Узнали, как в Беларуси стать пилотом самолета без профильного образования
Что для этого нужно, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал опытнейший пилот более чем с 4 000 часов налета на восьми типах воздушных судов, директор летной школы «Крылья» Андрей Мартынчик.
Немного истории
Организация официально зарегистрирована в декабре 2018 года. В октябре 2019-го получила сертификат эксплуатанта воздушного судна, а в сентябре 2020 года — статус учебной организации. Ее основная задача — подготовка пилотов-любителей. Дополнительно — осуществление обзорных полетов для популяризации авиации и знакомства с родной землей. Расположена в деревне Козловке в Борисовском районе. Там подготовили около 35 летчиков-любителей, еще 15 проходят обучение.
— Всех желающих берете? Или бывают случаи, когда вынуждены сказать: «Извините, в летчики не годитесь…»
— Чтобы начать летную подготовку, все кандидаты в первую очередь проходят медкомиссию. Направляем людей в медицинскую службу гражданской авиации. Врачи определяют, годен ли человек к полетам. А уже в процессе обучения выясняется, подходит ли это студенту. Выполняется обзорный полет на самолете — так он сам может прочувствовать и сделать осознанный выбор. Могу сказать одно — на сегодня из всех, кто у нас учился, еще никто не отказался продолжать.
— Сложно стать пилотом? Хотя бы на уровне «для себя»?
— Непросто. Но вполне возможно. Требуется знать многое из авиационного законодательства. Кандидаты проходят теоретический курс, где изучают основы аэродинамики, навигации… Нужно владеть многими навыками. Однако повторюсь: еще никого из наших учеников не отчисляли из-за неуспеваемости.
— Сколько времени занимает учеба?
— Она состоит из двух этапов. Первый — теоретический, он проходит на базе Белорусской государственной академии авиации. Второй — практический, на нашем аэродроме Сивица. Обучаем на одномоторном типе самолета, на котором планируется осуществлять полеты. Продолжительность зависит от того, как человек посещает занятия. Теоретические проходят в вечернее время, после работы. На них требуется от 1,5 до 2,5 месяца. Практика — не менее 40 часов налета — еще около 2 месяцев, если делать это регулярно. Когда студент занят и посещает уроки в своем темпе, процесс может занять полгода, а иногда и год. В конце обучения сдается экзамен.
— В каком возрасте к вам приходят будущие пилоты?
— Есть довольно молодые — по авиационным правилам лицензию пилота-любителя можно получить с 17 лет. Один из наших слушателей стал пилотом еще до совершеннолетия. Некоторые приходят в пожилом возрасте с большим стремлением летать. Учиться никогда не поздно.
Сквозь тернии
— Если у человека есть мечта стать полноценным пилотом серьезной авиакомпании, ему стоит начать с учебы на частного летчика в такой школе, как у вас? Или это разные вещи?
— Разумеется, карьера пилота начинается не с «Боинга», а приблизительно с таких типов самолетов, как у нас. Если человек целеустремленный, то он проходит все этапы обучения: далее управляет двухмоторными самолетами, затем становится коммерческим пилотом, которого по распределению берут авиакомпании.
— Кто-то из ваших выпускников поменял жизнь коренным образом после окончания летной школы?
— Да, вот недавний случай. Парень поехал в Португалию, где учится на коммерческого пилота. Возможно, очень скоро увидим его на международных рейсах. Я с ним на связи — общаемся регулярно, он делится опытом. Приятно, что дали ему дорогу в жизнь.
— Ваши выпускники могут арендовать у вас самолет? Для практики или просто полетать в удовольствие.
— Да, конечно. Ребятам не надо беспокоиться о том, где хранится самолет, кто его обслуживает. Все подготовлено, направлено. Приезжай, распишись в соответствующем акте приема — и забирай. У нас в распоряжении четыре самолета.
— Слышал, получать разрешение на полеты — задача не из простых?
— Все регламентировано соответствующими авиационными правилами. Есть порядок использования воздушного пространства. У нас в республике действует разрешительный способ. Перед полетом, по крайней мере, за два часа до него, желающий подает заявку — обычно никому не отказывают. Естественно, существуют определенные ограничения — запретные зоны и так далее. Об этом будущему пилоту-любителю рассказывают в процессе обучения. Готовясь к полету, прокладывая маршрут, он знает, где разрешено летать, а где нет.
Парить над землей
— Кроме подготовки пилотов ваша школа практикует обзорные, развлекательные полеты. Что интересного и необычного можно увидеть с высоты?
— Мы предлагаем несколько видов услуг. Минимальное время полета — 15 минут, над нашим аэродромом Сивица. Это первый, так сказать, шаг в небо. Есть и более длительные полеты. К примеру, получасовой над Березиной, там очень живописные виды. Особой популярностью пользуется вариант «Курс пилота». Он включает в себя наземный получасовой инструктаж, на котором пассажиру рассказывают о самолете, об управлении им, о приборах, а затем 40-минутный полет, где человек под руководством опытного пилота получает возможность немного «порулить».
— А что для вас небо? Почему решили стать летчиком?
— Манила романтика. Потом это превратилось в работу, которая стала частью моей жизни. Каждый полет по-прежнему приносит особые ощущения и что-то новое, несмотря на опыт и более чем 4 000 часов налета.
Подготовил Евгений Задиран, фото автора