, как это происходит, — отвечает он.
— После занятия придешь домой и скажешь отцу, что готов, — подбадривает мастер.
Школьник в шлеме с дрожью в руках ведет свою первую в жизни сварную линию. Справился за несколько секунд.
— К папе в гараж еще рано, — резюмирует педагог. — Поспешил. Так пластины будут скреплены ненадежно. Но ничего страшного, приходи к нам — научим.
Фото Сергея Лукашова