Суд над Жанной Д’Арк и провал самого ценного шпиона КГБ. Этот день в истории: 21 февраля
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 21 февраля в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1431 год. Начинается суд над 19-летней Жанной Д’Арк
Национальная героиня Франции, одна из командующих французскими войсками в Столетней войне, попав в плен к бургундцам, была передана англичанам, осуждена судом католической церкви как ведьма, еретичка и вероотступница и заживо сожжена на костре.
Один из главных пунктов обвинения гласил, что Жанна еще в ранней юности вступила в преступную связь с Сатаной. Однако версия о том, что Жанна прелюбодействовала с дьяволом, отпала сразу же: комиссия, составленная из опытных матрон, провела унизительную процедуру «освидетельствования девственности» и признала Жанну непорочной. Впрочем, это вовсе не устраняло дьявола из дела Орлеанской Девы, ибо, по мнению теологов, союз женщины с сатаной не обязательно принимал форму плотской связи. Демон мог, не посягая на честь своей подопечной, тем не менее, руководить ею.
Кроме того, Жанну обвиняли в том, что она преступила заповедь дочернего послушания, покинув отчий дом без ведома и согласия родителей. Совершила святотатство, осмелившись атаковать ворота Парижа в богородицын день. Нарушила Христову заповедь прощения врагам и тому подобное. Важнейшей уликой ереси были в глазах судей мужской костюм и прическа Жанны. «Да не наденет жена мужское платье, а муж — женское; содеявший это, повинен перед господом», — гласила древняя церковная заповедь.
Несмотря на то, что формально Жанну судила церковь, содержалась она как военнопленная в тюрьме, в жутких условиях, под охраной англичан. Все было сделано для того, чтобы сломить волю узницы. Ее оскорбляли, угрожали пытками, но она отказывалась признать себя виновной. И тогда возглавлявший процесс епископ Пьер Кошон пошел на откровенную подлость: предъявил узнице готовый костер для ее казни через сожжение и уже возле костра обещал перевести ее из английской в церковную тюрьму, где ей будет обеспечен хороший уход, если она подпишет бумагу об отречении от ересей и послушании церкви. При этом бумага с текстом, зачитанным неграмотной девушке, была подменена другой, на которой был текст о полном отречении от всех своих «заблуждений», на которой Жанна поставила крест. Естественно, Кошон и не думал выполнять свое обещание и снова отправил ее в прежнюю тюрьму. При этом узнице дали возможность переодеться в женскую одежду.
Через несколько дней под предлогом того, что Жанна снова надела мужскую одежду (женская перед тем у нее была отобрана силой) и, таким образом, «впала в прежние заблуждения», трибунал приговорил ее к смерти. Сгорая на костре, Жанна успела выкрикнуть: «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!»
В 1450 г., через 18 лет после гибели Жанны, начался еще один судебный процесс — процесс ее реабилитации. А 500 лет спустя Жанна Д’Арк была канонизирована католической церковью.
1918 год. Минск оккупируют войска кайзеровской Германии
18 февраля австро-германские (только немецких дивизий было 39) и турецкие войска, нарушив перемирие, заключенное между участниками Первой мировой войны, вторглись в Советскую Россию и развернули стремительное наступление по всему фронту. В ночь на 19 февраля из Минска в Смоленск выехали партийные и советские учреждения, штаб Западного фронта.
Воспользовавшись начавшейся интервенцией, в ночь на 20 февраля Минском овладели белополяки. В город вошло 25-тысячное войско белого генерала Довбор-Мусницкого, в начале месяца изрядно потрепанное красными и временно отступившее в направлении Бобруйска и Слуцка. Однако уже 21 февраля Минск заняли немцы, и власть перешла к немецкому военному коменданту. В тот же день Советское правительство обратилось к народу с воззванием «Социалистическое Отечество в опасности!».
Отечество и в самом деле было в опасности, ведь к тому времени российской армии фактически не существовало: к срочному расформированию воинских частей, уже достаточно деморализованных непрестанной антивоенной пропагандой, большевики приступили практически одновременно с Брест-Литовскими переговорами. Всего за два месяца они успели снять с передовых позиций и отправить по домам почти 6 млн военнослужащих. Столь необычный способ завершения военных действий писатель Владимир Короленко тотчас прокомментировал в своем дневнике: «В первый раз страна, в сущности еще не побежденная, но с совершенно обессиленной волей, отказывается просто формально признать себя побежденной и, как собачка, подымает лапки кверху, сдаваясь на милость и немилость.… Случай во всемирной истории беспримерный, своеобразный и во многих отношениях знаменательный».
В свою очередь генерал Макс Гофман, представлявший Германию на переговорах в Брест-Литовске, в своем дневнике оставил 20 февраля такую запись: «Свинство в русской армии гораздо больше, чем мы предполагали. Сражаться больше никто не хочет. Вчера один лейтенант и шесть солдат взяли в плен 600 казаков. Сотни пушек, автомобилей, локомотивов, вагонов, несколько тысяч пленных, дюжины дивизионных штабов захвачены без всякой борьбы».
Минск смог освободиться от оккупации интервентов только 10 декабря 1918 г., когда в город вступили части Красной армии.
1935 год. В Москве открывается первый международный кинофестиваль
Он проходил в кинотеатре «Ударник». В конкурсе участвовали кинематографисты из девяти стран: Великобритании, Венгрии, Италии, Китая, Польши, СССР, США, Франции и Чехословакии. Жюри возглавлял Сергей Эйзенштейн. Открыл киносмотр фильм братьев Васильевых «Чапаев».
Главный приз фестиваля получила киностудия «Ленфильм» за картины «Чапаев», «Юность Максима» и «Крестьяне». Награды также были присуждены французскому режиссеру Рене Клэру за ленту «Последний миллиардер» и студии Уолта Диснея «за художественные мультипликационные фильмы, являющиеся высоким образцом мастерства». Кроме того, приза удостоилась картина Александра Птушко «Новый Гулливер», высоко оцененная Чарли Чаплином.
Кинофестиваль был возобновлен в 1959 г. по инициативе Екатерины Фурцевой и стал проводиться каждые два года.
1984 год. На 79-м году жизни умирает Михаил Шолохов
Поскольку метрические документы Нобелевского лауреата не найдены до сих пор, нельзя исключить, что в действительности он был на два-три года старше. В годы гражданской войны Шолохов примкнул к большевикам, служил в продотряде. В 1928-м опубликовал роман «Тихий Дон», который принес ему мировую славу. Сталин высоко ценил произведение, и Шолохова причислили к классикам литературы, едва он перешагнул тридцатилетний рубеж.
Самые значительные произведения писателя — «Поднятая целина», «Они сражались за Родину», «Судьба человека», тот же «Тихий Дон» –экранизированы.
Шолохов с малолетства начал курить и умер от рака горла. Болезнь обнаружили слишком поздно — в конце 1983 г. В январе Михаила Александровича положили в больницу. Навестивший его там директор издательства «Художественная литература» Валентин Осипов застал его в состоянии, которое описал так: «Тело немощно, иссохнувшее, руки в кровоподтеках от уколов и вливаний, хриплый голос на глубоких передыхах… Но две-три фразы, и радуюсь: память остра, размышления точны. Могучий ум не сдался».
Прямо в больничной палате Михаил Александрович и Мария Петровна 11 января справили юбилей — 60 лет со дня свадьбы. В тот день глаза Шолохова светились счастьем, будто и не висел над ним страшный приговор врачей.
А в начале февраля врачи отпустили безнадежного больного домой — Шолохов ехал в родную станицу Вешенскую умирать.
«Папа умер 21 февраля 1984 года, — вспоминала дочь писателя Мария. — Светлана, папа и медсестра сидели в кабинете у камина. Отец — в инвалидном кресле. Говорили мало. Вдруг он спрашивает: «Ты не помнишь песню Исаковского «В лесу прифронтовом»? Светлана помнила: «С берез неслышен, невесом слетает желтый лист. Старинный вальс «Осенний сон» играет гармонист». Тут запнулась. Он начал тихим голосом подсказывать:
Пусть свет и радость прежних встреч
Нам светят в трудный час.
А коль придется в землю лечь,
Так это только раз.
Но пусть и смерть в огне, в дыму
Бойца не устрашит.
И что положено кому,
Пусть каждый совершит.
Ей тут стало ясно, что именно из-за этих слов и вспомнилась ему песня. Слабеющим голосом он повторил: «…и что положено кому, пусть каждый совершит». Потом сказал: «Ну что, девчата, поехали на кровать». Помогли лечь. На какое-то время он забылся. Затем открыл глаза и позвал маму. Мама подошла. Отец взял ее руку в свои ладони, поднес к губам и поцеловал. Так он попрощался с нею. Закрыл глаза, и через несколько минут его не стало.
Мама после смерти отца прожила почти 8 лет. Но тихо гасла, как свечка. Подолгу сидела у окна, из которого была видна отцовская могила. Вспоминала его слова: «Видишь, Маруся, шестьдесят лет с тобой прожили и ни разу не разводились».
Теперь они лежат рядышком. В плиту на маминой могиле вмонтирована увядшая роза, сделанная из бронзы. Это не случайно.
Папа вставал очень рано, шел в сад, срезал самую красивую розу, наливал воду в стакан, опускал туда розу, после чего тихонечко входил в комнату, где спала мама. Ставил розу на тумбочку у изголовья и выходил… Так было всегда».
1994 год. Офицер ЦРУ Олдрич Эймс арестован сотрудниками ФБР как агент КГБ
В течение девяти лет — с 1985 по 1994 год Эймс, высокопоставленный чиновник американской разведки, имеющий доступ к информации любого уровня секретности, был агентом КГБ. После того, как расследование было закончено и Эймс водворился в уютную тюремную камеру, которая теперь принадлежит ему пожизненно, ЦРУ признало, что это был самый крупный оперативный провал за все годы существования американской разведки.
На службу советской разведке Эймс пошел сам — в поисках средств для уплаты больших долгов. В первом же сообщении он назвал фамилии двух советских граждан, работающих на ЦРУ, за что сразу получил первые 50 тыс. долларов. За девять лет Эймс выдал советской контрразведке несколько десятков американских шпионов, работающих в СССР. Более 10 из них были расстреляны по приговору суда, в связи с чем Эймс в США позже получил прозвище «серийного убийцы». Куратор Эймса в КГБ Виктор Черкашин называл своего подопечного счастливым билетом. Позже он признавался, что был в шоке от количества американских «кротов» в советских спецслужбах и осознания того, насколько к 1990-м годам «основательно прогнила» советская разведсистема.
Услуги офицера ЦРУ Москва оплачивала щедро — на момент ареста на счету Эймса было полтора миллиона долларов, не считая ранее потраченных немалых сумм; Эймс даже попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый дорогой шпион. Но шпиону не так просто тратить деньги — именно они его и подвели.
При сравнительно скромной зарплате Эймс купил дорогущий автомобиль; но это еще ладно, в Америке на это особого внимания не обращают, а вот покупка роскошного дома и нескольких дорогих картин не могла не привлечь внимания. За ним начали следить, и вскоре никаких сомнений не осталось — Эймс работает на русских. Впрочем, бывший председатель КГБ Владимир Крючков был убежден, что версию про необдуманные траты агента в американскую прессу подкинули намеренно. В своей книге «Личное дело» Крючков писал: «Уровень работы с такого рода агентом, его личные и профессиональные качества с большой долей уверенности позволяют предположить, что в данном случае мы имеем дело с предательством, с выдачей Эймса кем-то из тех, кто имел отношение к работе с ним или каким-то образом получил о нем информацию».
Смертной казни Эймс избежал благодаря полному сотрудничеству со следствием. Кстати, в тюрьме двойной агент, отбывающий пожизненное заключение, заработал еще полтора миллиона — написал и издал книгу мемуаров.
Смотрите также: