1200 90

Трудности закаляют. Как путешествие в Грецию закончилось в суде

В предвкушении заслуженного отдыха интересно знать, как это бывает у других. А случается по-всякому. Однако впечатлений в любом случае остается в избытке. Об одном таком путешествии с продолжением в виде судебных слушаний рассказали в Региональном обществе защиты потребителей (РОЗП), сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

avtobus 2 kopiya

Фото носит иллюстративный характер

Город Лида. Начало

Согласно программе тура, группа минских туристов отправлялась автобусом в Грецию. Почему не на самолете? Оператор акцентировал внимание на увлекательности именно такого неспешного передвижения, — рассказывает юрисконсульт РОЗП Мария Толстик. — Комфортабельный автобус отъезжал от диспетчерской станции «Дружная», следовал в Барановичи для воссоединения с остальной частью группы, далее на границу. Затем легкий транзит по Польше и Словакии и, наконец, прибытие с ознакомительными целями в Будапешт (Венгрия). Это была только первая часть путешествия. Единственное, что несколько смущало потенциальных туристов, — отправление до зари. По задумке туроператора, автобус из Минска уезжал в 5:00. Правда, накануне отъезда поступило новое вводное: ехать предстояло на вокзал в Лиду. А уж там все и начнется: и комфортабельный автобус, и хлеб-соль, и прочие вкусняшки. Однако в Лиде на привокзальной площади немногочисленные прохожие могли видеть толпу взволнованных граждан с чемоданами, мечущихся туда-сюда. Автобуса не было.

— Мария Александровна, насколько я помню, здание вокзала в Лиде тоже очень красивое. Город — отреставрированный памятник старины. Можно прогуляться и по нему!

Но не до пяти же часов вечера! А именно столько пришлось дожидаться автобуса. Наши туристы даже обращались в милицию, подозревая, что их жестоко обманули. Ведь за 10 часов «увлекательного» тура и немалые деньги доехали только до Лиды. Но все когда-нибудь кончается — утомительная беготня по историческим окрестностям тоже. Автобус наконец прибыл, принял на борт разъяренных туристов, и началось самое интересное.

Центральноевропейская кругосветка

— Хотите сказать, что до сих пор была только прелюдия к настоящим приключениям?

Я хочу сказать, что если ситуация сразу вышла из-под контроля, то ее развитие так и продолжится. Закон Мёрфи. Ни о каком заезде в Барановичи для доукомплектации группы речь уже не шла. Автобус мчал к белорусско-литовской границе, наверстывая упущенное время. Пассажиры немного успокоились, но, как оказалось, напрасно. На территории Евросоюза стало ясно, что водитель и его напарник не знают дороги. GPS-навигаторы не спасали. Автобус пропетлял всю ночь. Сначала по Литве, затем по Польше. В итоге к полудню припарковался на какой-то стоянке. Как пояснили водители, они намерены доверить руль более опытному коллеге, бывавшему в здешних местах. Знаток маршрута прибыл спустя три часа. Пассажиры опаздывали в Грецию уже на сутки. А им еще предстояло заехать в Будапешт. Программа тура включала обзорную экскурсию по городу с посещением замка Вайдахуняд и прогулку на кораблике по Дунаю с распитием шампанского за дополнительную плату.

annie spratt tg822f1xzt4 unsplash

Фото носит иллюстративный характер

— Похоже, кто-то над кем-то издевался. Больше суток езды в автобусе — тут бы хоть душ принять…

Туристы думали так же. Автобус прибыл в столицу Венгрии в 2:30, а уже в 10:00 их попросили на выход из отеля без каких-либо экскурсий. Опытный водитель дорогу в Грецию знал, но все равно действовал как-то не уверенно. Эгейское море путешественники увидели только на четвертый день. Отдых прошел по сокращенному графику. Группе предстояла обратная дорога домой.

Трудности закаляют, или Хеппи-энд

— Как я понимаю, без сюрпризов не обошлось.

Водители с дороги больше не сбивались, но из строя вышла система кондиционирования салона. За окном было +30 °С, и полсотни пассажиров весь путь дышали воздухом, разогретым до +37 °С. Если учесть, что взрослые брали на отдых детей, можно представить разговоры в автобусе. Плохо было всем.

— А еще можно представить, как затем должно было поплохеть туроператору!

Увы. На жалобу одной из туристок оператор ответил что-то вроде «трудности должны закалять».

К слову, кондиционеров не было и в забронированных им номерах отеля, что уж говорить об автобусе. Благополучно вернулись домой – и слава богу! Будет что вспомнить.

— Ваших подзащитных такой ответ не удовлетворил?

Да, туристы обратились за правовой помощью к нам. Мы подготовили иски в суд, представили на слушаниях интересы пострадавших. Не буду утверждать, что прения с ответчиком проходили гладко, — отдыхающие припомнили многое.

В итоге суд согласился с доводами истцов, вынеся решение в нашу пользу. Туроператора обязали вернуть часть денег, соразмерно уменьшив стоимость путевок. С него также взыскали неустойку за нарушение требований потребителей и компенсацию морального вреда каждому из пострадавших.

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Неделю нулевого травматизма проведут в организациях Минтранса с 25 ноября

Неделя нулевого травматизма пройдет в организациях системы Министерства транспорта и коммуникаций с 25 ноября по 1 декабря, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на пресс-службу ведомства.

e487712aea41336e6a3499aec40b0ed1 m

Мероприятие организует Минтранс совместно с Белорусским профсоюзом работников транспорта и коммуникаций. Оно направлено на обеспечение безопасности работников на рабочих местах, предотвращение случаев производственного травматизма в организациях.

Специалисты профсоюза посетят предприятия отрасли, чтобы провести анализ эффективности работы в области охраны труда, а также разработать предложения по ее повышению.

Что подарил Форд Брежневу на прощанье, и как умер следователь Соколов. Этот день в истории: 23 ноября

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 23 ноября в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1924 год. Во Франции обнаружен мертвым следователь Николай Соколов, расследовавший убийство царской семьи

3775404 900

Согласно официальной версии, крепкий 42-летний мужчина, бездыханное тело которого обнаружили в саду его дома в местечке Сальбири, скончался от разрыва сердца. Однако обстоятельства этой загадочной смерти вызвали немало версий и кривотолков. Ведь Соколов был не просто одним из многочисленных русских эмигрантов, а следователем по делу об убийстве императора Николая  II и его семьи. Шесть лет он занимался расследованием этого преступления, из них пять лет — за границей. То есть был обладателем уникальной информации. При этом часть собранных им документов пропала, а с тем, что осталось, явно потом «поработали», сделав все, чтобы доказать: жуткое злодеяние в Екатеринбурге не носило ритуального характера, а было «обычным русским убийством».

Расследовать дело об убийстве царя и его семьи Соколову поручил Верховный правитель России адмирал Колчак. Получив от Колчака охранную грамоту, в которой предписывалось «всем местам и лицам исполнять беспрекословно и точно все законные требования судебного следователя по особо важным делам» и оказывать ему содействие в его миссии, Соколов 4 марта 1919 г. выехал в Екатеринбург и Алапаевск. Там он работал до 11 июня. Лично осмотрел дом Ипатьева в Екатеринбурге, находил очевидцев и допрашивал свидетелей. А как только сошел снег, организовал поисковые работы в зловещем урочище Четырех Братьев и на много километров вокруг. Всего было обследовано 29 шахт. После этого следователь сделал вывод: императорская семья была убита, трупы расчленены и сожжены при помощи керосина, а обугленные останки уничтожены серной кислотой.

В ходе проведенного кропотливого расследования было установлено, что, помимо семьи бывшего императора, в 1918-1919 гг. была уничтожена «целая группа Романовых», по тем или иным причинам оставшихся в России. Первым был убит в Перми великий князь Михаил Александрович. В Петрограде были расстреляны великие князья Павел Александрович, Дмитрий Константинович, Николай Михайлович и Георгий Михайлович. А ровно через сутки после убийства в Екатеринбурге в Алапаевске были казнены великие князья Сергей Михайлович, Игорь Константинович, Иоанн Константинович, Константин Константинович, князь Владимир Палей, сестра императрицы Елизавета Фёдоровна и инокиня Варвара (в миру Варвара Яковлева).

В середине июля 1919 г. Екатеринбург вновь захватили красные. Соколов продолжал свою работу сколько было возможно. Белые выходили из города, а он еще проводил допросы свидетелей и экспертизы. Но следственные материалы нужно было спасать, и Соколов отправился в длинный и опасный путь через Омск и Читу в Харбин. В Харбине стал думать, как вывезти свой драгоценный груз в Европу, и обратился за помощью к английскому дипломатическому представителю. Это было логично: на английском троне сидел двоюродный брат убитого большевиками русского царя. Британский дипломат, тут же отправивший запрос в Лондон, нисколько не сомневался в том, что содействие Соколову будет оказано. Ответ обескуражил: прекратить всякие сношения с русским следователем, предоставив самому озаботиться судьбой порученного ему дела. Помог Соколову французский генерал Морис Жанен, на свой страх и риск, выделивший под материалы следствия купе в собственном поезде.

Соколов прибыл в Париж 16 июня 1920 г., где продолжил работу. Следователь установил, что непосредственным убийцей императора Николая  II и 13-летнего наследника Алексея был комендант Ипатьевского дома чекист Янкель Хаимович Юровский. А все нити этого ритуального кровопролития сходились к главному организатору — Якову Свердлову.

Восемь томов дела были подготовлены Соколовым для передачи в суд. А 24 ноября он был обнаружен мертвым в саду своего дома. Соколов еще успел составить отчет о расследовании убийства императорской семьи для вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны и опубликовать на французском языке часть материалов расследования. А вот свой главный труд «Убийство царской семьи» закончить не успел. Закончили за него. В 1925 г. книга была опубликована на русском языке, однако, по мнению историков, она имеет явные признаки редактирования посторонними лицами, а потому является «частично фальсифицированным документом».

Как писала откликнувшаяся на загадочную смерть следователя белогвардейская газета «Новое время», издававшаяся в Белграде, Соколов был обречен «на преждевременную смерть в тот день, когда покойный адмирал Колчак повелел ему приступить к производству следствия о цареубийстве».

Некоторые исследователи предлагают искать разгадку смерти Соколова в его намерении предоставить материалы об убийстве императорской семьи Романовых в качестве доказательств в американском суде по делу, возбужденному сионистами против Генри Форда. Об этом Соколова попросил сам американский автостроитель. Процесс должен был начаться в феврале 1925 г. Что показательно, во время американской встречи следователя с автомобильным королем последний советовал ему не возвращаться в Европу. Предупреждал, что это может быть для него опасно. Соколов не послушал.

1924 год. В эфир выходит первая широковещательная передача Московского радио — начало регулярного радиовещания в СССР

sostoyalas pervaya shirokoveshhatelnaya peredacha moskovskogo radio. 1024x768 1

Это был выпуск информационно-аналитической программы «Радиогазета РОСТА». Он открывался словами: «Слушайте. Слушайте. Слушайте. Сегодня выпускается первый номер радиогазеты РОСТА». В первой радиогазете выступили народный комиссар иностранных дел Георгий Чичерин, народный комиссар просвещения Анатолий Луначарский и писатель Валентин Катаев.

Московская станции им. Коминтерна была сооружена в 1922 г. и оснащена ламповым передатчиком, созданным в Нижегородской радиолаборатории под руководством Бонч-Бруевича. Радиовещательные программы из Москвы принимались по всей европейской части Советского Союза и в Западной Европе.

1924 год. Основано Белорусское общество слепых — одна из старейших общественных организаций республики

logo m1

Общество было создано на базе Минского училища слепых, а возглавил его выпускник этого училища, инвалид I группы по зрению Исидор Волчек. Волчек был первым в истории слепых Беларуси, кто получил высшее философское образование и защитил кандидатскую диссертацию. Под его руководством с 1928 по 1932 г. проводилась работа по созданию учебно-производственных предприятий и городских отделов общества слепых. Так, в 1928 г. в Минске было организовано предприятие по изготовлению щеток из рисового корня и игрушек, обеспечивавшее работой 12 инвалидов. В 1931 г. открылись учебно-производственные мастерские по выпуску щеток в Витебске и по изготовлению веревок в Могилёве. В том же году начал работу первый красный уголок для слепых на ул. Интернациональной в Минске.

В 1990 г. постановлением ХI Пленума Центрального правления Белорусское общество слепых было переименовано в Белорусское товарищество инвалидов по зрению.

За столетие общественное объединение прошло путь от крошечных артелей до современных предприятий и объединений, которые специализируются по выпуску электротехнической продукции, фильтроэлементов для автотракторной промышленности, изделий деревообработки и представляют широкую линейку потребительских товаров.

В Беларуси сегодня созданы все возможности для трудоустройства инвалидов по зрению. Причем они давно уже осваивают профессии, которые прежде считались прерогативой людей зрячих. Члены «БелТИЗ» социализируются, занимая активную гражданскую позицию и участвуя во всех делах страны. Они имеют возможность проявлять свои творческие возможности и таланты в различных областях культуры, искусства и спорта. Последним ярким доказательством тому стали награды, привезенные белорусскими паралимпийцами из Парижа: шесть из семи медалей завоевали инвалиды по зрению.

1974 год. В пригороде Владивостока встречаются генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев и президент США Джеральд Форд

wr 960

Брежнев приветствует Форда на приморской земле. Фото: Государственный архив Приморья

Встреча лидеров двух ядерных сверхдержав в разгар холодной войны призвана была понизить градус мировой напряженности. Продолжалась встреча полтора дня, а главным ее итогом стало подписание совместного заявления, в котором стороны подтвердили готовность заключить новое соглашение по ограничению стратегических вооружений на срок до конца 1985 г.

Переговоры, которые освещали 110 корреспондентов самых влиятельных изданий со всего света, проходили в теплой атмосфере, хоть и были непростыми. Обе стороны для достижения результата вынуждены были пойти на уступки.

Многие жители Владивостока были благодарны судьбе за то, что местом проведения исторической встречи стала столица Приморья. Не желая ударить лицом в грязь, к визиту американской делегации тщательно готовились. В частности, на всех улицах, по которым, как предполагалось, проедет американский президент, в спешном порядке сносили покосившиеся приземистые бараки и времянки, а дороги асфальтировали. В те дни современное жилье во Владивостоке взамен ветхого получили порядка 700 семей. На асфальтирование дорог ушло около миллиона рублей. Кроме того, пришлось строить железнодорожную ветку к аэропорту в Воздвиженке: посадить американский «Боинг-707» и советский Ил-62 на аэродроме в Артёме не получилось бы.

В аэропорту, кстати, произошел забавный эпизод. Когда после прощания Форд в накинутой на плечи волчьей шубе начал подниматься в самолет, Брежнев крикнул ему вслед, что, мол, шуба у него хороша, в ней на охоту ходить здорово. Американскому президенту на ходу перевели эту реплику. Форд остановился на трапе, развернулся, снял шубу… и вручил ее советскому лидеру. Все случилось так быстро и неожиданно, что Брежнев растерялся, после чего сказал: «Ну что ж, спасибо!».

В своих мемуарах американский президент тоже написал об этом моменте:

«Шуба хорошо послужила мне в Сибири. Я видел, что Брежнев смотрит на нее с завистью. Поэтому, прежде чем подняться по ступенькам, я снял шубу и отдал ему. Он надел и, казалось, был ошеломлен. Мы помахали ему на прощание и вырулили на взлетную полосу».

1999 год. Бывшему директору Минского автозавода Михаилу Лавриновичу присвоено звание «Почетный гражданин Минска»

tild6631 6661 4936 b330 343161353363 179229013

Когда с конвейера предприятия сходит юбилейная продукция, всегда принято вспоминать о тех людях, благодаря которым тот или иной проект получил право на существование. Так вспоминают Михаила Лавриновича, когда речь заходит о минских автобусах. Именно он в конце 1980-х предложил создать на Минском автомобильном заводе автобусное производство.

Почти полвека отдал Михаил Фёдорович родному предприятию, пройдя путь от рабочего до генерального директора ПО «БелавтоМАЗ». Под его руководством и при непосредственном участии создана широкая гамма современной уникальной белорусской автомобильной техники грузоподъемностью от 8 до 250 т, освоено производство современных городских автобусов. Автомобили с зубром на радиаторе и эмблемой «МАЗ» колесят по дорогам более 80 стран.

Михаил Фёдорович — автор научных трудов, внесших весомую лепту в развитие белорусского машиностроения. Лауреат Государственных премий СССР и БССР. Награжден орденами Трудового Красного Знамени (дважды), Знак Почета, Дружбы народов.

Умер заслуженный машиностроитель БССР на 79-м году жизни, в 2008 г.