Театр теней, «НейроБатлейка» и ужиный фейсконтроль — посетили выставочный проект «Зимняя сказка»
Десятки зеркал, милые лисицы и нити с мифологическим подтекстом — далеко не полный список удивлений, которые подстерегают посетителей экспозиции «Зимняя сказка». Корреспонденты агентства «Минск-Новости» оценили выставку, развернувшуюся в галерее FARBA.
Для наших предшественников зима была особенным периодом. Правда, начиналась она мрачновато: декабрь знаменовался серостью, тягучестью, наслоением бытовых забот. А после наступала самая приятная часть — подготовка к наступающим праздникам и, собственно, гуляния. Этот период времени наши предки называли порой волшебства и воплощения уникальных народных обычаев. Именно к белорусской самобытности и уникальности и обратились художники, работы которых представлены в рамках выставочного проекта «Зимняя сказка».
— Мы старались выстроить экспозицию так, чтобы знакомство посетителей с выставкой вышло максимально комфортным. Первый акцент сделали на белорусской вытинанке. Кстати, это ремесло в ушедшем году нашумело: ЮНЕСКО включило искусство вырезания из бумаги в Список нематериального культурного наследия человечества. Данную тему в рамках проведения выставки раскрывает Виктория Поливко, — рассказывает одна из организаторов выставки Оксана.
В своих работах художница отразила каждую из областей Беларуси через образы-символы. Так, на полотнах изображены люди. И каждый из них облачен в традиционный костюм определенного региона заявленной области: например, Брестскую представляют Кобринские одеяния. На полотнах также можно увидеть и белорусские объекты архитектуры.
Тут местные экскурсоводы часто предлагают посетителям интерактив: гости галереи стремятся угадать, какая область страны изображена на той или иной картине. Также проводники в мир «Зимней сказки» рассказывают группе, какие ремесла в древности считались исключительно женским или мужским занятием. Так, хозяева дома традиционно занимались обработкой дерева, изготовлением посуды, плетением сетей для ловли рыбы и т. д. Женщины — ткачеством. А создание вытинанок было лишено гендерной окраски — в данном направлении мог развиваться любой член семьи.
— Следующий акцент экспозиции позволяет посетителю соприкоснуться с мифологией. Тут представлены арт-объекты, рассказывающие о норнах, которые плели судьбы людей и богов. Также в первом экспозиционном зале представлена мозаика авторства Ирины Снопковой. Интересный факт: один из орнаментов она переносила с семейной реликвии — рубашки ее дедушки, — делится Оксана.
Здесь же можно рассмотреть и серию работ другой художницы, посвященную настроениям женщины на разных переломных этапах ее жизни. В этот цикл вошли следующие образы: невеста, беременная дама, мать с ребенком на руках, замужняя взрослая женщина с символами Пасхи на фоне и незнакомка солидного возраста, которая уже собственноручно соткала свою судьбу.
— Плавным переходом от тягучести декабря к предпраздничной легкости стали работы Натальи Евтух. Ее творения отчасти ассоциируются с рисунками, которые раньше размещали на новогодних шарах, соответственно, с радостью и спокойствием. Далее мы ведем повествование уже о праздниках, рождественских гаданиях, окунаемся в сказочную тематику. Так, на одной из стен висят маски для колядования. Только выглядят они весьма нестандартно — в этом вся суть. Автор работ отстраняется от незыблемой классики и интерпретирует эту тему по-своему. Даже образ Колядной звезды предстает перед зрителями в совершенно неожиданном виде, — отмечает организатор выставки.
Соседний экспозиционный зал увешан зеркалами, оформленными в лесной тематике. Это не только отсылка к рождественским гаданиям, но и попытка рассказать о значимости данного предмета для наших предков.
— Зеркало считалось символом двойственности, некой грани между мирами. Ранее люди даже верили в то, что беременным женщинам его стоит избегать, иначе они рискуют родить оборотня, — рассказывает Оксана. — Кстати, с опаской к зеркалу, по приданиям, относились и домовые — они боялись растерять свои магические свойства, увидев собственное отражение.
Еще более зрелищным экспозиционным залом становится помещение, расположенное на третьем этаже. На входе в Сказочный лес посетителей встречают дочери и помощницы Ужиного короля. Они, согласно легендам, часто охраняли клады, выступали в качестве своеобразного фильтра, так как подпускали к драгоценностям далеко не всех.
Строгий фейсконтроль мы проходим успешно и оказываемся в театре вытинанковых теней. Завораживающий ансамбль красок дополняется и аудио —прочтением сказок, собранных этнографами у жителей белорусского Полесья. Обонятельные рецепторы тоже задействованы — в зале поддерживается аромат под названием «На каникулах у бабули» (он содержит ноты лечебных трав и хвои).
В рамках экспозиции представлен также совместный проект галереи и одной из белорусских платежных систем. Он отражает ремесла нашего народа. Отдельное внимание уделено «НейроБатлейке», транслируемой на стенах иммерсивного зала. Ее сотрудники галереи создавали самостоятельно: от написания сценария и разработки облика персонажей до озвучки реплик профессиональными дикторами. Лишь небольшим подспорьем в этом вопросе стал искусственный интеллект — он применялся в процессе рисовки персонажей и точечных моментах работы над сценарием.
Отзывы посетителей
Мария пришла оценить выставку вместе с дочками четырех и восьми лет. От «Зимней сказки» осталась в восторге, как, собственно, и дети. Самым запоминающимся и впечатляющим залом собеседница считает тот самый Сказочный лес с театром вытинанковых теней. По ее словам, он подкупает не только тем, что выполнен в белорусской айдентике, но и своей красочностью, необычностью.
— Мы в целом очень любим посещать мероприятия такого формата, недавно вот были на выставке, посвященной модернизму. Причем детям это действительно интересно, мы с малых лет воспитывали их так, чтобы все не ограничивалось диваном и смартфоном. Дома они, например, практически не смотрят мультики. Альтернативой выступают кинотеатры. Не меньше удовольствия детям доставляет посещение разнообразных выставок и даже походы в театр, — делится собеседница. — Помню удивленные взгляды людей, когда мы приходили в Большой театр с сыном, которому не было и года…
Малыш, конечно, через какое-то время начинал капризничать. Тогда семья удалялась, чтобы не мешать другим посетителям. А сейчас, в возрасте 2,5 лет, ребенок уже спокойно может высидеть всю двухчасовую постановку. Завороженно сморит на сцену.
Другой посетительнице, Анне, выставочный проект также пришелся по вкусу. А фаворитом стал зал, увешанный зеркалами. С творчеством художницы, оформлявшей помещение, девушка сталкивается не впервые — ранее просматривала ее соцсети.
— О выставке я, кстати, тоже узнала благодаря сети Интернет — попалась реклама в Instagram. В ней упор делали на театре вытинанковых теней, и это действительно очень зрелищная локация. Плюс ко всему, она будет интересна не только взрослым, но и детям. Да и наличие интерактива в плане возможности снять маску со стены, чтобы просто рассмотреть ее или сделать фото, — это очень здорово, — делится собеседница.
Сфера работы Жанны от искусства крайне далека — связана со строительным бизнесом. Тем не менее девушке нравится время от времени посещать выставки, культурно развиваться. Что касается экспозиции, больше всего собеседница тяготеет к работам Натальи Евтух — подкупает заключенное в них спокойствие. Самые теплые ассоциации навевает арт-объект, отражающий дорогу домой. Сюжет в голубых тонах, по признанию Жанны, откликается в ней хорошими воспоминаниями и трепетными чувствами.
Фото Алексея Столярова
Читайте также:
- Местный Дали и скульптор, который хотел уйти в монастырь. Все, что вы не знали о богемном Минске
- Какие картины москвичи приобретали у минской художницы, и почему она скрывала названия полотен
- Судьбоносность и осколки боли: о чем повествует прогремевшая столичная экспозиция «Фрида»
Смотрите также:
