Детский возраст от полутора до трех лет — время активного познания мира и развития речи, возрастных кризисов и подготовки к детскому саду. О самых важных и нужных детских книгах в этот период корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала практикующий логопед-дефектолог, блогер и автор пособий по речевому и когнитивному развитию Елена Кравчун.
Не только для чтения
В возрасте, который еще называют тоддлеровским, очень важно закрепить первоначальный интерес ребенка к книгам. Например, пополнив читательскую полку картонными изданиями. Во-первых, они более крепкие, поэтому их можно без опаски давать малышам в руки. Во-вторых, в них легче и удобнее перелистывать страницы. Ближе к трем годам, когда дети уже бережнее обращаются с книгами, можно добавить картонные варианты с окошками.
Также в это время все еще остаются актуальными интерактивные издания, о которых мы рассказывали ранее.
— До двух лет мы делаем упор на книги-игрушки с подвижными элементами и вставками из разнообразных материалов, а после переходим на литературу, которая взаимодействует с малышом текстовой и изобразительной составляющей. Это могут быть книги с загадками или варианты, в которых нужно погладить страницы, постучать или подуть на них. Либо, как в книжке «Кто пришел потом?», по подсказкам догадаться, кто исчез, а кто появился на картинке. Большой плюс, если при этом используется указательный жест — это помогает пальцевой организации, — поясняет Е. Кравчун.
Уже в 2–3 года домашнюю библиотеку можно пополнить визуальными словарями и виммельбухами, которые не столько читают, сколько рассматривают. Первые состоят из картинок с подписями, объединенных по категориям, — это знакомые детям изображения игрушек, еды, животных и окружающих предметов. Более сложный вариант — виммельбухи с большими сюжетными иллюстрациями. Ребенок может развивать внимательность, находя на них предметы или персонажей, и обсуждать со взрослым происходящее на картинке. Хорошие примеры таких книг — это «Год в лесу» и книжки-малышки серии «Найди и покажи» на разные темы.
И стихи, и сказки, и истории
На протяжении всего нежного возраста стихи остаются лучшими произведениями, которые помогают малышам развивать фонематический слух благодаря ритму и рифме. Есть в них еще один плюс: они тренируют концентрацию и усидчивость ребенка в подвижные и активные 1,5–3 года. Каждый столбик или четверостишие — это законченная маленькая история со своей картинкой, поэтому удержать на них внимание гораздо проще.
— Книги со звукоподражаниями и простыми фразами также стоит иметь в каждой детской библиотеке, — продолжает специалист. — Хорошо знакомые нам «му-му», «би-би» и другие примеры перевода неречевого шума в речевой необходимы для развития фонематического слуха, на котором в дальнейшем строятся навыки чтения и письма. Книги с образцом простых, но развернутых предложений показывают ребенку, как звучит правильная, литературная речь. Когда малыш слышит ее раз за разом, то сначала повторяет знакомые предложения, а затем учится составлять их сам. Обычная разговорная речь не формирует такого образца, ведь в быту мы чаще всего обмениваемся обрывочными фразами.
В раннем возрасте уже можно приступить к чтению полноценных историй с одним персонажем и простым линейным сюжетом. Обычно это книжки-путешествия, в которых главный герой куда-то идет и кого-то встречает. Небольшие кусочки текста — максимум 3–4 предложения на страницу или разворот — должны сопровождаться иллюстрациями, чтобы малышу было легче разобраться в повествовании.
— Сказки — это тоже вариант книг с простым линейным сюжетом. Не все они понятны современным читателям, и это нормально. Изначально сказки создавались не для развлечения, а для безопасности: они учили детей, куда нельзя ходить и что нельзя делать. Это был свод правил социального поведения, выраженных прямо или через аллегории. Конечно, не все они актуальны для современных детей. Однако если в сказках отсутствует явное противоречие современным представлениям об этике, морали и нормах, то в них нет ничего плохого — можете читать их в свое удовольствие, — комментирует Е. Кравчун.
Коротко о важном
Примерно в два года у малышей начинается тот самый возрастной кризис, которого так боятся родители: переход от раннего возраста к дошкольному и становление личности ребенка часто сопровождается протестами, упрямством и вспышками недовольства. Нелишними в этот сложный период будут книги по эмоциональному интеллекту: они рассказывают о базовых эмоциях (грусть, радость, обида и другие), о том, как их распознавать и как с ними справляться.
— Еще одна важная группа изданий — на тему детского сада. Перед тем как отдать ребенка в дошкольное учреждение, я бы порекомендовала подготовить его к этому: рассказывать, как проходит день в саду, какие дети туда ходят и чем они там занимаются. Часто такие книги пересекаются с темой эмоций, которые могут «зашкаливать» в новой обстановке. Начиная читать об этом заранее, мы облегчаем адаптацию в детском саду — это особенно важно для тревожных детей, — подмечает специалист.
Также важно в это время начать передавать ребенку знания о безопасности и личных границах человека.
— В 2–3 года мы уже можем объяснить своему чаду, что у него есть границы, учить их отстаивать и говорить «нет». Книг об этом не так много. Например, «Якоб говорит «нет» — картонная книжка для малышей, в которой маленький мальчик попадает в разные ситуации и говорит в них: «стоп, нет, не подходи, не делай, мне так не нравится». Ближе к трем годам мы предлагаем ребенку простые издания о строении человека и частях тела — и также постепенно формируем понимание его границ, — добавляет А. Кравчун.
И конечно, в раннем возрасте малышу уже можно говорить, как сильно мы его любим и ценим несмотря ни на что. Книг на эту тему не так много, но есть среди них настоящие жемчужины, например «Моя любовь» Астрид Деборд или «Что бы ни случилось» Деби Глиори. Нелишними на любой домашней полке будут и книги о животных: домашних питомцах, лесных зверях или морских обитателях. Это могут быть не только истории, в которых главные герои ведут себя, как люди, но и визуальные словари с описаниями разных видов — первые энциклопедии малыша.
Фото Сергея Пожоги