Узнали у педагога музыкальной школы, почему при стрессе надо слушать Моцарта и как рождаются таланты
Педагог с 40-летним стажем рассказала корреспонденту агентства «Минск-Новости» о том, что дает ребенку обучение в музыкальной школе и почему аккордеон — самый лучший инструмент.
Нашла себя
Только за последние несколько лет у учеников заведующей отделением баяна и аккордеона столичной Детской музыкальной школы искусств № 2 имени Н. И. Аладова Жанны Шептуновой — более 50 дипломов за победы в престижных международных и республиканских конкурсах. Не единожды они становились лауреатами специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи.
То, что музыка — ее призвание, она поняла еще в детстве. Папе подарили баян, и маленькая Жанна стала осваивать игру на нем самостоятельно. А потом сама же написала заявление и поступила в музыкальную школу. Правда, у педагогов возникло сомнение, сможет ли тоненькая и хрупкая девочка сдюжить с инструментом. Но та заявила, что ни на чем другом, кроме баяна, обучаться не будет: «У соседа от игры на скрипке кошка из дома убегает, а я хочу, чтобы было красиво». Она во всем старалась добиться красоты и гармонии, будь то общеобразовательная школа либо танцевальный или театральный кружок, которые посещала. И очень расстраивалась, если что-то не выходило на отлично. Так же привыкла выполнять и свою работу.
— Когда только стала педагогом, у меня была фамилия Горячко, которая мне полностью соответствовала: я пыталась из всех учеников сделать непременно моцартов, — вспоминает героиня. — Но особенно досталось Руслану, с которым мы занимались днями напролет. Сегодня Руслан Милай — руководитель гродненского музыкального театра «Рада». При встрече спросила его: «Как ты выдержал мой напор?» А он удивился: «Ничего плохого не помню». Видимо, дети отличают то, когда ты эмоциональничаешь, потому что устал от жизни и ученики тебе не в радость, от того, когда ты ими так дорожишь, что просто не можешь позволить сделать что-то плохо.
Жанна Шептунова надеется, что смогла передать ребятам любовь, которую когда-то сама ощутила к своему инструменту:
— Таких колорита и возможностей, что имеют баян и аккордеон, нет ни у одного другого инструмента. Мы играем классические, народные, эстрадные произведения. Вся многогранность оттенков зависит от характера подачи воздуха в мех. И мы управляем процессом. Это живое соприкосновение души с музыкой.
Становление характера
Педагог убеждена, что в музыкальной школе ребята не только получают образование, но и формируются как личности. Не обязательно они станут музыкантами, однако в любом случае уроки не пройдут даром. Дисциплина и скрупулезность, привитые на занятиях, войдут в привычку и будут полезны в любом деле.
— Уроки в школе искусств значительно расширяют кругозор. Я учу детей: не играйте голые ноты, включайте логику. Почему эта музыкальная фраза связана с иной? Как построено произведение? Во время музицирования возникают связи между полушариями мозга, которые не активируются никаким другим путем, — рассказывает педагог. — Помимо уроков, с ребятами посещаем филармонию, ходим на концерты — это и общение, и приобщение к прекрасному. Такие дети более тонко чувствуют. Музыка оказывает огромное влияние на внутренний мир, поведение и даже здоровье. Не зря психологи советуют при стрессе слушать Моцарта или Бетховена.
Правда, за современных детей, как отмечает учитель, еще нужно побороться: их внимание рассеяно, и его приходится буквально вырывать из цепких лап гаджетов.
Музыкант родился
— Когда у ребенка просыпается интерес к музыке? Как правило, родителям поначалу приходится заставлять заниматься ею…
— Но ведь и маленький Моцарт не бежал к своей скрипке, — напоминает Жанна Александровна. — Его в 3 года запирали с инструментом в чулане. Он лил слезы, но играл. Когда ребенок ощущает первые успехи, тогда, наверное, и появляется интерес. Однако вначале нужно проделать нешуточную работу. Это взрослый труд, где-то проявление воли, когда понимаешь: сверстники зависают в компьютерных играх, а ты вынужден на баяне репетировать. Да, есть ребята, которые сразу ощущают магнетизм музыки. Как, например, моя ученица Сабрина. Я уже сама прошу: «Отпусти меня домой, мы несколько часов занимаемся, меня мама ждет». А она: «Давайте еще это место поиграем». Других детей надо будить. Но потом такая радость, когда, уже выпустившись, они приходят и просят, как мой Миша Вергейчик: «Можно мне ноты, что-то для себя поиграть, например «Хорошо темперированный клавир Баха»?» Или как Максимилиан Мозоль, который в этом году оканчивает гимназию-колледж при Белорусской государственной академии музыки и, надеюсь, придет к нам на работу по распределению.
Чтобы все сложилось и ребенок вырос в музыканта, должно создаться крепкое трио: ученик — педагог — родитель, где важен каждый элемент. Если мама и папа не смогут организовать работу ребенка дома, на уроках он, безусловно, освоит ноты, получит понятие об инструменте, но лауреатом вряд ли станет.
— На занятия с трудолюбивыми ребятами я не жалею времени и каждый раз удивляюсь, открывая их внутренний мир, — говорит педагог. — Они такие чистые приходят! Я никогда не жалела о своем жизненном выборе. Вообще, считаю себя счастливым человеком: любимое занятие совпало с моей работой. К слову, мой муж ощущает то же самое. (Сергей Шептунов — артист Белорусской государственной филармонии,
солист Национального академического народного оркестра имени И. И. Жиновича. — Прим. авт.) Он не представляет, чем еще мог бы заниматься, кроме музыки, и с радостью спешит на работу. Это у нас семейное. Моя дочка тоже музыкант.
Альма-матер
Школа искусств № 2 открыла свои двери в 1950 году. На тот момент в ней занимались 40 учеников под руководством пяти преподавателей. Сегодня, как подчеркивает директор Александр Терехов, это настоящий храм искусств с прекрасно оборудованными классами, двумя малыми и большим концертным залами. В школе девять отделений, где занимаются около 800 ребят под наставничеством 115 педагогов. В свое время здесь обучались народные артисты Анастасия Москвина и Владимир Громов, композитор Владимир Корольчук и скрипичный мастер Георгий Динин. Благодаря стараниям директора в учреждении создан симфонический оркестр, в котором играют педагоги школы. Кроме этого, Александр Терехов организовал класс памяти «Песняров», будучи убежденным, что в учебных заведениях нужно изучать творчество Владимира Мулявина для приобщения молодого поколения к национальной белорусской классике.
Фото Сергея Пожоги