В 2021 г. «Минскхлебпром» планирует освоить почти 4 млн рублей инвестиций
Почему это место не всегда сладкое, в каких странах сегодня можно попробовать минский хлеб и какими новинками порадуют нас столичные хлебопеки, корреспондент агентства «Минск-Новости» выяснил у генерального директора КУП «Минскхлебпром» Александра Забелло.
От зернышка — к караваю
— Наше поколение, по сути, единственное, которое родилось, выросло и состоялось, не пережив ужасов и лишений войн и послевоенной разрухи, — говорит Александр Леонидович. — Мы начали забывать истинную цену хлеба, который для наших дедов и прадедов всегда был символом достатка и олицетворением мирной жизни. Мои же родители это еще хорошо помнили. И не дай бог мне было обронить или, еще хуже, сознательно выбросить недоеденную корочку хлеба. Это имело очень серьезные последствия, чтобы впредь неповадно было так поступать.
Александр Леонидович родился и вырос в деревне. В старших классах каждое лето работал помощником комбайнера на уборке хлеба. И каким трудом он дается, знает не понаслышке.
Но вырастить зерно — это только полдела. Прежде чем оно станет душистым караваем на нашем столе, еще очень многим людям надо потрудиться в поте лица. Причем очень часто в прямом смысле.
В день нашей встречи вместе с Александром Забелло мы оказались на столичном хлебозаводе № 3. За окном термометр показывал почти +35 °С. Возле хлебопекарной печи, полагаю, было как минимум на 10–20 градусов больше.
— Технология производства не позволяет использовать кондиционеры в цехах, где выпекается хлеб, — поясняет директор хлебозавода Петр Столяров. — Только проветривание. А оно при такой температуре за окном помогает мало. Поэтому вывели дополнительное число рабочих, чтобы они могли заменять друг друга, чтобы принять душ и отдохнуть полчаса.
— Сегодня, наверное, своим детям и внукам, выросшим в достатке, привыкшим всегда видеть хлеб на своем столе, мы недостаточно, а может, и не так говорим о необходимости бережно относиться к хлебу, уважать труд тех, кто его растит и выпекает, — рассуждает генеральный директор «Минскхлебпрома».
Со знаком качества
В месяц каждый минчанин употребляет около 6 кг хлеба. Ежедневно на прилавки столичных магазинов поступает 250 т хлебобулочных изделий. Из них около половины — это продукция «Минскхлебпрома», хотя шесть хлебозаводов предприятия производят около 260 т хлеба и других хлебобулочных изделий в день. То есть минские хлебопеки могли бы полностью обеспечить потребность жителей столицы. Но почему же тогда не обеспечивают?
— На прилавках минских магазинов в наши дни представлена продукция всех отечественных производителей хлеба, — поясняет Александр Забелло. — В свою очередь наш хлеб также можно купить во всех регионах страны. Во-первых, это здоровая конкуренция, являющаяся стимулом для развития отрасли. Во-вторых, каждая торговая сеть стремится иметь некий эксклюзивный товар. Но в любом случае в выигрыше оказывается покупатель, у которого появляется возможность большого выбора.
В качестве и конкурентоспособности продукции «Минскхлебпрома» гендиректор не сомневается.
— Надо отдать должное ветеранам предприятия (и тем, кто уже ушел на заслуженный отдых, и тем, кто продолжает трудиться), а также нашей молодежи. Благодаря их труду качество минского хлеба всегда ценилось. Высоко котируется наша продукция и сегодня, — говорит Александр Забелло. — И не только у нас в стране, но и за ее пределами.
Основной торговый партнер — это, конечно, Россия. С удовольствием покупают минский хлеб наши бывшие земляки, живущие в Израиле. А еще жители неблизкой от Беларуси Ирландии и далекой Канады… Свою продукцию «Минскхлебпром» экспортирует в 14 стран.
Вид хлеба, который поставляется на экспорт, для каждой страны разнится. Но в большинстве случаев это темный хлеб, в своем роде экзотический для потребителей зарубежья. Не случайно многие из нас, собираясь в гости к своим друзьям или партнерам из других государств, берут с собой буханку белорусского черного хлеба. И это всегда желанный подарок.
Не мог не спросить у генерального директора, как можно поставить в ту же далекую Канаду продукцию, срок реализации которой исчисляется 5–6 днями.
— Сегодня экспортируются замороженный хлеб, и увеличение производства такой продукции — мировая тенденция, — отмечает Александр Леонидович. — Наше оборудование позволяет наращивать как производство, так и экспорт замороженного хлеба. Если раньше для завоевания ниши на мировом рынке мы торговали с минимальной рентабельностью, то сегодня экспорт обеспечивает заметные валютные поступления.
Гендиректор поясняет, что хлеб сразу после выпечки помещается в специальную упаковку и подвергается шоковой заморозке при температуре –34 °С. Благодаря этому срок его реализации автоматически возрастает до полугода, а кондитерских изделий — до 12 месяцев. Качество продукции при этом ничуть не страдает.
Сегодня перечень замороженной продукции в «Минскхлебпроме» расширяется. Одна из новинок — булочки для бургеров. Их производство столичным хлебопекам заказала одна из известных сетей быстрого питания. Но данная продукция будет поставляться также в торговую сеть, чтобы любая хозяйка могла побаловать модным лакомством свое семейство как дома, так и на пикнике. Поэтому одно из направлений инвестиций в развитие предприятия — вложения в холодильное оборудование. Часть его арендуют у сторонних организаций.
Всего в нынешнем году планируется освоить инвестиций почти на 4 млн рублей — это собственные деньги предприятия. Продолжатся переход на бестарную систему подачи муки, в частности на хлебозаводе № 2, позволяющей до минимума сократить контакт человека с продуктами питания, реконструкция трансформаторных подстанций (в связи с вводом в строй БелАЭС планируется расширять использование электроэнергии в производственных процессах), а также фирменных магазинов. Для хлебозавода № 3 намерены приобрести новую машину для производства дрожжевых и слоеных изделий с начинкой, а для хлебозавода № 6 — полуавтоматический резательно-упаковочный комплекс для хлебного участка.
— Планы развития большие, — продолжает Александр Забелло. — Хотя ежегодно инвестируем в производство солидные средства, еще довольно много оборудования, которое нуждается в модернизации. А потом ведь известно: кто сегодня остановился в развитии, тот моментально отстал навсегда.
Вкус детства
У «Минскхлебпрома» 9 фирменных магазинов. Казалось бы, зачем так много, если сегодня хлебобулочными изделиями торгуют все столичные торговые объекты? А они в Минске, считай, на каждом углу.
— Во-первых, все наши фирменные магазины работают рентабельно, с прибылью, — поясняет Александр Забелло. — За 5 месяцев нынешнего года это более 300 тыс. рублей. Но главное, что минчане знают: в наших торговых точках они всегда найдут свежий и самый полный ассортимент продукции «Минскхлебпрома».
А ассортимент этот, надо признать, весьма внушительный. 60 наименований ржаных и ржано-пшеничных хлебов, в том числе более 35 заварных, 250 видов хлебобулочных изделий. Есть хлеб с семенами подсолнечника, ядрами ореха, сухофруктами, водорослями и даже овощами. Например, на хлебозаводе № 5 увидел диплом авторитетного национального конкурса, которым отмечен хлеб со свеклой.
Еще 100 наименований сухарно-бараночной продукции, 40 видов пряников, 15 — овсяного печенья, 100 — тортов. И это далеко не полный перечень… Оказавшись с Александром Забелло и директором хлебозавода № 3 Петром Столяровым в фирменном магазине этого завода, сделал для себя немало открытий. Например, Петр Столяров показал целую линейку так называемых фитнес-хлебов. Эта продукция с высоким содержанием хлопьев, цельных зерен различных злаков предназначена для здорового питания. И уж вовсе удивил хлеб «Здоровое сердце». Название — отнюдь не маркетинговый ход, потому что в его составе присутствуют четыре витамина и два минерала, способствующие нормальной работе этого органа. Лечебные свойства хлеба завод регулярно подтверждает в Минздраве.
И хотя не могу похвастаться безукоризненной работой своего сердца, покинул я магазин все же с другими покупками. Для внучка приобрел оригинальные полезные сладости, для дочки — крекеры с семенами льна. А себе не смог отказать в соблазне отведать хлеб с кусочками белорусского сала.
— Наш ответ Зеленскому, — пошутил Александр Забелло, намекая на украинское «сало в шоколаде».
Но если у соседей это была не более как пиар-акция, то наш хлеб — оригинальное исполнение традиционного национального перекуса. Лично меня его вкус невольно возвратил во времена счастливого деревенского детства.
Главное богатство — люди
Специалисты «Минскхлебпрома» и в шутку, и всерьез называют свое место работы хлебным. Хотя вряд ли могут сказать, что место это сладкое.
— Судите сами, — поясняет Александр Забелло, — почти из 3 000 работников 1 000 заняты во вредных условиях труда. Это и повышенная шумность, и высокие температуры, и трехсменный рабочий режим без выходных и праздничных дней. Хлеб-то выпекается круглосуточно. Поэтому молодежь к нам идет не очень охотно, хотя традиционно плотно работаем с учебными заведениями, учащиеся и студенты проходят у нас производственную практику. Сейчас, например, работает студотряд из 150 человек. Оформляют документы и проходят медкомиссию еще три студенческих отряда. При приеме на работу сотрудникам, не имеющим жилья в Минске, гарантируем место в общежитии. Их у нас три на 1 700 мест. Все блочного типа, поэтому в них могут проживать не только холостяки, но и молодые семьи.
Конечно же, сказывается и заработная плата, которая сегодня в среднем по предприятию составляет около 1 100 рублей, что заметно ниже, чем в среднем по Минску. Из-за непростого финансового положения пришлось на время приостановить отдельные бонусы, предусмотренные коллективным договором. Но Александр Забелло убежден, что эти трудности временные.
Александр Леонидович, который возглавил «Минскхлебпром» менее двух месяцев назад, в их возникновении не склонен видеть только человеческий фактор, то есть обвинять команду предшественников. Сказалась и общая экономическая ситуация в стране и мире. Например, он убежден, что государственное ценовое регулирование не должно автоматически распространяться на все виды хлеба, одинаково ограничивать цены и на простые, и на элитные при том, что цены на некоторые ингредиенты, входящие в состав продукции «Минскхлебпрома», только за последний квартал выросли в два и более раза. Непросто выстраиваются отношения и с торговыми сетями, которых в столице в два раза больше, чем в любой из областей страны. Нуждается в реформировании и работа собственного коммерческого аппарата: сегодня мало проводить хлеб до ворот завода, надо сопроводить его до хлебной полки в магазине. Мало просто продать свою продукцию, нужно реализовать ее с максимально возможной рентабельностью. Предстоит также решить ряд других ответственных и очень важных задач.
Нынешний генеральный директор, за плечами которого богатый управленческий опыт (Александр Забелло работал заместителем председателя Белкоопсоюза, первым заместителем министра торговли, возглавлял «Белгоспищепром»), убежден, что на безубыточную работу «Минскхлебпром» выйдет уже в этом году. Это позволит повысить заработную плату и вернуть выплаты, предусмотренные коллективным договором.
Главный залог этого — работоспособный коллектив и его богатые традиции. Сегодня в «Минскхлебпроме» здоровое сочетание опыта и молодости, так как треть работающих на предприятии составляет молодежь до 31 года, а треть — это ветераны, проработавшие 20 лет и более. У многих при этом в трудовой книжке всего одна запись — «Минскхлебпром».
— Такие люди — это не только наша гордость, но и главная наша опора, — говорит Александр Забелло.
Справочно
Хлебную классику и новинки «Минскхлебпрома» можно будет не только увидеть, но и продегустировать во время празднования Дня Независимости Республики Беларусь как на центральной городской праздничной площадке, так и в парке имени Михаила Павлова.
Фото Ирины Малиновской, Сергея Лукашова и Тамары Хамицевич
Смотрите также: