«Урок литературы». Почему этот фильм режиссера «Большой перемены» на 20 лет положили на полку
Почему фильм режиссера «Большой перемены» на 20 лет положили на полку? Подробности о работе над лентой «Урок литературы», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Молодому учителю литературы хочется что-то изменить в жизни. Он прекращает деликатничать, начинает говорить только правду. В школе это приводит всех в недоумение, а его невеста Нина решает расстаться с возлюбленным, оказавшимся правдорубом.
Тернистым путем
Карьера Алексея Коренева — режиссера знаменитых лент «Большая перемена» (1972), «По семейным обстоятельствам» (1977) — в первые два десятилетия после окончания ВГИКа в 1951 году, мягкого говоря, буксовала. Его однокурсники Александр Алов, Владимир Наумов, Сергей Параджанов, Марлен Хуциев быстро стали известными постановщиками. А Коренев был человеком скромным, застенчивым, непробивным. Сначала снимал кинохронику в Прибалтике, потом его приняли на «Мосфильм» в качестве помощника режиссера. Ассистировал Эльдару Рязанову. В 1959-м на Одесской киностудии Алексею Александровичу позволили самостоятельно снять картину «Черноморочка». Сценарий написал Алексей Помещиков еще в сталинские времена, поэтому он отражал идеологию другого периода. В произведении воспевалась безвкусица, а джазменов называли халтурщиками от эстрады. Лента вчерашнего дня. Многое изменилось, и прежние идеологемы уже считались как минимум заблуждениями. Картину подвергли критике в прессе, а Коренева вернули в ассистенты.
В середине 1960-х начинающий литератор Виктория Токарева написала небольшой рассказ «День без вранья». Его опубликовали в журнале «Молодая гвардия». Творческим объединением «Слово» при «Мосфильме» тогда руководили режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов. Супругой последнего в ту пору была актриса Эльза Леждей, прославившаяся в 1970-х ролью эксперта в знаменитом сериале «Следствие ведут знатоки». Она прочла произведение. Тем же вечером подсунула его мужу. На следующий день, как руководитель творческого объединения, Наумов подписал с Токаревой договор, дающий право экранизации. Писатель сразу приступила к работе над сценарием. Из первоначальной версии могла получиться только короткометражка. Требовалось добавить новые линии, расширить повествование. Сначала режиссером назначили Андрея Ладынина (сын Ивана Пырьева и актрисы Марины Ладыниной). Но дело с ним у Токаревой не ладилось. К работе подключился Георгий Данелия. Правда, тот трудился над материалом не для себя. Его друг и однокурсник Александр Серый три года провел в колонии за драку. Ему нужно было как-то реабилитироваться перед начальством и вернуться в режиссерскую профессию. Георгий помогал тому, рассчитывая, что Серому дадут снимать эту ленту. В процессе работы над текстом у Данелии и Токаревой завязался роман, который длился много лет. А картину «Урок литературы» Серому снять не дали. Алов и Наумов позаботились о сокурснике Кореневе и добились, чтобы постановщиком фильма назначили его. Таким образом в 41 год, в 1968-м, он приступил к съемкам своей второй ленты, надеялся на удачу. Серый не остался в обиде. Через несколько лет по сценарию Данелии и Токаревой он снял кинохит «Джентльмены удачи».
В Минводы за подписью
Еще на этапе работы над сценарием главную роль учителя литературы писали для Евгения Стеблова, который в 1963 году снялся в картине Данелии «Я шагаю по Москве». Коренев был не против актера. Но возникла сложность. Окончив Театральное училище имени Б. В. Щукина, он проходил службу в армии — монтировщиком декораций в Центральном театре Советской Армии. Чтобы его отпустили на съемки, требовались подписи режиссера Леонида Хейфеца и художественного руководителя Андрея Попова. Но был период отпусков. Если Хейфеца Коренев застал на даче под Москвой, то к Попову пришлось лететь в Минводы. А это 1,5 тысячи км от Москвы!
На роль невесты Нины актер посоветовал однокурсницу Валентину Малявину.
Поскольку Коренев много лет работал с Рязановым, в его картину пригласили немало актеров, которые постоянно снимались у Эльдара Александровича и были хорошо знакомы с постановщиком нового фильма. Любовь Добржанская сыграла писательницу Анну Тюрину, а Андрей Миронов — ее внука. Готлиб Ронинсон исполнил роль учителя физики, а Евгений Леонов — отца Нины.
Звезды знали Коренева и не отказывали ему. В ленте снялись Леонид Куравлев, Инна Макарова.
Роковое совпадение
Съемки проходили в Москве. Режиссер решил во всей красе показать новостройки столицы. Можно увидеть, как возводили гостиницу «Россия», которую снесли в конце 2000-х. Строительство проспекта Калинина тоже попало в кадр. Дорожные развязки, мосты — все это осталось на пленке для истории. Многолетний опыт работы вторым режиссером и ассистентом принес плоды. Процесс съемок проходил размеренно, спокойно. Постановщик знал, чего хочет, а не занимался творческими поисками на площадке.
Первым неприятным звоночком для Коренева стало то, что в середине процесса чиновники потребовали сменить название картины, которое авторы взяли из рассказа. Мол, что значит «День без вранья»? А в остальное время, что, советская власть врет? Дело вот в чем: когда в кадре главный герой в автобусе размышляет о том, что все врут ежедневно, пассажиры в салоне читают «Правду» и другие советские газеты. И это выглядит вполне двусмысленно, как фига в кармане. Но в целом фильм всем нравился. Казалось, режиссера ждет заслуженное признание. Однако так случилось, что сдача работы совпала с вводом войск Организации Варшавского договора в Чехословакию в августе 1968-го. В СССР раздались голоса, дескать, хватить играть в либерализм и демократические права. А лента «Урок литературы» как раз была оттепельной, она в некотором роде о свободе личности. Поэтому картину запретили и положили на полку. Официально объявили, что в этом же году вышел фильм «Доживем до понедельника», а две ленты в сезон о педагогах — перебор.
Сложно представить состояние режиссера. Впору было ставить крест на карьере. Но советская власть иногда давала условно упавшим подняться.
В 1970-е Алексей Александрович стал знаменит своими телефильмами. Однако не переставал думать о собственном запрещенном детище, хотя полагал, что пленку давно смыли. Но нет. Спустя 20 лет, в мае 1989 года, картина вышла в кинотеатрах. Только, утратив свежесть и актуальность, успеха не имела. Сегодня многие смотрят ее с любопытством, делая для себя немало открытий.
Еще материалы рубрики:
«Вооружен и очень опасен». Как создавался фильм
Через запрет министра культуры и насмешки коллег. Как создавался фильм «Белый Бим Черное Ухо»
Смерть актера среди декораций. Как снимали фильм «Живет такой парень»