«У всех дети как дети, а у меня музыкант». Как Игорь Корнелюк создавал советские хиты
Часть жизни Игорь Корнелюк провел в бедности, живя в маленькой хрущевке с женой и тещей, а народные хиты начал писать, заключив пари. Как скромный композитор смог добиться народного признания и славы – читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Личная драма
Во второй половине 1980-х, на фоне горбачевской перестройки, далеко не все были в восторге от упрощенных мелодий и текстов песен Игоря Корнелюка, предпочитая ленинградский рок. Хотя музыкант нашел тогда свою публику. Есть те, кто «Билет на балет» любит по сей день.
В середине 1990-х, когда везде зазвучал саундтрек «Город, которого нет» из фильма «Бандитский Петербург», на Корнелюка обратили внимание слушатели, считавшие себя интеллектуалами. Мол, надо же, очкарик с копной волос на голове может сочинять не только распевки на три аккорда…
Будущий композитор родился в 1962 году в деревне Волынке под Брестом. На краю поселения до сих пор стоит поросший мхом укрепрайон из дотов, дзотов. У детворы там всегда было место, где можно поиграть в казаки-разбойники. Поэтому увлечение музыкой, отнимавшее много времени, иногда угнетало школьника.
Когда мальчишка стал старше и заявил отцу — маневровому диспетчеру на железной дороге, что хочет стать композитором, оказалось: родитель против. Он почему-то считал всех профессиональных музыкантов потенциальными алкоголиками. Даже подшучивал над сыном в праздники: дескать, вот и тебе наливаю, все равно у тебя путь один.
В 13 лет Игорь влюбился в девушку Любу. Завязалась дружба длиной в три месяца. На новогодние праздники он пригласил ее к себе домой. Стесняясь своих очков, снял их. А когда предложил красавице выпить что-то прохладительное, из-за плохого зрения не смог найти бутылку воды на столе. Люба разочаровалась в беспомощном юнце и бросила его. Он страдал и принялся писать музыку на все подряд стихи из домашней библиотеки. Так проявился талант.
После 8-го класса Корнелюк поступил в Брестское музыкальное училище. По ночам играл на синтезаторе на танцах в одном из городских домов культуры. Даже мама на него махнула рукой: «У всех дети как дети, а у меня… музыкант».
Один из умудренных опытом педагогов в учебном заведении разглядел способности Игоря и посоветовал ему ехать в музыкальное училище при Ленинградской консерватории, поскольку там была самая сильная композиторская школа. Так в 15 лет юноша отправился в Ленинград. Для экзаменов сочинил цикл пьес для фортепиано. Показав комиссии, на что способен, вышел в коридор, полностью уверенный в провале. Но из 37 претендентов на место педагог Владлен Чистяков выбрал именно его.
В конце последнего курса училища молодой композитор получил заказ: для спектакля «Трубач на площади» в Академическом театре драмы им. А. С. Пушкина требовалось написать четыре песни. Он их не только сочинил, но и сам спел. А под его фонограмму на сцене открывал рот начинающий актер, исполнитель главной роли Николай Фоменко. Тогда же, летом 1982 года, Игорь женился на девушке Марине. Она училась на отделении хорового пения.
Поступил на первый курс Ленинградской консерватории по классу композиции. Зимой 1983 г. в семье родился сын Антон.
Нищая знаменитость
Игорь готовил себя к карьере академического композитора, писал симфонии, пьесы для фортепиано, оратории, а зарабатывал аранжировками чужой музыки по 40 копеек за такт. Обычно каждая часть песни в аранжировке состоит из 8–16 тактов. В общем, не сильно разживешься. Однажды Корнелюк познакомился с автором песни «Малиновый звон» Александром Морозовым, который заявил: «Ты человек хорошо обученный, а я талант. Ты сочиняешь сложную музыку для подготовленного слушателя, а я — легкие шлягеры, и их подхватывает народ. Ты так не сможешь». Игорь пошел на принцип, поспорил на две бутылки коньяка, что выпустит хит. И написал песню «Милый, мне очень грустно было…». Ее исполнили артисты ленинградского музыкального театра «Буфф» Лена Спиридонова и Женя Александров. Эта безделица попала на телевидение и действительно стала популярной. Когда она звучала из всех радиоточек, Корнелюк жил в однокомнатной хрущевке с семьей и тещей. Шел гулять с сыном, вез его в коляске и смотрел под ноги: не уронил ли кто-то 5 копеек, чтобы доехать на метро до консерватории? В основном приходилось ездить зайцем в автобусе.
В 1985 г. на стихи Регины Лисиц Игорь Евгеньевич написал песню «Узнай ты в толпе меня, узнай среди тысяч лиц…», с которой Анне Вески стала лауреатом фестиваля в Сопоте. Корнелюка пригласили работать музыкальным оформителем в театр «Буфф». Михаил Боярский спел его песню «Ходим по Парижу». Но и это в корне ничего не изменило. Все та же однокомнатная хрущевка, разовые заработки.
Внезапная слава
История сродни сказке «Золушка» началась в 1988 г. после звонка гитариста Виктора Резникова, который пригласил Корнелюка сразиться в программе «Музыкальный ринг» на Центральном телевидении.
Там Игорь спел знаменитую «Ма-ма-мало ли дождь поpой, Ма-ма-мало ли зонт с дырой…». Вернувшись в Питер, он спустился в метро, где поклонники едва не порвали его куртку на «сувениры». Так началась слава! Еще через день домой мелодисту позвонила Алла Пугачева и пригласила его к себе в гости. Она в те годы влияла на многие процессы, в том числе на эстрадные телеэфиры. Забыв, что московская богема ночью бодрствует и спит до обеда, он явился к Примадонне с поезда в 9 утра. Заспанная Алла Борисовна взбодрилась и целый день провела с коллегой в беседе за инструментом.
После этой встречи перед 26-летним талантом открылись все дороги. С подачи Пугачевой у него появился продюсер, начался «чес» по стране. Дома музыкант бывал раз в три месяца, а потом снова в путь. В том же 1988 г. он представил свою первую сольную программу в зале «Дружба» в «Лужниках» в Москве и в КЗ «Октябрьский» в Питере. С «Билетом на балет» принял участие в телеконкурсе «Песня года — 1988». Вот что делал животворящий перст Примадонны!
Первую песню для кино маэстро написал в 1989 г. Но она канула в Лету. Шесть лет спустя режиссер Владимир Бортко ехал в машине, услышал его мелодии по радио. Сказал продюсерам, что хочет видеть Корнелюка в качестве автора музыки для фильма «Бандитский Петербург». Его отговаривали нанимать сочинителя однодневок. Однако постановщик настоял. В результате Игорь не только написал хит для сериала, но и создал уникальный музыкальный ряд для последующих картин режиссера: «Мастер и Маргарита», «Идиот», «Тарас Бульба».
Почивать на лаврах не в характере Игоря Евгеньевича. И сегодня он пишет новые программы, гастролирует и мечтает вернуться к классическому репертуару.
Еще материалы рубрики:
Как жил и чем развлекался в Минске предполагаемый убийца президента США Джона Ф. Кеннеди
В этом году он отметил 100-летие и в третий раз женился. Жизненный путь Отара Дадишкилиани
Минск революционный: как столица Беларуси появилась в истории участников Великого Октября