«Требовать от себя максимум». Тренер сборной Беларуси по баскетболу — о том, как добиться успеха
Главный тренер сборной Беларуси по баскетболу и команды «Цмокi-Мiнск» рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости» о роли детского тренера, а также о своей эмоциональности на площадке.
О маме и баскетболе
— Ростислав Николаевич, тяжело было постигать азы баскетбола под началом мамы?
— Хочу сказать огромное спасибо Алле Георгиевне за все. Она очень талантливый детский тренер. Восхищаюсь тем, как она профессионально относилась к работе. Тогда жили на 80 долларов в эквиваленте в месяц, но мама проводила по четыре тренировки в день. В ее первом наборе — олимпийский чемпион Александр Волков, он по окончании спортивной карьеры стал заслуженным тренером СССР. Эту историю рассказываю нашим тренерам.
Уверен, профессия детского тренера — это призвание. Для ребят надо стать еще и другом, родителем. К сожалению, имидж этой профессии утрачен в современном мире. Самое важное — подорван статус педагога. В Могилевском государственном училище олимпийского резерва мама проработала около 20 лет. За это время подготовила для сборных Беларуси разных возрастов более 30 ребят. И чем все закончилось?! В училище закрыли отделение баскетбола — не медалеемкий вид спорта — и «ушли» маму на пенсию.
— Каким вы были учеником?
— Первый раз в зале оказался в трехмесячном возрасте. Меня никто не заставлял ходить на тренировку. Мама требовала от меня максимум. Посыл такой: если сын тренера не выполняет, как все остальные будут делать? Я не был самым покладистым учеником. Есть моменты, за которые стыдно. Помню наши разговоры. Мне мама ставила условие: либо контролирую свое поведение, либо заканчиваю с баскетболом.
Кстати, видение игры у нее было феноменальное. Волков, рост которого 2,08 м, всегда вводил мяч из-за лицевой, сражался против маленьких и шустреньких. Это очень сложно. Но Александр Анатольевич старался. И меня мама ставила против лучшего баскетболиста команды соперников. Я злился, расстраивался, плакал, что проигрывал. Однако это сделало меня сильнее, вывело на определенный уровень. Добавлю: кроме мамы со мной работали талантливые тренеры Александр Гуляев, Михаил Фейман. Возмущает, что сейчас молодые тренеры критикуют их за работу. Сначала пусть эта молодежь вырастит учеников, которые уедут в США, сыграют в еврокубках, будут выступать за сильные европейские клубы, тогда можно что-то говорить. Сейчас на белорусских игроков спроса нет. В ком проблема? В нас самих.
О жизни в США
— Мама не отговаривала от поездки на учебу в США?
— Нет. Всячески поддерживала. В то время сложнее было уехать. Вариант учебы в колледже предложили знакомые знакомых. Отказываться от такого подарка не стал. Помню, все документы подготовил, купил билеты. Но доигрывал с ребятами в спартакиаде. На матч приехал президент саратовского «Автодора» Владимир Родионов. Разговор состоялся в гомельской гостинице «Сож». Кроме меня и мамы пригласили Сергея Чарикова, Владимира Веремеенко и их родителей. Нам предложили 5-летний контракт: начинаем в резервной команде, при успехах переводят в основную. Веремеенко согласился. Мама сказала, чтобы принимал решение самостоятельно. Я даже не раздумывал — махнул в США. Она дала с собой 120 долларов со словами: «Это все, что у нас есть». Летел с пересадкой во Франкфурте. Пошел перекусить — минус 15 долларов. Понимал, что такими темпами денег надолго не хватит. Но я благодарен тем временам —научился ценить и понимать многие вещи.
— Никогда не жалели, что не поехали в саратовский «Автодор»?
— Часто вспоминал этот момент. Если бы тогда согласился, до сих пор пылил бы в одной из команд и получал неплохие деньги. Но не жалею об этом. В США пережил много. Например, прекрасно понял, что значит свой — чужой. Ты классный баскетболист, отлично учишься, но не можешь встречаться с местной девушкой. Причем об этом заявляют ее родители.
Жизнь в США — это развитие кругозора, испытание своего потенциала. Понял, что могу делать все. Меня ценили как строителя, кустореза и так далее. Понимал: как бы ни складывалась ситуация, нужно работать лучше остальных. Я и подопечным в команде об этом твержу. Нужно требовать от себя максимум, тогда останешься честен перед собой.
— Подрабатывали после учебы?
— Попробовал более 10 профессий. Работал строителем, возил мебель, стриг кусты и деревья, выходил в форме секьюрити, заваривал кофе. Зато не представляете, с каким удовольствием приезжал в Беларусь и покупал маме телевизор, сделал ремонт в квартире. В США получил два диплома: по бухгалтерскому учету и бизнес-администрированию. Увидел жизнь под другим углом. Но желание тренировать было выше. По выходным и во время каникул с другом, с которым учился в университете, проводил занятия для детей. Мне это безгранично нравилось. Наступил такой момент, когда нужно было принимать решение — оставаться или уезжать. Вернулся в Беларусь. Все друзья крутили у виска: у тебя там были классная работа, зарплата, статус… Что ты здесь забыл? Отвечал: не в этом счастье.
О тренерстве и сыне
— По возращении из США вы еще играли в профессиональных командах.
— Да, четыре года. Сейчас сократил бы этот период вдвое. Последние два года провел в могилевском «Борисфене». Ух, какое тогда было непростое время в финансовом плане. Тогда мог мотивировать парней лишь одним — будучи тренером, сказал: выйду с вами на площадку и стану играть. Походы к председателю могилевской федерации баскетбола Валерию Малашко по поводу наших скромных зарплат — они составляли около 110 рублей — оказывались безрезультативными. Сначала мне обещали, что дадут в октябре, потом — в декабре, марте. В одной из бесед не выдержал и сказал Малашко: нужно или не обещать, или выполнять. Чему мы учим молодых игроков? В итоге не заплатили, я ушел из «Борисфена».
— Во время матчей вы очень эмоциональны, порой получаете технические фолы. Потом осознаете, что были неправы?
— В этом доверяю маме. По ее словам, эмоциональность мне мешает. Сейчас пытаюсь научиться себя контролировать. Это происходит каждую игру. Переживаю, когда ошибочно завожусь. Искренне мне свое мнение высказывают специалисты баскетбольного цеха Александр Борисов, Регина Пышник. Нравится, когда судьи объективно указывают на мои ошибки после игры. Я ценю каждый дельный совет и пытаюсь меняться в лучшую сторону.
— Насколько серьезно ваш сын увлечен баскетболом?
— В случае Глеба переживаю, что здесь вариант навязанной любви к игре, он не хочет меня расстроить. Пока ребенок играет в баскетболиста. Перед собой с супругой ставим задачу вырастить хорошего человека. В этом спорт помогает. Занимаясь с детьми из СДЮШОР, вижу, кому нравится процесс, кто делает это осознанно. Знакомые порой спрашивают, в какой вид спорта отдать ребенка. Все просто. Если повезет с тренером, получится и в карате, и в велоспорте, и в плавании, и в футболе. Хочется добавить — отдавайте в баскетбол. Но бывает, в группах начальной подготовки так себе тренер.
И через три года знакомый придет в расстроенных чувствах и скажет: столько времени потеряли.
Возвращаемся к тому, с чего начинали, — о роли детского тренера.
Справочно
В январе 2019-го Ростислав Вергун стал главным тренером «Цмокi-Мiнск», в декабре этого же года — рулевым сборной Беларуси. Он четыре раза становился чемпионом страны и два раза — обладателем Кубка Беларуси.
Фото «Цмокi-Мiнск»