В 1979 году фильм посмотрели 25 млн зрителей. Как снимали картину «Суета сует»
Фрунзик Мкртчян не любил отыгрывать множественные дубли. Но сцену поцелуя по его требованию снимали семь раз. Подробнее о съемках популярного советского фильма «Суета сует» читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
После 19 лет семейной жизни Борис Иванович увлекся другой женщиной. Марина Петровна тоже пытается завести роман назло супругу. Тем временем их дочь Наталья без спроса уезжает к жениху в Кижи. Пара, находящаяся на грани развода, устремляется из Москвы спасать свое чадо от провинциала, и только там герои понимают, что по-прежнему любят друг друга.
Провальное начало
Именно благодаря этому фильму режиссер Алла Сурикова попала в большое кино. А ведь ей исполнилось 39 лет! Ее лент «Человек с бульвара Капуцинов», «Московские каникулы» могло и не быть.
Она появилась на свет в Киеве. Среди родственников были актеры, художники, работавшие в кинематографе. Однажды в ответ на ее реплику о мечте стать режиссером родной дядя сказал: такая профессия для суровых людей. Это отпугнуло девушку. После школы она пыталась поступить в институт легкой промышленности. Безуспешно. Сурикова трудилась на авиазаводе слесарем на конвейере. Через год ей удалось поступить на филфак университета, там она занималась математической лингвистикой. И все же мечта о работе в кино теплилась в ней, потому она выбрала смежную с кинематографом должность. Устроилась редактором на телевидение, а позже — ассистентом режиссера на Киевскую киностудию имени А. П. Довженко. В 1973-м поступила во ВГИК на Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Ее художественным руководителем был Георгий Данелия. Дипломный короткометражный фильм «Лжинка, или Маленькая ложь и большие неприятности» получил приз Госкино «За лучшую режиссуру». После возвращения в Киев Алла Сурикова была принята в штат киностудии. Ей доверили съемки первого полнометражного детского фильма «Предположим — ты капитан…». Дебют оказался провальным. Цензоры сказали, что это сатира на советскую пионерию, и отправили ленту на полку. Говорят, и в целом картина не получилась. Карьера могла закончиться, едва начавшись.
На помощь пришел Данелия. Он пошел к директору «Мосфильма» и поручился за коллегу. Ее вызвали из Киева телеграммой и дали второй шанс. Причем предложили не проходной сценарий. Его написал Эмиль Брагинский, постоянный соавтор Эльдара Рязанова! Он придумал сюжет, когда побывал на свадьбе родственников. Работница загса, проводившая церемонию, монотонно читая текст поздравления молодоженов, несколько раз прерывала речь и просила всех присутствовавших уйти с ковра и стать вокруг него, так как народа женится много, а ковер здесь один.
Отказалась от звезд
Когда на кинопробы без спроса режиссера по инициативе Данелии пригласили Людмилу Гурченко и Олега Басилашвили, Алла Ильинична едва не упала в обморок. Во-первых, все знали о непростом характере Людмилы Марковны. Она нервничала, так как Олег Валерианович на два часа опоздал на встречу. Все могло завершиться скандалом. Во-вторых, звезды оценивали на пробах режиссера, а должно быть наоборот. И Сурикова решила найти более толерантных исполнителей. Пригласила на роль Марины Петровны Галину Польских. Актриса долго не соглашалась, так как недавно сыграла похожего персонажа в ленте «По семейным обстоятельствам». Но все же дала добро, ведь тема была ей близка. Она и сама два раза разводилась. К тому же в тот период в кино ее приглашали не так часто, потому что второй муж, которого бросила актриса, — сын директора «Мосфильма» Александр Сурин. Режиссеры на всякий случай временно перестали приглашать ее поработать в своих картинах!
Эмиль Брагинский выступил против утверждения кандидатур Фрунзика Мкртчяна и Натальи Крачковской на роли Бориса и Варвары. Он считал их гайдаевскими актерами, а комедии Гайдая — второсортными. Сурикова напомнила: Фрунзик Мушегович недавно снялся в «Мимино» у Данелии. Да и в Ереванском театре он играет Ричарда III.
Посмотрев кинопробы, сценарист успокоился, а о Крачковской и вовсе забыл.
Оказалось сложным найти актрису, которая сыграла бы любовницу персонажа Мкртчяна. С одной стороны, она должна обладать притягательной внешностью. С другой — не затмевать Польских. Анна Варпаховская, прошедшая пробы, придумала интересную деталь: носила железные бусы, которые постоянно звенели и раздражали «возлюбленного».
В эпизодах фильма режиссера-дебютантки согласились участвовать и другие знаменитости. Например, Леонид Куравлев и Борислав Брондуков. Яне Поплавской, сыгравшей сестру одного из персонажей, исполнилось всего 11 лет. Однако она тоже была узнаваемой персоной в СССР после ленты «Про Красную Шапочку», которую в 1977 году на «Беларусьфильме» создал режиссер Леонид Нечаев.
Удачный старт
Картину снимали в Великом Новгороде и Москве. Создавая легкие по жанру ленты, режиссер умела переносить такую непринужденную атмосферу в рабочий процесс. Никто не нервничал, не кричал друг на друга.
Мкртчян не любил отыгрывать множественные дубли. Его всегда уговаривали сделать хотя бы 2-3, так как часто бывало, что единственный отснятый дубль оказывался бракованным. А ведь организовывать съемки заново из-за единственного кадра — утопия. И вдруг в сцене, где его герой целуется с любовницей в исполнении Анны Варпаховской, он начал требовать новые дубли. Всерьез говорил, что хочет найти психологически верное выражение лица. Когда после седьмого раза актер попросил еще дубль, актриса взбунтовалась. Интересно, что вскоре после премьеры она родила ребенка. Зрителям свойственно в воображении переносить экранную любовь в жизнь. К ней в палату приходили десятки рожениц, чтобы поинтересоваться, не похож ли младенец на Мкртчяна!
По словам Суриковой, в последний съемочный день Фрунзик даже заплакал. Он очень не хотел расставаться с партнерами по площадке. Мкртчян был сентиментальным человеком. Сам воспитывал двух сыновей и дочь, так как супруга страдала тяжелым психическим заболеванием и последние 25 лет жизни провела в психиатрической больнице.
В 1979 году фильм посмотрели 25 млн зрителей. Алла Сурикова нашла свою стезю в кинематографе и продолжила снимать добрые ленты.
Еще материалы рубрики:
«Урок литературы». Почему этот фильм режиссера «Большой перемены» на 20 лет положили на полку