1200 90

«Урок литературы». Почему этот фильм режиссера «Большой перемены» на 20 лет положили на полку

Почему фильм режиссера «Большой перемены» на 20 лет положили на полку? Подробности о работе над лентой «Урок литературы», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

45645645

О чем кино

Молодому учителю литературы хочется что-то изменить в жизни. Он прекращает деликатничать, начинает говорить только правду. В школе это приводит всех в недоумение, а его невеста Нина решает расстаться с возлюбленным, оказавшимся правдорубом.

Тернистым путем

korenev

Алексей Коренев

Карьера Алексея Коренева — режиссера знаменитых лент «Большая перемена» (1972), «По семейным обстоятельствам» (1977) — в первые два десятилетия после окончания ВГИКа в 1951 году, мягкого говоря, буксовала. Его однокурсники Александр Алов, Владимир Наумов, Сергей Параджанов, Марлен Хуциев быстро стали известными постановщиками. А Коренев был человеком скромным, застенчивым, непробивным. Сначала снимал кинохронику в Прибалтике, потом его приняли на «Мосфильм» в качестве помощника режиссера. Ассистировал Эльдару Рязанову. В 1959-м на Одесской киностудии Алексею Александровичу позволили самостоятельно снять картину «Черноморочка». Сценарий написал Алексей Помещиков еще в сталинские времена, поэтому он отражал идеологию другого периода. В произведении воспевалась безвкусица, а джазменов называли халтурщиками от эстрады. Лента вчерашнего дня. Многое изменилось, и прежние идеологемы уже считались как минимум заблуждениями. Картину подвергли критике в прессе, а Коренева вернули в ассистенты.

georgij daneliya

Георгий Данелия

В середине 1960-х начинающий литератор Виктория Токарева написала небольшой рассказ «День без вранья». Его опубликовали в журнале «Молодая гвардия». Творческим объединением «Слово» при «Мосфильме» тогда руководили режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов. Супругой последнего в ту пору была актриса Эльза Леждей, прославившаяся в 1970-х ролью эксперта в знаменитом сериале «Следствие ведут знатоки». Она прочла произведение. Тем же вечером подсунула его мужу. На следующий день, как руководитель творческого объединения, Наумов подписал с Токаревой договор, дающий право экранизации. Писатель сразу приступила к работе над сценарием. Из первоначальной версии могла получиться только короткометражка. Требовалось добавить новые линии, расширить повествование. Сначала режиссером назначили Андрея Ладынина (сын Ивана Пырьева и актрисы Марины Ладыниной). Но дело с ним у Токаревой не ладилось. К работе подключился Георгий Данелия. Правда, тот трудился над материалом не для себя. Его друг и однокурсник Александр Серый три года провел в колонии за драку. Ему нужно было как-то реабилитироваться перед начальством и вернуться в режиссерскую профессию. Георгий помогал тому, рассчитывая, что Серому дадут снимать эту ленту. В процессе работы над текстом у Данелии и Токаревой завязался роман, который длился много лет. А картину «Урок литературы» Серому снять не дали. Алов и Наумов позаботились о сокурснике Кореневе и добились, чтобы постановщиком фильма назначили его. Таким образом в 41 год, в 1968-м, он приступил к съемкам своей второй ленты, надеялся на удачу. Серый не остался в обиде. Через несколько лет по сценарию Данелии и Токаревой он снял кинохит «Джентльмены удачи».

В Минводы за подписью

Еще на этапе работы над сценарием главную роль учителя литературы писали для Евгения Стеблова, который в 1963 году снялся в картине Данелии «Я шагаю по Москве». Коренев был не против актера. Но возникла сложность. Окончив Театральное училище имени Б. В. Щукина, он проходил службу в армии — монтировщиком декораций в Центральном театре Советской Армии. Чтобы его отпустили на съемки, требовались подписи режиссера Леонида Хейфеца и художественного руководителя Андрея Попова. Но был период отпусков. Если Хейфеца Коренев застал на даче под Москвой, то к Попову пришлось лететь в Минводы. А это 1,5 тысячи км от Москвы!

На роль невесты Нины актер посоветовал однокурсницу Валентину Малявину.

Поскольку Коренев много лет работал с Рязановым, в его картину пригласили немало актеров, которые постоянно снимались у Эльдара Александровича и были хорошо знакомы с постановщиком нового фильма. Любовь Добржанская сыграла писательницу Анну Тюрину, а Андрей Миронов — ее внука. Готлиб Ронинсон исполнил роль учителя физики, а Евгений Леонов — отца Нины.

Звезды знали Коренева и не отказывали ему. В ленте снялись Леонид Куравлев, Инна Макарова.

Роковое совпадение

Съемки проходили в Москве. Режиссер решил во всей красе показать новостройки столицы. Можно увидеть, как возводили гостиницу «Россия», которую снесли в конце 2000-х. Строительство проспекта Калинина тоже попало в кадр. Дорожные развязки, мосты — все это осталось на пленке для истории. Многолетний опыт работы вторым режиссером и ассистентом принес плоды. Процесс съемок проходил размеренно, спокойно. Постановщик знал, чего хочет, а не занимался творческими поисками на площадке.

283926 900

Первым неприятным звоночком для Коренева стало то, что в середине процесса чиновники потребовали сменить название картины, которое авторы взяли из рассказа. Мол, что значит «День без вранья»? А в остальное время, что, советская власть врет? Дело вот в чем: когда в кадре главный герой в автобусе размышляет о том, что все врут ежедневно, пассажиры в салоне читают «Правду» и другие советские газеты. И это выглядит вполне двусмысленно, как фига в кармане. Но в целом фильм всем нравился. Казалось, режиссера ждет заслуженное признание. Однако так случилось, что сдача работы совпала с вводом войск Организации Варшавского договора в Чехословакию в августе 1968-го. В СССР раздались голоса, дескать, хватить играть в либерализм и демократические права. А лента «Урок литературы» как раз была оттепельной, она в некотором роде о свободе личности. Поэтому картину запретили и положили на полку. Официально объявили, что в этом же году вышел фильм «Доживем до понедельника», а две ленты в сезон о педагогах — перебор.

Сложно представить состояние режиссера. Впору было ставить крест на карьере. Но советская власть иногда давала условно упавшим подняться.

В 1970-е Алексей Александрович стал знаменит своими телефильмами. Однако не переставал думать о собственном запрещенном детище, хотя полагал, что пленку давно смыли. Но нет. Спустя 20 лет, в мае 1989 года, картина вышла в кинотеатрах. Только, утратив свежесть и актуальность, успеха не имела. Сегодня многие смотрят ее с любопытством, делая для себя немало открытий.

Еще материалы рубрики:

Из-за чего не ладили на съемочной площадке фильма «Легкая жизнь» советские звезды Раневская, Плятт и Марецкая

«Вооружен и очень опасен». Как создавался фильм

Через запрет министра культуры и насмешки коллег. Как создавался фильм «Белый Бим Черное Ухо»

Смерть актера среди декораций. Как снимали фильм «Живет такой парень»

«Иваново детство». Как снимался фильм, который и сегодня входит в программу обучения многих киношкол мира

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Должны внести вклад в важное для страны дело. В Октябрьском прошел пикет с участием волонтеров БРСМ

На ул. Жуковского прошел пикет по сбору подписей в поддержку выдвигающихся в кандидаты на пост Президента, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

004a7189 kopiya

По закону, осуществлять сбор подписей могут только члены инициативной группы на пикетах (в местах, не запрещенных местными исполнительными и распорядительными органами), а также по месту жительства, работы избирателей.

Все проходит весьма спокойно. Мы следуем распорядку. Человеку, желающему поставить подпись, необходимо иметь с собой паспорт. Нам нужен идентификационный номер, чтобы все было зафиксировано, — рассказали представители инициативной группы.

004a7161 kopiya

004a7207 kopiya

004a7168 kopiya

В этой части Минска пикетная точка расположилась на улице около продуктового магазина. Несмотря на холод, волонтеры БРСМ с энтузиазмом общались со всеми прохожими и отвечали на их вопросы.

Мы должны внести свой вклад в это важное для страны дело. Инициативная группа выполняет работу исключительно на своей гражданской сознательности, — добавили они.

Волонтеры БРСМ также расположились недалеко от инициативной группы и вели разъяснительную работу среди прохожих, раздавали информационные листовки, на которых подробно объяснялось предстоящее политическое событие.

004a7165 kopiya

004a7177 kopiya

004a7260 kopiya

Фото Сергея Пожоги

Арт-объект «Будущее Беларуси в твоих руках» подарили жителям Могилёва в рамках «Марафона единства»

Торжественное открытие арт-объекта «Будущее Беларуси в твоих руках» состоялось на «Марафоне единства» в Могилёве 23 ноября, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

politika marafon edinstva mural stolyarov 18 kopiya

Новый арт-объект украсил фасад жилого дома по ул. Фатина, 4е. Он уникален своими масштабами и новым элементом: теперь, помимо контура Беларуси в руках, над изображением парит аист.

«Марафон единства» добрался до Могилёва, моей родины. Я счастлив, что сегодня первый снег мы встречаем именно здесь. У нас есть новшество: по желанию молодых людей над традиционным изображением появился аист. Это птица, которая символизирует мудрость, миролюбие, хозяйство. И где бы ни была эта птица, она всегда возвращается на Родину. Мы поздравляем всех могилевчан. Уверены, этот мурал будет ярким архитектурным изображением, которое дополнит палитру прекрасного города на Днепре, — отметил первый секретарь ЦК БРСМ, член Совета Республики Александр Лукьянов.

politika marafon edinstva mural stolyarov 17 kopiya

politika marafon edinstva mural stolyarov 11 kopiya

politika marafon edinstva mural stolyarov 10 kopiya

На открытии собралась не только инициативная молодежь, но и горожане, которые живут рядом. Для них мурал стал прекрасным подарком, который будет поднимать настроение.

Ехал мимо, узнал, что будет открытие, решили посетить его вместе с сыном. Живем рядом к тому же. Могилёв очень ждал «Марафон единства», очень готовился. Улицы украшали. Могу сказать, что город очень похорошел, — отметил местный житель Антон Гриневецкий.

— Живу в этом районе рядышком. Пришла сюда, потому что хочется привить дочери любовь к своему городу, чтобы она замечала вот такие красивые арт-объекты и относилась к этому настолько же патриотично, насколько и я. Для меня единство — это дружба, понимание, принятие. Мы каждый день строим свою страну и пытаемся ее улучшить для того, чтобы наши дети росли в самых хороших условиях, — сказала могилевчанка Анастасия Редингер, пришедшая на открытие вместе с дочерью Александрой.

Фото Алексея Столярова