Уж замуж невтерпеж. О каких рисках следует помнить, вступая в брак
Несмотря на доступность правовой информации, в обществе продолжают существовать стереотипы относительно похода под венец: некоторые граждане уверены, что наличие «штампа» лишает не только свободы, но и… имущества. Один из наиболее часто встречающихся стереотипов, из-за которых официальное оформление отношений откладывается на неопределенный срок, это уверенность, что в случае развода при разделе имущества более хитрый и предприимчивый супруг сможет до нитки обобрать бывшего партнера, присвоив себе не только совместно нажитые во время брака материальные блага, но и то, чем тот обладал до свадьбы или же получил в подарок. Действительно ли это так, корреспондент агентства «Минск-Новости» поинтересовалась у прокурора отдела прокуратуры города Минска по надзору за соответствием закону судебных постановлений по гражданским делам Евгения Палазника.
— Согласно ст. 23 КоБС (Кодекс Республики Беларусь о браке и семье) имущество, нажитое супругами в период брака независимо от того, на кого из супругов оно оформлено либо кем из супругов внесены денежные средства, представляет собой их общую совместную собственность, — подчеркнул Е. Палазник. — Супруги имеют равные права владения, пользования и распоряжения этим имуществом, если иное не предусмотрено брачным договором.
Как отметил прокурор, одно из оснований прекращения совместной собственности — раздел общего имущества. При этом по требованию любого из супругов такая процедура возможна не только после развода, но и в период брака.
В случае раздела совместно нажитого имущества, доли каждого из супругов признаются равными, если в заключенном брачном договоре не предусмотрены другие варианты. Также разделить общее имущество в пользу одного из супругов суд может с учетом интересов несовершеннолетних и нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей, а также заслуживающие внимания интересы одного из супругов.
К примеру, в суд с исковыми заявлениями о разделе совместно нажитого имущества обратились бывшие супруги у которых есть общая несовершеннолетняя дочь. После расторжения брака девочка осталась проживать с матерью. В период брака парой была приобретена двухкомнатная квартира в Минске, право собственности на нее оформлено на супругу. Решением районного суда города Минска, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, супруге, с которой осталась проживать дочь, выделена доля в размере 571/1 000, а супругу соответственно 439/1 000 в спорном жилом помещении.
При вынесении судебного постановления судом учтено, что воспитанием и содержанием ребенка занимается мать. Отец от содержания и воспитания дочери самоустранился, имеется задолженность по уплате алиментов.
Если же супруги заключали брачный договор, то при разделе общей собственности суд исходит из условий договора и определяет, какие предметы переходят каждому. Принимают к сведению и то имущество, которое один из супругов присвоил без согласия другого супруга или растратил не в интересах семьи. Сюда же относится и скрытое имущество.
Вместе с тем, добавил Е. Палазник, как совместная собственность не расценивается следующее:
- имущество, которое принадлежало супругам до их вступления в брак;
- материальные блага, которые каждый из супругов получил в подарок или наследовал, находясь в браке;
- вещи индивидуального пользования каждого из супругов (одежда, обувь и т. д.), за исключением предметов роскоши.
Кроме того, не подлежит разделу и то имущество, которое приобрели каждый из партнеров после прекращения ведения общего хозяйства.
Прокурор отдела прокуратуры города Минска напоминает, что закрепить свое право на владение той или иной собственностью можно по обоюдному согласию: путем заключения брачного договора либо соглашения о разделе имущества.
— Брачный договор может касаться как имущества, совместно нажитого супругами до его заключения, так и той собственности, которая будет нажита супругами в период брака, а также определять порядок раздела такого имущества, — рассказал собеседник.
В отличие от брачного договора соглашение может содержать условия, касающиеся раздела только совместно нажитого супругами имущества, прав и обязанностей супругов по передаче имущества, выплате денежных компенсаций, сроков и порядка выплаты такой компенсации.
Так, если предмет брачного договора — не только те вещи, которые есть в наличии, но и имущество, права на которое возникнут в будущем, то соглашение о разделе имущества касается только тех вещей, которые уже есть у супругов.
— А если в момент заключения брака у одного из молодоженов имеется долг или непогашенный кредит, который он взял до женитьбы, — может ли он перенестись на супруга, если с должником что-то случится (смерть, инвалидность)?
— По долгам (кредитам), которые один из супругов взял до вступления в брак и потратил в своих интересах, второй супруг ответственности в правовом плане не несет, — ответил Е. Палазник. — Претензии по возврату долга (кредита) предъявляются лишь непосредственно к должнику.
Однако в случае смерти супруга и вступления пережившим супругом в наследство на долю в совместно нажитом имуществе, в силу ст. 1086 Гражданского кодекса Республики Беларусь, вдова или вдовец обязан будет погасить задолженность партнера в пределах стоимости перешедшего к нему наследства.
Еще один сдерживающий фактор для официального оформления брака — наличие у одного из супругов детей от предыдущих отношений и статуса одинокого родителя, который, как известно, дает определенные льготы. Существует мнение, что после заключения брака одинокий родитель автоматически утрачивает такой статус и «привилегии».
— Под одиноким родителем, согласно ст. 1 Трудового кодекса Республики Беларусь, понимаются мать или отец, не состоящие в браке и воспитывающие несовершеннолетнего ребенка в случае, когда другой родитель умер, лишен родительских прав, признан недееспособным, объявлен умершим или признан безвестно отсутствующим, — ответил Е. Палазник. — Также одинокой считается мать, не состоящая в браке и воспитывающая несовершеннолетнего ребенка, сведения об отце которого внесены в запись акта о рождении ребенка по ее указанию или по указанию другого лица, подавшего заявление о регистрации рождения; усыновитель (удочеритель), не состоящий в браке и воспитывающий несовершеннолетнего ребенка. После вступления в брак, вне зависимости от того, будет ли ребенок усыновлен новым супругом, статус одинокого родителя утрачивается.