В 2022 г. в детском технопарке планируют ввести новое направление, связанное с изучением биотехнологий
В Национальном детском технопарке появилось новое направление — инженерная экология. Корреспонденты газеты «Вечерний Минск» узнали, чем занимаются школьники.
В столицу съехались 40 талантливых ребят со всей страны для мозгового штурма: в детском технопарке очередная образовательная смена. Для школьников ноябрь — познавательный интенсив, череда лекций и мастер-классов от ученых и преподавателей вузов. Но самое интересное — работа в лабораториях, где они ставят опыты и эксперименты. Сфера интересов любознательных детей — робототехника, зеленая химия, информационные и компьютерные технологии.
И еще одно новенькое направление — инженерная экология. Сейчас большую часть времени ребята проводят в Белорусском государственном технологическом университете на кафедре промышленной экологии. Преподаватели помогают им справиться со сложной теорией, без которой ученым точно не станешь и затеряешься в лабораторных пробирках и приборах. Параллельно школьники осваивают методы проведения исследований, посещают музеи и научные комплексы.
10:00. Экологические дискуссии
Школьников встречают на кафедре. Ее заведующая Анна Лихачева является и научным куратором ребят. В конце смены им необходимо подготовить и защитить исследовательский проект на экологическую тему — предложить способ спасения окружающей среды от загрязнения.
— В лабораториях вуза дети получают ценный опыт, который они не приобретут в школе. Надевают белые халаты, натягивают перчатки — и от оборудования и пробирок их не оторвать, — улыбается А. Лихачева.
Новое направление в детском технопарке открыли весьма своевременно. Потребность в специалистах-экологах будет только возрастать.
— Проблемам охраны окружающей среды, безусловно, уделяют внимание. Правда, в большей степени на популистском уровне. Да, она загрязнена. Да, нужно сортировать мусор… Наша же цель — показать источники проблем, к чему и каким последствиям они приводят и какое решение для улучшения ситуации можно предложить, — поясняет собеседница.
Она замечает, что сегодня в интернете полно безграмотных публикаций, которые вводят в заблуждение. Из-за этого многие важные проекты тормозятся с точки зрения экологии. И приводит ребятам пример. В Беларуси образуется довольно много опасных отходов, для правильного захоронения которых нужны специализированные полигоны. Но есть только один республиканского значения. А необходимы минимум два-три. Общественность же против их строительства. И процесс, естественно, тормозится.
— Полигон — природоохранное сооружение. Если правильно его организовать, это не оказывает существенного воздействия на окружающую среду. Поэтому ученые проводят мониторинги на прилегающих к нему территориях, например, контролируют состав подземных вод, чтобы своевременно выявить отклонения, — рассказывает заведующая кафедрой.
Ребята также вступают в дискуссию и вспоминают общественный резонанс, связанный со строительством Белорусской АЭС.
— Любой такой объект представляет потенциальную опасность, но при этом мы не обойдемся без собственных энергоресурсов. В Беларуси нет альтернативных источников энергии, которые могли бы полностью компенсировать потребности страны. На стадии проектирования необходимо учесть все опасности и риски. Со студентами мы анализировали эту проблему, изучали проект, по которому строилась станция. Он действительно хорош. Учтен большой опыт российской науки. Сегодня это один из лучших вариантов, где предусмотрено все, чтобы минимизировать воздействие на окружающую среду, — поясняет собеседница.
11:00. Время экспериментировать
Учащиеся отправляются в лабораторию.
— Эксперименты, конечно, интереснее всего, — рассказывает школьница Ульяна Антоник. — Недавно вернулись из научной экспедиции. Вдоль Свислочи расположен небольшой парк, где часто занимаются физкультурой студенты БГТУ. Мы взяли пробы листьев и почвы и теперь будем исследовать их на содержание тяжелых металлов. Это то, что вредит окружающей среде. А скоро отправимся за пробами воды.
Задача ребят — оценить, в каком состоянии находятся река и ее берега. А также попробовать очистить сточные воды от ненужных примесей и выработать рекомендации для специалистов находящихся поблизости предприятий.
Улавливаем в лаборатории странный запах — жженой листвы. И не ошибаемся. На специальных электрических плитах медленно тлеют горстки этого природного материала.
— Процесс озоления, — замечает Иван. — Таким образом мы удаляем все органические вещества из проб. А почву озоляем в муфельных печах. Затем будем исследовать получившуюся золу. Методы — фотоколориметрический, ионометрический и другие.
12:00. Исследование деревьев
Школьники идут в ксилотеку вуза. Это место с особенной энергетикой: здесь находится коллекция древесных пород со всех континентов Земли. Есть уникальные и редкие образцы древесины растений, находящихся на грани исчезновения.
Абсолютно всех юных экологов удивил мореный дуб. Это ценный природный материал. В музее есть его бруски возрастом 200, 6 500 и 11 000 лет! Как такое возможно? Оказывается, рассказали ребята, дуб, который много столетий и тысячелетий находится в воде, приобретает уникальные свойства: становится очень плотным и приобретает привлекательный темно-рыжий оттенок. В Беларуси есть запасы мореного дуба в поймах рек, например Припяти, Днепра, Немана… Используют его для получения шпона при производстве эксклюзивной мебели. Стоимость 1 кубометра такой древесины — от 6 000 долларов! Высушить мореный дуб очень непросто: если не соблюдать технологию, можно превратить ценнейший материал в кучу щепы.
Вообще, каждый день образовательной смены у юных ученых наполнен новыми знаниями и впечатлениями. Ребята хором уверяют: им в детском технопарке очень нравится.
Справочно
В январе-феврале здесь планируют ввести новое направление, связанное с изучением биотехнологий.
Фото Тамары Хамицевич