izobrazhenie viber 2024 12 02 13 49 07 533

Народная артистка Нина Ломанович: «У меня такая работа, от которой отдыхать совершенно не хочется»

Glavnaya Nina Lomanovich 1 Сразу два юбилея празднует 27 августа главный хормейстер Большого театра Беларуси, народная артистка Беларуси, кавалер ордена Франциска Скорины, лауреат Государственной премии нашей республики Нина Ломанович. 25-летней девушкой она пришла в Большой театр ровно 45 лет назад. Корреспондент агентства «Минск-Новости» поговорила с артисткой о театре, ее творчестве и женственности.

Нина Иосифовна гордится, что она ученица народного артиста Беларуси Алексея Когадеева, который не боялся рисковать и давал своим ученикам работать самостоятельно. У нее такая же система: если человек хочет чему-то научиться, обязательно научится.

— Если сравнить себя прежнюю с нынешней, насколько вас изменил театр?

— Театр, конечно, меняет людей. Студенткой Белорусской государственной академии музыки (на тот момент консерватории) я пропадала в этих стенах, ведь педагогом был народный артист Беларуси Алексей Когадеев — главный хормейстер Большого театра. Вспоминаю огромную сцену, большую труппу, и это меня сразу совершенно потрясло: хор, оркестр, солисты… Сейчас помогает огромный опыт, а тогда все было ново. Сценический оркестр называется «банда», и моя первая работа была дирижировать им. Волновалась безмерно! А консерваторию оканчивала уже с собственной хормейстерской работой — оперой «Дон Паскуале» Доницетти.

1986 Lyah Lomanovich Luczevich Provatorov Kogadeev

До сих пор у меня нет самоуспокоенности. Каждый спектакль — стресс, ведь во время живого исполнения с человеческим голосом всякое может случиться. Очень люблю процесс репетиций, он для меня даже ценнее, чем спектакль. Волнительно, когда с первых нот рождается произведение.

У нас в репертуаре почти 30 опер, большинство из них идут на языке оригинала. Нужно просматривать их и исполнять с новыми эмоциями.

Не могу поверить, что в детстве вам не хотелось петь на сцене.

— В Мозыре, где жила наша семья, папа купил пианино «Беларусь», и я занималась с учителем на дому, а потом в музыкальной школе. Все время пела в вокальных ансамблях, путь мне был в музыкальное училище на хоровое отделение, но потеряла голос во время мутации. Когда нельзя петь и нужно переждать, родители и педагоги это должны знать, но в моем детстве не было учителя, который бы помог и объяснил это. Теперь я всю жизнь связана с хором, очень люблю певцов, понимаю, что это тяжелый и нервный труд. Исполнители — вот мой инструмент.

1996 Martynov CZyupa Lomanovich

Может ли человек со средними данными добиться успеха или лучше изначально взять талантливейшего и развивать его?

— В хоре есть очень хорошие голоса, но не все могут петь сольно, выдерживая эмоциональные нагрузки. Ценю людей, которые музыкальны и поют с понятием. Мы подбираем тех, у кого полный диапазон голоса, красота тембра и высшее музыкальное образование. В другом коллективе можно открыть ноты и петь по ним. У нас же обязательно знать на память, а репертуар огромный. Его учить нужно несколько лет. Долго готовим артистов хора, и они очень ценны для нас. Для оперы нужно время «впевания», чтобы исполнитель не задумывался на сцене, какую ноту взять, чтобы все получалось само.

Расскажите о том, как совершенствовались в профессии.

— У каждого хормейстера есть свои приемы, о которых не прочтешь в книжках, они приходят с опытом. Помогло и то, что училась у Алексея Кагадеева и пела в студенческом хоре у Виктора Ровдо, работала с различными дирижерами. Накапливались знания и опыт.

Lomanovich 2

Часто ли артисты хора могут получить от вас похвалу?

— Я редко хвалю, но, когда перестаю профессионально слушать выступление и ощущаю мурашки на коже, сжимается горло и выступают слезы, говорю об этом. Нужно отдавать все, как будто больше не дадут выйти на сцену, — и тогда зрители почувствуют это. И все равно на завтра расскажу о недостатках исполнения, и мы поработаем над ними.

На художественном совете обсуждаем репертуар, и слово хормейстера имеет значение, но мы один из коллективов театра, поэтому исполняем его репертуар, а когда делаем сольные концерты, программу выстраиваю сама.

Умеете отдыхать от музыки и человеческого общения?

— У меня такая работа, от которой отдыхать совершенно не хочется. (Улыбается.) От забот отвлекаюсь за городом, на даче. Также очень нравится гулять по красивому Минску.

Lomanovich 1

Поделитесь, пожалуйста, своим секретом красоты.

— Ухоженность — это постоянный труд. Женщине важно выглядеть аккуратно, иметь красивую осанку, обладать хорошим вкусом. Люблю высказывания Оскара Уайльда. Согласна с тем, что пороки, а в особенности зависть и злость, заметны на лице. Не важно, какой фигурой наделила тебя природа, главное — какой ты человек. Обожала актрису Наталью Гундареву, женственную и привлекательную.

Вы наверняка определились, в чем для вас смысл жизни?

— Он для меня в умении отдавать. Важно любить свое дело и передавать способности. Репетирую, затрачиваю силы, если хор понимает то, что я передаю, — это великое счастье, он мой инструмент, все впитывает и выдает результат, который хочу.

Горько, если что-то не получается, к счастью, многое удается. Работа — увлекательный и бесконечный процесс. Хочу, чтобы в театре было больше русской классики. Звучали произведения Сергея Рахманинова, Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева и Модеста Мусоргского. Надеюсь, что дождусь этого момента.

Справочно

Нина Ломанович окончила Белорусскую государственную академию музыки (класс доцента, народного артиста Беларуси Алексея Когадеева).

С 1976 года — хормейстер, с 1993-го — главный хормейстер Большого театра Беларуси.

Творческим достижением хора во главе с Н. Ломанович стал высокий профессиональный уровень исполнения сложных по объему и исполнительским задачам хоровых партий в многочисленных операх, среди которых «Борис Годунов» и «Хованщина» Модеста Мусоргского, «Набукко» и «Аида» Джузеппе Верди, «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова, «Турандот» Джакомо Пуччини, «Князь Игорь» Александра Бородина, «Дикая охота короля Стаха» Владимира Солтана.

Фото предоставлены Большим театром Беларуси

Смотрите также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Около 4,8 млрд рублей составляет финансирование программы «Социальная защита» на пять лет

Общий объем финансирования на повышение уровня и качества жизни инвалидов и пожилых по госпрограмме «Социальная защита» на 2021–2025 годы составляет 4,8 млрд рублей, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Министерство труда и социальной защиты.

foto k brsm2 2 748x512 1

Фото носит иллюстративный характер

Из этих средств на организацию социального обслуживания направлено 3 млрд рублей, из которых 787,4 млн рублей рассчитаны на 2024 г. Это финансирование 89 социальных пансионатов и 146 территориальных центров социального обслуживания населения.

На оказание государственной адресной социальной помощи предусмотрели 748,6 млн рублей (178,6 млн рублей — 2024 г.), обеспечение граждан техническими средствами социальной реабилитации — 214,3 млн рублей (43,9 млн рублей — 2023 г., 50,7 млн рублей — 2024-й), реализацию мероприятий по созданию доступной среды — более 320 млн рублей (в прошлом и этом году — по 14 млн рублей).

«Минчанка» одержала вторую победу подряд в российской Суперлиге

В матче 12-го тура российской Суперлиги по волейболу среди женских команд «Минчанка» на своей площадке разобралась с аутсайдером турнира красноярским «Енисеем» — 3:1, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

belorusskij blok stolyar i tomashevskaya

«Енисей» в нынешнем сезоне находится в турнирной таблице непривычно низко. Команда выиграла всего один матч и занимает последнюю строчку (14-ю). Недавно на этой позиции был белорусский клуб. Однако подопечным Ольги Пальчевской удалось добыть победу над нижегородской «Спартой» (3:1), что помогло взобраться на 12-е место. Тем не менее нельзя сказать, что «Минчанка» была фаворитом встречи. У красноярского клуба весьма сильный состав, который, возможно, еще не сыгрался.

Начало встречи хозяйки выдали ударное — коллектив нарастил серьезный отрыв (8:1). Однако это несколько расхолодило команду. Гостьи, выиграв несколько розыгрышей, почувствовали уверенность и бросились в погоню. И не безуспешно. Вовремя проснулись игроки клуба из Синеокой, атаками которой успешно дирижировала Нина Касаткина. «Минчанка» вновь ушла в отрыв на 6–7 очков. Но концовка все равно получилась горячей, так как «Енисей» сумел сравнять счет — 21:21. Но следующие 4 розыгрыша остались за белорусской командой — 25:21. В этом помогли ошибки соперниц.

Второй сет проходил с явным преимуществом подопечных Пальчевской. Они вновь устремились в отрыв, но на этот раз визави не удалось включиться в борьбу. Команда серьезно расклеилась — «Енисей» проиграл разгромно 9:25. В прошлых матчах, когда «Минчанка» выигрывала партию с таким большим перевесом, в следующей, как правило, случался срыв. И ныне история повторилась. Третий сет проходил на равных. Коллектив из Красноярска ошибался намного меньше, к тому же подтянул процент точных атак. В концовке партии «Минчанка» лидировала 22:19. Но в заключительном отрезке «Енисей» взял верх 6:1 (25:23). Правда, все же точка в матче осталась за хозяйками. Они провели четвертый сет на одном дыхании. У команды почти все получалось, что деморализовало соперниц. В итоге «Минчанка» уверенно взяла партию 25:12. Победа в матче позволила команде подняться на десятую строчку.

Мы постепенно находим свою игру. Ныне уверенно отработали две первые партии. В третьей подпустили к себе «Енисей» и не смогли провести качественно атаки. В заключительном сете не дали визави разыграться и дожали их. Понравилось, что девочки в непростой момент не опустили руки. Я довольна победой, а над игрой еще нужно много работать, — отметила главный тренер «Минчанки».

В следующем туре белорусский клуб сыграет против челябинского «Динамо Метар». Встреча состоится на площадке соперниц 8 декабря. А в родных стенах клуб из Синеокой сыграет 18 декабря против саратовского «Протона».

Фото vcminsk.com/