1200 90

Торговец Лениными: от гнева Дзержинского он помчался в Минск, а там…

Как предприимчивый делец после смерти Ленина наладил торговлю бюстами вождя и что из этого вышло — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Заранее извинимся перед теми, для кого имя Владимира Ильича до сих пор свято. Сам Ленин в нашей истории ни при чем. Все закрутилось после его смерти. Собственно, с похорон и началось.

У гроба вождя

Увы, нам неизвестно полное имя главного героя этого материала. Сюжет взят из журнала «Суд идет!» за 1925 год, где излагалась фабула дела. Но тогда еще шло следствие, и для прессы обвинявшийся именовался просто Михаилом Г. Похоже, был он из наших краев, — не зря именно в Минск в трудный момент бросился.

Напомним, что Владимир Ильич Ленин умер 21 января 1924 года. Великий вождь лежал в гробу, мимо шли скорбящие трудящиеся, скульптор Харламов запечатлевал усопшего в глине. Харламов Ленина лепил и при жизни, поэтому получил особое разрешение на посмертный портрет. Чуть позже по свежим впечатлениям создал бюст Ильича.

Kolonnyi trudyashhihsya proshhayutsya s V I Leninyim 23 27 yanvarya

Матвей Яковлевич Харламов (1870-1930) не был каким-нибудь авангардистом-абстракционистом. Хороший мастер старой реалистической школы. И вполне можно поверить позднейшим уверениям его дочери, заявлявшей, что Ленин у отца получился фотографически похожим. Харламов жил в Питере, там бюст вскоре и представил публике.

1

Бюст Ленина работы Матвея Харламова, 1925 год

А еще через какое-то время к ректору Ленинградской (уже Ленинградской!) академии художеств явился молодой человек — тот самый Миша Г. Он предложил оригинальный коммерческий проект. Страна печалится по Ильичу. Академия готовит ваятелей. При ней есть мастерские, где работы учащихся отливают в гипсе. А что, если там наладить отливку харламовского бюста? Миша берется эти бюсты распространять. Покупателям они, конечно, будут предлагаться небесплатно. Но зарплату от академии Миша не просит — лишь право использовать мастерские и справку, что все происходит под ее эгидой. За это и ему, и академии от каждой продажи — процент.

Ректор поначалу смутился: если мастерские начнут гнать одно и то же произведение, затормозится учебный процесс. Однако заму по финансам идея понравилась. Решили так: целиком «под Ленина» мастерские не отдадут, но частично, в свободное время — можно.

Маркетинг-1924

Просто удивительно, как Миша угадал со своей идеей! После смерти вождя в СССР был объявлен «ленинский призыв» — в партию брали лучших рабочих от станка. За несколько месяцев влилось до 240 тыс. новых членов. А это же новые партячейки, которым очень требовалось что-то наглядно-идейное. Бюст Ленина — самое то. А если скромной собственной складчины у местных партийцев не хватало, то уж они как-нибудь находили возможность надавить на тех, кто деньгами выручит.

Мишины коммивояжеры, именовавшиеся агентами, начали с Питера. Но очень скоро стало ясно, что и штат их можно увеличивать, и географию расширять. К концу 1924 года таких агентов колесило по СССР уже более 200. Расширился и ассортимент. Покупателям предлагались: а) Ленин большой; б) Ленин средний; в) Ленин маленький; г) гипсовый флажок с Лениным. И так далее.

Миша разработал специальную методичку, как вести разговор с потенциальным покупателем. Начинать надо с того, что ячейка без Ленина — не ячейка. Предлагаемый товар гарантированно хорош, ведь он от самой Академии художеств. Если какой-то скульптурный портрет вождя уже имелся (вероятность невелика, но вдруг), бить следовало на то, что наш Ленин лучше, поскольку… смотрите выше. Кроме того, разрешалось намекнуть, что ЦК всякие самодеятельные творения все равно скоро отменит, будет введена единообразность гипсовых Лениных, а это как раз то, что мы предлагаем. Да, недешево. Но какой же вы коммунист, если вам на Ильича денег жалко? В конце беседы следовало предложить каталог с фотографиями образцов продукции и заключить договор. Выбранный бюст будет отправлен по получении денег.

Агенты работали за процент и старались изо всех сил. Кстати, лучшим из них оказался бывший белый офицер. В одном уездном городке он даже уломал местных начальников купить очень большой бюст Ленина, чтобы установить его как памятник. Это потом Мише отдельно ставилось в вину — кому святое дело доверил!

Трогая бюст

Миша никого не обманывал — Ильичей высылали в срок. Но в ЦК пошли жалобы, что Ленин приходит какой-то «не такой». Мало того что у бюстов была некачественная бронзировка, в результате чего выпуклые части облика вождя — лоб, нос, уши, усы — покрывались белыми пятнами. Претензии имелись и по художественной части. Некрасивый поступал Ленин. Не вдохновляющий. Беспартийные хихикали.

Готовя этот материал, мы нашли в Интернете фото двух харламовских бюстов той поры — они сейчас на интернет-аукционах выставлены. Один явно стоит где-то в гараже. Продающий делает упор не столько на некие достоинства произведения, сколько на антикварную редкость, ведь почти все наследие скульптора утрачено в войну. Похож этот Ленин на Ленина или нет, решайте сами. Но учтите, мы-то Ильича представляем, как правило, по актерам в этой роли, по ретушированным снимкам, а Харламов лично видел. Да и не будем всё на Матвея Яковлевича валить — копировать его произведение ввиду большого спроса в Академии подрядили студентов. А что у них получалось — вопрос.

Но, так или иначе, над Мишей сгустились тучи. И он решил сыграть на опережение.

Как раз была создана Комиссия ВЦИК по увековечению памяти В. И. Ленина во главе с Феликсом Дзержинским. К нему Миша и отправился с образцами изделий. Надеялся убедить, что все в порядке, а заодно заручиться справкой: мол, «одобрено правительством». Для подстраховки. Но железный Феликс при виде Мишиного товара заявил с металлом в голосе, что это черт знает что, а не Владимир Ильич, и с виновными в такой профанации надо разобраться.

Тогда-то, почувствовав холодок в спине, Миша и рванул в Минск. То ли у него здесь имелись связи, то ли народ у нас оказался попроще, но нужной бумажкой он разжился. Правда, бюсты одобряло не всё советское правительство, а правительство БССР. Но тоже неплохо. К Дзержинскому же Миша решил подластиться с другой стороны: перечислил большую сумму в возглавляемую тем Комиссию по борьбе с беспризорностью, пообещал новые пожертвования, если будет справочка и от этой структуры.

Можно было торговать Лениными дальше. И тут…

Жадность фраера

Нет, Мишу сгубила не политика. Сгубило жлобство, столь характерное для скоробогачей всех времен и народов. Миша ведь на вожде круто поднялся. Ну и началось… С людьми уже разговаривал через губу. Из ресторанов не вылезал. Завел персонального извозчика. Развернул в полунищей академии роскошный офис с антикварной мебелью, стал закатывать в ректорате скандалы (хотя платил за пользование мастерскими нещедро и нерегулярно). Кормильцам-агентам надумал срезать процент («Не нравится — других найму!»). Ну и нарвался. Кто-то стукнул куда надо. А нагрянувшая инспекция нашла и финансовые нарушения, и мухлеж с договорами…

Журнал «Суд идет!» поставил вопрос: как к этому делу относиться? Если просто как к хозяйственному правонарушению, то все Мишины грехи тянули года на три, не больше. Но если учесть, на чем Миша делал деньги, тут уже политика и счет совсем другой.

Какой был сделан выбор, неизвестно…

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Мороз ночью и до +3 °С днем ожидаются в Беларуси 24 ноября

Облачно с прояснениями будет в республике 24 ноября, температура воздуха ночью составит -1…-7 °С, днем – -2…+3 °С, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на «Белгидромет».

22 10 2024 priroda osennie parki foto terehina 26 kopiya

Фото носит иллюстративный характер

В воскресенье местами по стране прогнозируются небольшой снег, не исключая мокрого, и слабый гололед, а ночью и утром – слабый туман. На отдельных участках дорог гололедица. Ветер будет умеренным, его порывов не предвидится.

В Бресте и Гродно в дневные часы ожидается +1…+3 °С, Минске, Витебске и Могилёве – -1…+1 °С, в Гомеле – 0…+2 °С.

В. Полякова-Макей о сотрудничестве с Мурманском: можем обменяться интересным опытом в сфере культуры

Вопросы сотрудничества в области культуры обсудили в Минске директор Белорусского государственного академического театра юного зрителя Вера Полякова-Макей и председатель комитета по культуре администрации города Мурманска Елена Крынжина, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

img 6102 kopiya

Культурная дружба между городами-героями началась 19 ноября, когда Белорусский государственный академический театр юного зрителя представил спектакль «Мастер и Маргарита» на II Международном театральном фестивале «Арктическая сцена» в Мурманске.

— Два года назад я приезжала на фестиваль «Арктическая сцена» со спектаклем «Каренина». Мы подружились с председателем комитета по культуре Еленой Крынжиной и другими известными деятелями культуры Мурманской области и договорились о встрече в Минске, — рассказала В. Полякова-Макей.

В фестивале поучаствовали 14 театров из России, Беларуси, Армении, Казахстана и Сербии. Коллективы привезли спектакли, основанные на всемирной классике и шедеврах русской литературы.

— На фестиваль мы не смогли привезти свои декорации: играли на белых простынях, тканях и стульях из подбора — только голый талант. Нас высоко оценили зрительское и профессиональное жюри. Дмитрий Климович получил награду за лучшую роль второго плана, а я — за лучшую женскую роль. Мы несказанно этому рады, — поделилась директор.

img 6092 kopiya

Международный театральный фестиваль «Арктическая сцена» организован Мурманским областным драматическим театром и региональным отделением Союза театральных деятелей России при поддержке правительства Мурманской области.

— Сегодня к нам приехала известный театральный деятель Елена Крынжина, и в нашем театре проходят переговоры по вопросам перспектив развития взаимодействия между театрально-зрелищными организациями Минска и Мурманска. Мы очень хотим организовать масштабные гастроли с Мурманском, так как уверены, что можем обменяться интересным опытом друг с другом в сфере культуры, —сообщила В. Полякова-Макей.

В Минске коллеги из Мурманска презентовали спектакль детской театральной школы «Дети военного Мурмана».

img 6113 kopiya

— Это не просто общение, а развитие связей между культурно-досуговыми учреждениями. Мы обсуждаем вопросы библиотечных систем, домов и дворцов культуры, взаимодействие музыкальных и театральных школ. И, конечно, речь идет о дополнительном образовании в сфере культуры. Я считаю, что это крайне важно, поскольку у нас общее культурное пространство, и в условиях Союзного государства открываются большие перспективы для взаимного культурного сотрудничества, — отметила Е. Крынжина.

После переговоров состоялся показ спектакля по пьесе Николая Гоголя «Женитьба».

— Это одна из наших последних премьер. Легкий, свежий и необычный спектакль, созданный молодым режиссером. Мы считаем, что молодые должны ставить спектакли для молодежи. Энергия такой режиссуры находит отклик как у юного зрителя, так и у старшего поколения. Наш слоган — «от 0 до 99 лет», и мы с радостью приглашаем зрителей всех возрастов на постановки, — подытожила директор В. Полякова-Макей.

Фото автора