Тебе это не нужно. Провели исследование, как часто молодежь попадается на маркетинговые уловки
По данным Белстата за 2024 год, 98,5 % молодых людей являются активными пользователями интернета. Из них 66,9 % продают или покупают в Сети. Как часто они приобретают ненужное и попадаются ли на маркетинговые уловки — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Фото носит иллюстративный характер, freepik.com
Мы провели небольшое исследование: составили онлайн-анкету и разослали ее более 100 людям в возрасте от 14 до 28 лет. В анкете попросили подробно ответить на следующие вопросы: онлайн- или офлайн-магазины предпочитают участники; почему покупают то, что у них уже есть; засматриваются ли на товары из ленты рекомендаций и др. Проанализировать результаты помогла магистр психологических наук МГУ Виктория Бортникова.
Соцсети — двигатель продаж

Совершают покупки на маркетплейсах после того, как увидели товар в социальных сетях, 53 % опрошенных, 28,2 % молодых людей делают это часто. Чувствуют себя отчужденными, когда у них нет товара, который есть у остальных в ленте, 18,4 % опрошенных.
— Распространился инфлюенс-маркетинг — создатели контента, которые пользуются популярностью и доверием подписчиков, в видео советуют определенные товары. Такие ролики буквально заполонили интернет, в противодействие начало формироваться противоположное направление — underconsumption («недостаточное потребление»), — отметила В. Бортникова.
Участница опроса Александра на вопрос «Как часто вы пользуетесь маркетплейсами?» отвечает, что раз в несколько дней как минимум. Она признается, что устала от влияния блогеров и популярных сервисов:
— Я спокойно убиралась и не испытывала никакого дефицита, прилегла отдохнуть. И вдруг увидела, как красиво у девушки в TikTok сочетаются декоративные подушечки с пледом. Тут же зашла на маркетплейс и добавила себе товаров в корзину на 300 рублей, еле сдерживаюсь, чтобы их не купить.
Респонденты одинаково часто пользуются онлайн- и офлайн-магазинами. Первую категорию выбирают преимущественно из-за обширного ассортимента (63 %), к тому же маркетплейсы всегда под рукой (65 %).
Вещи быстро надоедают

Товаров никогда не бывает много — считают 37 % респондентов. При этом они покупали вещь даже тогда, когда старый продукт был в порядке и необходимости в приобретении не было. Мы решили уточнить, почему это произошло. 48 % участников отметили, что причина — желание пробовать новое.
— Такое влечение — результат действия биологических и социальных факторов. Мозг реагирует на новое выбросом гормонов — это создает ощущение удовольствия. А общество потребления усиливает эффект через маркетинг, моду и технологии, все старое показывает в невыгодном свете, — подчеркнула В. Бортникова.
Одна из участниц исследования рассказала, что однажды копила деньги на совместное путешествие с подругами. В какой-то момент осознала, что вообще не имеет подушки безопасности, а откладывать не получается — любые накопления сразу тратятся. Как-то раз уже почти собралась в путешествие, но внезапно спустила почти все отложенные деньги на планшет. В итоге подруги улетели без нее.
У некоторых респондентов были еще более критические ситуации, когда импульсивные решения привели к тому, что есть было просто нечего.
Но есть и другая сторона медали. Например, одна из опрошенных Анна не особо склонна к шопоголизму и поделилась тактикой, которая помогает ей держать себя в руках:
— Первое, что я спрашиваю у себя: насколько мне это нужно? Будет ли от покупки какой-то реальный эффект или товар позже будет просто пылиться на полке? Чаще всего похожие вещи у меня уже есть, и это меня останавливает. Но вот одна из последних покупок — одноразовая зубная нить. Часто ленюсь выполнять этот этап гигиены. Она сделала уход за полостью рта более приятным процессом, а значит регулярным. Если же от товара уже в скорое время не будет никакой пользы кроме сиюминутной радости, в тратах нет никакого смысла.
Покупки приносят чувство комфорта

С этим утверждением согласилось подавляющее большинство — 73 % участников опроса. И что главное, комфорт достигается с помощью вещественного, а не духовного, того, что мы можем пощупать и получить прямо здесь и сейчас. В. Бортникова уверяет: люди таким образом закрывают моральные проблемы. Но забывают, что это может помочь лишь временно.
— Психологический комфорт требует усилий: например, найти любимую работу или создать комфортное окружение — задача сложная и долгосрочная. В то же время материальный комфорт достигается быстро и просто — достаточно спустить сбережения на красивую вещь или вкусную еду. Маркетинг активно использует эту разницу, создавая иллюзию, что счастье связано с покупками, — обратила внимание В. Бортникова.
Кроме того, более половины опрошенных (53 %) чувствовали себя неполноценными без какой-либо вещи. 27 % проголосовавших считают, что, если у человека полно дорогих приобретений, он удовлетворен жизнью, хотя в реальности это может быть совсем не так. Реклама и медиа показывают нам стереотипного успешного человека через определенные атрибуты: дорогие машины, брендовую одежду.
— Если люди хотят приблизиться к такому образу, но чувствуют свое несоответствие, то о внутренней гармонии говорить не приходится, — заключает психолог.
Быстрый дофамин — опасная ловушка

После тяжелого рабочего дня или большого количества стресса многие идут купить себе что-то для поднятия настроения. Вот и 62,9 % участников согласны, что иногда спонтанное приобретение — единственное, что помогает в такой ситуации. Нет ничего плохого в том, чтобы временами себя баловать. Но затем с каждым разом ограничивать себя становится уже не под силу.
— Моментальные удовольствия стимулируют систему вознаграждения, вызывая выброс дофамина. Со временем чувствительность снижается, человеку требуется все больше стимулов для того же «насыщения» — это формирует порочный круг, — объясняет систему психолог. — Но не стоит отчаиваться и бояться периодических поощрений. Существует множество способов, как помочь себе быстро при помощи простых действий. Можно заранее составить список «20 дел, которые приносят удовольствие». Медитация, спорт, прогулки, чтение, пенная ванна, общение — все это находится за пределами маркетплейсов, но также, как и покупки, помогает улучшить эмоциональное состояние.
Людям надоело менять гардероб

Почти половина проголосовавших (47,6 %) устали следить за модой и считают, что она меняется слишком быстро. 22 % испытывают тревогу из-за того, как моментально устаревают тренды.
Чтобы освободиться от этого давления, нужно в первую очередь быть уверенным в себе и вырабатывать собственный стиль. Это обязательно сделает потребление более осознанным, раскроет вашу индивидуальность. Главное — баланс между желанием быть актуальным и внутренними приоритетами.
Что в итоге
Иногда лучше напомнить себе, что позже вещь станет бесполезной, чем жалеть об упущенных возможностях, на которые вы давно собирали деньги. Всегда можно найти другой способ улучшить самочувствие. И, как оказалось, это может быть абсолютно бесплатным.
Подготовила Дарья Веренич
Смотрите также:









































