Улетевший с каскадером вертолет и любовный треугольник за кадром. Как снимали «Шла собака по роялю»
Автор сценария надеялась, что фильм будет снимать режиссер Георгий Данелия, но получила отказ. И это был не единственный казус с советской комедией «Шла собака по роялю». Как история любовного треугольника зеркально повторилась на съемочной площадке с участием актеров — читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем комедия
Таня Канарейкина из деревни Берсеневки безответно влюблена в молодого пилота вертолета, распыляющего химикаты над полями. Летчик прекрасно играет на трубе и кажется неисправимым романтиком. За Таней пытается ухаживать семнадцатилетний тракторист Миша Синицын, но девушка холодна к нему, считая того приземленным, скучным. Вокруг любовного треугольника и семейства Татьяны то и дело возникают комичные ситуации.
Данелия отказал
Литератор Виктория Токарева и режиссер Георгий Данелия к моменту начала работы над этой лентой были давними соавторами. В 1970 году вместе написали сценарий комедии «Джентльмены удачи». В 1973-м адаптировали для экрана роман Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна».
А в 1977 году в авторском содружестве трудились над картиной «Мимино». К тому же они не скрывали своих долгих романтических отношений.
В 1978-м в журнале «Юность» опубликовали повесть Токаревой «Неромантичный человек». Виктория полагала, что она вновь в альянсе с Георгием Николаевичем создаст литературную основу экранизации, и он снимет кино. Но получила отказ. Данелия сослался на друга и коллегу Рустама Ибрагимбекова. Тот убедил, что выходец из Грузии не может достаточно глубоко знать быт русской деревни. Позвольте не согласиться. В «Афоне» режиссер прекрасно показал жизнь в русском селе, пусть эпизодически. Скорее всего, отказ был связан с предпочтениями. Данелию тянуло к более философским темам. Эксцентрика его не интересовала. Существовала еще одна явная причина: в этом фильме один из главных героев — вертолетчик-романтик. Как и в «Мимино». Постановщику не хотелось повторяться.
Тогда дирекция киностудии имени М. Горького, не советуясь с писательницей, назначила режиссером ленты Владимира Грамматикова. Он прекрасно работал в эксцентрико-абсурдистском жанре. Его прежняя картина «Усатый нянь» продемонстрировала это. Без чудачества невозможно было воплотить некоторые сцены нового фильма. В одной из них приехавший в село фольклорист просит местную старушку Меланью исполнить глубинные народные песни. И она под балалайку выдает арию из оперы «Князь Игорь»! Затем — куплет из комичной песни Владимира Высоцкого «Диалог у телевизора» («Ой! Вань! Смотри, какие клоуны! Рот — хоть завязочки пришей…»). И наконец, голосит четверостишие «…я к вам пишу — чего же боле?..», уверяя, что все это местные народные сочинения. К слову, название ленты — строчка из частушки, которую исполняет семейство Канарейкиных, готовясь к фестивалю самодеятельности.
Огорчала режиссера
Исполнительницу роли Тани Канарейкиной искали в провинции. Ведь героиня выросла в деревне. В то время 16-летняя москвичка Елена Кищик занималась танцами в студии при хоре имени Пятницкого. Однажды туда пришли киношники, сделали снимки юношей и девушек для фотобазы студии. Когда Грамматиков отчаялся найти кандидатуру, он начал листать студийные альбомы и увидел портрет Кищик. Девушка подходила по типажу. После проб Лену утвердили. Она нередко выводила постановщика из себя. Ходила «балетной» походкой, выворачивая стопы. Пугалась коров, как тираннозавров. А когда увидела коротко остриженный парик, который предстояло надеть в кадре, рыдала несколько дней. После съемок пришлось многое пережить, но в итоге она стала актрисой дубляжа. Кстати, на фоне ее будущей профессии забавно, что в этой картине персонажа Елены озвучила Анна Каменкова, которую в СССР знали по белорусскому фильму «Девочка ищет отца» (1959).
Роль Миши Синицына досталась Александру Фомину. Актер ТЮЗа из Горького (ныне Нижний Новгород) часто ездил на кинопробы в Москву. Так и добился дебюта. Грамматиков сравнивал его с Василием Шукшиным по внутренней силе мужского характера, лиризму. Казалось, его ожидает большое будущее. Поступило предложение о работе в московском театре Советской армии.
Летчиком Комаровым на экране стал Валерий Кисленко. Режиссер знал его возможности, взял актера без проб, так как в «Усатом няне» он сыграл друга главного героя по прозвищу Бублик. Потом Кисленко 34 года служил в Российском академическом молодежном театре.
Роли второго плана исполнили артисты, считавшиеся в 1970-е звездами первой величины: Владимир Басов, Людмила Хитяева, Виктор Проскурин, Леонид Куравлёв.
Трагический финал
Ленту снимали во Владимирской области — в селе Любец и в городе Коврове.
Когда запечатлевали сцену, в которой Миша цепляется за перекладину взлетающего вертолета, едва не случилась беда. Пилот должен был, подняв машину, почти сразу ее опустить. Актера подменял каскадер. Приглашенный летчик, осознав, что его снимают, решил показать пилотаж. Вертолет с висящим человеком взмыл свыше чем на 100 м, сделал пару больших кругов. После приземления шокированному спортсмену едва разжали пальцы рук.
Лена Кищик действительно влюбилась в 25-летнего Кисленко, игравшего романтичного пилота Комарова. А исполнитель роли Миши Синицына Александр Фомин как в кадре, так и вне его испытывал чувства к Лене. Грамматиков позже говорил, что заметив происходящее, понимал: ситуация добавит искренности в актерской игре, однако был обеспокоен. Несовершеннолетняя Кищик всерьез страдала по Валерию, а он не знал, как отделаться от школьницы, и мечтал о скорейшем окончании съемок. После них быстро ретировался. Девушка разыскала его в Москве, но тщетно. А Саша, уехав в Горький, слал ей письма с признаниями. Когда 28 августа 1978 года получил почтовый перевод — гонорар за фильм, взял такси, поехал к маме в больницу, показать свой заработок. По дороге машина попала в аварию. Парень погиб.
Лена, окончив школу, почти сразу вышла замуж, родила двух сыновей. И лишь спустя восемь лет поступила в ГИТИС.
Картина удостоилась призов на кинофестивалях в Ашхабаде, Хихоне (Испания), Лозанне (Швейцария).
Фото из интернета
Еще материалы рубрики:
Прокат продлился недолго: почему запретили фильм «Семья Януш»
Огонь, вода и медные трубы. Почему не пропускали в телеэфир фильм «Приключения Петрова и Васечкина»
Как Асанова снимала честное кино про советских подростков, и какие эпизоды все же вырезали
И смех, и грех на киношном курорте: как снимали фильм «Будьте моим мужем»