В БИТВЕ ЗА БЕРЛИН. Козлевич из «Золотого теленка», физрук из «Приключений Электроника». Война и сцена Николая Боярского
Актер Николай Боярский прошел дорогами Великой Отечественной от первых недель до Победы. Был ранен, бежал из плена, освобождал в том числе белорусские города. О жизни и судьбе актера — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Кард из фильма «Золотой теленок»
Из семьи священника
В отличие от своего племянника Михаила, знакомого каждому по роли д’Артаньяна, Николай Боярский не был всесоюзной знаменитостью. Однако после премьеры фильма «Золотой теленок» (1968) многие его запомнили в образе скромного и стеснительного водителя Адама Козлевича, чью машину Остап Бендер прозвал «Антилопой-Гну». Казалось, в жизни Николай столь же скромен, немногословен и даже робок.
Но вот что сказано в одном из его наградных листов: «Приказом ВС 43-й армии 3-го Белорусского фронта старший сержант Боярский награжден орденом Славы 2-й степени за то, что 8 апреля 1945 года в центре Кёнигсберга ликвидировал немецкого снайпера, взял в плен двух гитлеровцев. В тот же день в районе зоологического сада, того же города, автоматным огнем уничтожил шестерых фашистов, а остальных 14 солдат из группы взял в плен и доставил в штаб».
Николай Александрович родился в 1922-м в городе Колпино под Петроградом. Отец был протоиереем обновленческого Священного Синода, признавшего советскую власть. Сторонник христианского социализма пользовался уважением в рабочей среде, открывал бесплатные столовые. К нему шли бедняки, пропойцы, люмпены. Все знали: поругает, поговорит, поможет. Но в 1937 году его расстреляли якобы за антисоветскую деятельность. Дед Николая по материнской линии до революции директорствовал в Государственном банке Российской империи. Мать Екатерина Николаевна выжила в период большого террора, преподавала английский, французский, немецкий языки в Ленинградской духовной семинарии. Непростая семья.
Братья Алексей и Сергей старше Николая на 10 и 6 лет. Они еще в 1930-е окончили театральные вузы. Благодаря им Боярский в 1935 году в возрасте 13 лет оказался на съемочной площадке. В ленте «Бесприданница» сыграл эпизодическую роль подростка. И, что называется, заразился профессией.
По окончании школы поступил в Ленинградский театральный институт. Однако уже через год, в июле 1941-го, ушел на фронт добровольцем.
За отвагу
Сначала Николай принимал участие в обороне Ленинграда, в декабре 1941-го был тяжело ранен в грудь. После лечения его направили под Ростов, где он попал в окружение, а потом в плен. Бежал. Местные деревенские жители прятали молодого бойца несколько недель, пока не пришли части Красной армии. Боярский считал, что повезло. Его историю задокументировали как побег из-под конвоя, а не из плена, то есть не из комендатуры или лагеря, где уже мог состояться допрос. Иначе отправили бы в штрафбат, особенно с учетом биографии сына врага народа.
После этих событий Николай стал стрелком в строевом полку на 4-м Украинском фронте. В Мелитопольской операции получил медаль «За боевые заслуги». Потом воевал на 1-м Прибалтийском фронте. Первый орден Славы получил в октябре 1943 года за уничтожение из автомата 11 гитлеровцев, пытавшихся переправиться через реку и зайти в тыл советских подразделений.
В июне 1944-го участвовал в Витебско-Оршанской операции, разгроме левого крыла немецкой группы армий «Центр», освобождал Полоцк.
В августе того же года в Литве в районе реки Венты забросал гранатами фашистскую разведгруппу из шести человек, получил медаль «За отвагу».
Орденом Красной Звезды актера наградили в Восточной Пруссии: в январе 1945-го во время отражения контратаки противника из ручного пулемета уничтожил 18 солдат.
Кроме того, Боярский был удостоен ордена Отечественной войны I степени, медали «За взятие Кёнигсберга», медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Кадр из фильма «Приключения Электроника»
Знали лишь близкие
В 1945 году фронтовик вернулся в родной театральный институт. А после его окончания три десятилетия служил в Ленинградском драматическом театре имени В. Ф. Комиссаржевской. Правда, в 1964-м из-за конфликта с главным режиссером перешел в Театр имени Ленсовета, но потом вернулся в прежний коллектив.
С самого начала карьеры показал себя мастером гротеска, сыграв в 1949-м короля Карла II в спектакле «Дон Сезар де Базан». В 1957 году Ленинградское телевидение сделало телеверсию постановки.
Если не считать эпизода в «Бесприданнице» в середине 1930-х, в кино впервые появился в 1965-м в ленте «Музыканты одного полка», в которой военный оркестр царской армии агитируют перейти на сторону советской власти в период Гражданской войны.
Интересным оказался его «роман» с произведениями Ильфа и Петрова. В 1960-1970-е в Союзе телеспектакли пользовались большой популярностью. Они требовали меньшего бюджета, чем фильмы, поэтому можно было перенести на телеэкран театральную версию произведения, которое вызывало сомнение у руководства в Госкино СССР. Так, в телепостановке «12 стульев» (1966) Боярский исполнил роль Кисы Воробьянинова! Занятно, что Эллочку-людоедку сыграла Алиса Фрейндлих. А через два года Михаил Швейцер пригласил актера в свою картину «Золотой теленок».

Кадр из фильма «Новогодние приключения Маши и Вити»
В фильмографии Николая Александровича свыше 30 работ. Больше всего он запомнился кинозрителям по лентам для детей и юношества. Кощей в «Новогодних приключениях Маши и Вити» (1975) получился слишком меланхоличным. Вероятно, такова режиссерская задача. А вот учитель физкультуры в «Приключениях Электроника» (1979) оптимистичный: думал, поймал удачу за хвост, не зная, что тренирует робота! Не забыли и его роль директора пионерлагеря в картине «Про Витю, про Машу и морскую пехоту» (1973).
И все же звание народного артиста РСФСР Николай Александрович получил за театральные работы. Прежде всего считался не киногероем, а известным ленинградским театральным актером, которому по плечу и комедии, и серьезные драматические роли.
Действительно, как и его персонаж из «Золотого теленка», Боярский оставался немногословным. Даже о заслуженных в период войны многочисленных наградах знали только самые близкие. Прожил 65 лет. Скончался в 1988 году в зрелом возрасте — старые раны дали о себе знать.
Еще материалы рубрики:
В БИТВЕ ЗА БЕРЛИН. Как лейтенант Пётр Тодоровский стал культовым советским режиссером
В БИТВЕ ЗА БЕРЛИН. Каким был Павел Винник — актер эпизода и солдат, бравший Берлин