Успех «Венеры-7», первые концерты The Beatles и «толстый веселый» Табаков. Этот день в истории: 17 августа
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 17 августа в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1645 год. После неудачного сватовства Москву покинул датский принц Вальдемар, сын короля Кристиана IV
В последние годы жизни Михаилу Федоровичу, первому русскому царю из династии Романовых, вздумалось выдать свою старшую дочь Ирину за какого-нибудь иностранного принца. Подобные попытки делались на Руси и до Михаила: так, Иван Грозный выдал свою племянницу за датского королевича Магнуса и сделал его правителем Ливонии, а Борис Годунов собирался женить на своей дочери Ксении шведского королевича Густава Эрикссона. Михаил Федорович прознал, что у датского короля Кристиана IV есть сын 22 лет по имени Вальдемар, и посчитал его вполне подходящей партией для дочери.
Русский царь заверял, что «принуждения в вере королевичу не будет», соглашался уступить будущему зятю на вечные времена Суздаль и Ярославль, а также в качестве приданого дочери обещал 300 тыс. рублей. Однако когда в 1644 году Вальдемар прибыл в Москву, патриарх Иосиф предложил жениху «верою соединиться». Вальдемар наотрез отказался менять веру и стал было собираться в обратный путь, но его не пустили. По сути, Вальдемар оказался под домашним арестом.
Михаилу Федоровичу принц понравился, и он рассчитывал в итоге его переубедить. «Король, твой отец, велел тебе быть у меня в послушании; мне угодно, чтобы ты принял православную веру», — говорил царь королевичу. — «Я кровь свою готов пролить за тебя, — отвечал тот. — Но веры не переменю. В наших государствах ведется так, что муж держит свою веру, а жена свою». — «А у нас, — отвечал царь, — муж с женою разной веры быть не могут». Королевич просил отпустить его домой, но царь заявил, что отпустить его «непригоже и нечестно, не соверша доброго дела».
Принц был поражен таким вероломством, ссылался на договор и говорил, что не приехал бы, если б знал, что возникнет вопрос о вере. При этом Вальдемар заметил, что брак уже некоторым образом заключен, и если расторгнуть его, то тем самым датской короне будет нанесено оскорбление, а про царя повсюду пойдет дурная слава.
Только после скоропостижной кончины Михаила Федоровича, при царе Алексее Михайловиче, Вальдемар смог вернуться на родину. Он уехал 17 августа 1645 года, пробыв в России более полутора лет. Вместе с Вальдемаром уехала и Мария, теремная служанка царевны Ирины, ставшая его возлюбленной. В возрасте 33 лет, находясь на шведской службе, Вальдемар погиб в одном из сражений польско-шведской войны.
На момент его отъезда из Москвы Ирине было 18 лет. Царевна так и не вышла замуж. Она имела большое влияние на своего младшего брата, ставшего царем Алексеем Михайловичем Тишайшим, а 9 июля 1672 года стала восприемницей при крещении своего племянника Петра, будущего императора Петра Великого. Умерла в 1679 году в возрасте 51 года.
1935 год. В Саратове родился Олег Табаков, актер театра и кино, народный артист СССР, художественный руководитель МХТ им. А. П. Чехова
«Толстый веселый человек, любящий поесть» — так характеризовал себя сам Табаков в одном из интервью.
Он воспитывался в интеллигентной семье — родители были медиками. Особенных неприятностей им не доставлял, неплохо учился в школе и читал «правильные книжки». Да еще как читал!
«В юности три года пролежал на диване — вся литература была прочитана там! — вспоминал Табаков. — Восьмой — девятый — десятый класс я учиться перестал — и стал читать. Прочел всю русскую литературу девятнадцатого века, начала двадцатого —– раза по два, а то и по три! Пьесы — горьковские, чеховские, гоголевские… Я лежал, читал, а рядом стояла полулитровая банка с разведенным вареньем и сухарики, черненькие. Хлебушек порезан, маслицем тоненько намазан, сольцой посыпан…»
Помимо чтения, у Табакова явственно проявились еще две страсти. Первая — любовь к театру: он занимался в драматической студии при местном Доме культуры и очень скоро решил, что не желает для себя иной карьеры, кроме актерской. Ну а еще Олег Павлович с детства отличался коммерческой жилкой. По его собственным воспоминаниям, он скупал по десять-пятнадцать книжек — приложений к журналу «Красноармеец» (а в этой серии издавались популярные тогда произведения Виктора Ардова, Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Алексея Толстого) и, подождав, пока их разберут в магазинах, распродавал знакомым по слегка завышенной цене. В общем, неудивительно, что именно Табаков оказался одним из немногих российских актеров, сумевших достойно перейти из советской действительности в российскую, не потеряв профессиональной репутации и не впав в унизительную бедность.
Когда в 2000 году Табаков стал руководителем Московского Художественного театра им. А. П. Чехова, где с начала 80-х работал в качестве актера, положение театра было хуже некуда: посещаемость — менее 50 %, а на двух сценах ставилось не более пяти спектаклей в сезон. А уже через пять лет у возглавляемого им храма искусства были три сцены, и достать билеты на спектакли стало чрезвычайно трудно. Доходы театра за эти годы выросли в шесть раз, а бюджетное финансирование увеличилось более чем в три раза.
Табаков был одним из наиболее востребованных и известных артистов советского и российского кинематографа. Он снялся более чем в 120 картинах. Наибольшую известность принесли роли в фильмах «Семнадцать мгновений весны» (Вальтер Шелленберг), «Двенадцать стульев» (Альхен), «Д’Артаньян и три мушкетера» (король Людовик XIII), «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (Обломов), «Мэри Поппинс, до свидания» (мисс Юфимия Эндрю), «Человек с бульвара Капуцинов» (владелец салуна и бармен Гарри Мак-Кью).
Еще одна грань таланта Табакова раскрылась в озвучивании мультфильмов. Его голосом, например, говорит кот Матроскин из Простоквашино.
Умер Табаков 12 марта 2018 года в результате сердечного приступа, на 83-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
1960 год. The Beatles начали восхождение к мировой славе — в этот день они дали свой первый большой концерт в гамбургском клубе Indra
Эта дата важна не потому, что немедленно началась «битломания» (этот термин обычно относится к взрыву популярности в 1963–1964 годах), а потому, что именно с этой поездки в Гамбург начался этап, который сделал группу профессиональной. Прошедшие в немецких клубах месяцы сформировали их звучание, сценическую выносливость и харизму, без которых успех в последующие годы был бы маловероятен. Музыканты расширили репертуар, отточили взаимодействие на сцене и научились держать публику.
17 августа «Битлз» отыграли первое из 48 выступлений в гамбургском клубе Indra. Спальные места для молодых музыкантов хозяин клуба Бруно Кошмидер отвел возле туалета в соседнем кинотеатре, кормил их из рук вон плохо, и при этом требовал, чтобы парни делали крутое шоу в течение 8–12 часов в день. Несмотря на столь жесткие условия, битлы с честью выдержали это испытание: все-таки музыка — то, что было для них смыслом жизни.
«Первые выступления стоили нам много нервов, — вспоминал гамбургский дебют Пол Маккартни. — В нас бросали монеты, пытались согнать со сцены. Мы играли как перед заполненными, так и перед пустыми залами. В конце концов мы поняли, как это надо делать, и стали с благодарностью подбирать брошенные монеты».
Помимо Маккартни, в тот состав «Битлз» входили еще четыре человека: Джон Леннон, Джордж Харрисон, а также басист Стюарт Сатклифф и ударник Пит Бест.
Харрисону тогда было 17 лет, и ему пришлось дать немецким властям неверные сведения о своем возрасте, чтобы получить разрешение на работу. Сатклифф покинул коллектив в 1961 году, а годом позже Беста сменил Ринго Старр.
За первые два с половиной года The Beatles дали 281 концерт, проводя на сцене до девяти часов в сутки. Они играли в Indra и в соседних клубах гамбургского района Рипербан.
Пригласивший их в Германию совладелец Star-Club Хорст Фашер позже утверждал, что сразу заметил в The Beatles огромный талант и потенциал: «Я наблюдал за реакцией молодых ребят, объединившихся в сообщество поклонников The Beatles. Оно становилось таким большим и шумным, что я подумал: если поставить The Beatles в новую программу в качестве главных звезд, то с первого дня клуб будет набит битком».
Площадь рядом с клубом Indra давно переименована в Beatles Platz. Она круглая и вымощена несколькими витками черных кирпичных колец, имитируя виниловую пластинку. На площади установлены пять фигур, выполненных из нержавеющей стали, — Леннона, Маккартни, Сатклиффа, Харрисона, а также силуэт барабанщика, общий для Беста и Старра, каждый из которых выступал с группой во время ее гамбургского периода.
1965 год. Армия США вступила в первое наземное сражение Вьетнамской войны
Непосредственным участником гражданской войны во Вьетнаме Соединенные Штаты стали 2 марта 1965 года, когда в рамках развернутой широкомасштабной воздушной операции Rolling Thunder («Раскаты грома») начали регулярные бомбардировки Северного Вьетнама.
Первым крупным сражением с участием наземных американских сил стала операция Starlite («Звездный свет»), начавшаяся 17 августа 1965 года. Американцы, получив от партизана-перебежчика информацию о том, что 1-й полк Вьетконга планирует нападение на их базу «Чулай», решили действовать на опережение. Утром 18 августа были высажены морской и вертолетный десанты, завязался бой. Почти сразу американские силы столкнулись с серьезным сопротивлением противника. Кроме того, в засаду партизан попала американская колонна снабжения. Тем не менее благодаря массированной артиллерийской и авиационной поддержке морпехи в итоге выбили вьетконговцев с занимаемых ими позиций. Однако план полного окружения 1-го полка не сработал — к концу дня 18 августа подразделения Вьетконга отступили, пробив брешь в наиболее уязвимом месте кольца окружения.
Любопытно, что по итогу обе стороны заявили о своей победе. По американским данным, в ходе операции они потеряли убитыми 46 солдат и офицеров, в то время как вьетконговцы — 614 человек. Документальных подтверждений такому количеству потерь противника американцы не приводят, однако известно, что по существовавшей тогда практике Пентагон всех погибших вьетнамцев (включая женщин и детей) считал убитыми врагами и относил к потерям. В любом случае, американцам удалось сорвать планируемую атаку на свою базу и нанести 1-му полку Вьетконга урон, после которого тот утратил боеспособность до октября.
1970 год. Советский Союз запустил космический аппарат «Венера-7», который стал первым зондом, успешно передавшим данные с поверхности другой планеты — Венеры
Автоматическая межпланетная станция «Венера‑7» была разработана и изготовлена Научно-производственным объединением им. С. А. Лавочкина. Она состояла из орбитального отсека с корректирующей двигательной установкой и спускаемого аппарата. Масса «Венеры-7» составляла 1 180 кг.
Через 120 суток после старта с космодрома Байконур, 15 декабря, спускаемый аппарат станции приземлился на Венере, выдержав экстремальные атмосферные условия, включая высокое давление и температуру, достигавшую 475 градусов по Цельсию. Это была первая в мировой истории мягкая посадка земного космического аппарата на другую планету. Несмотря на суровые условия, зонду в тот же день удалось передать на Землю информацию об атмосфере и поверхности Венеры. Это достижение стало важной вехой в исследовании космоса и нашем понимании устройства Солнечной системы.