В долгу остались. Или как не лишиться крова над головой за неуплату услуг ЖКХ
В жилом районе улицы Серова проверили имущественное положение семей, которые не платят за коммунальные услуги. Что выяснилось в ходе рейда, рассказывает корреспондент агентства «Минск-Новости».
Представители отдела принудительного исполнения, управления внутренних дел, расчетно-справочного центра (РСЦ) № 1 Октябрьского района отправились по адресам, откуда давно не поступали платежи за оказанные услуги ЖКХ. К рейду присоединились и наши корреспонденты.
Улица Асаналиева, 46: вплоть до отчуждения квартиры.
Жильцов одной из квартир работники РСЦ знают очень хорошо. Неоднократно встречались с ними и объясняли, что нужно погасить образовавшийся долг. Сейчас речь идет о сумме чуть больше тысячи рублей, но с каждым месяцем она продолжит расти, как и пеня за просрочку платежа. Дверь открыл супруг хозяйки квартиры.
В темной прихожей неуютно, в комнатах нужны основательная уборка и ремонт. Включить свет жилец не может — электричество давно отключили за неуплату. Оценка имущественного положения — неуд. Из того, что можно продать, чтобы погасить долги, — два старых телевизора. Но за них уж точно не выручишь нужную сумму.
— Вы понимаете, что, если не погасите задолженность, можете лишиться квартиры? — спрашивает начальник РСЦ № 1 Октябрьского района Жанетта Сироткина.
Такая перспектива у собственницы и проживающих с ней действительно есть. Администрация района вправе подать иск в суд на понуждение к отчуждению жилплощади. Если его удовлетворят, квартиру продадут, часть вырученных денег пойдет на возмещение долга, за остальные купят для неплательщиков жилье попроще. И не факт, что оно будет отдельным и со всеми удобствами.
Наш собеседник все понимает, семья постарается решить проблему. Ни он, ни жена сейчас не работают, а вот дочки якобы трудоустроились и с ближайшей зарплаты деньги за ЖКУ внесут. Время еще есть: последний срок — 25-е число, хотя представители расчетно-справочного центра не верят, что жильцы этой квартиры образумятся, ведь не платят уже 13 месяцев и каждый раз обещают, что вот-вот вернут долги.
— Выселение — крайняя мера, которой предшествуют другие, — объясняет юрисконсульт РСЦ № 1 Октябрьского района Лилия Кутынко. — В частности, ограничили всех проживающих в квартире в праве управлять транспортным средством, на выезд за пределы страны, прекратили обслуживание электрощита. Если эта семья до 25 апреля не оплатит хотя бы часть суммы, снова придем с судебными исполнителями для повторного обследования имущественного положения. По его итогам могут прекратить исполнительное производство в связи с невозможностью взыскания. Это станет основанием для подготовки документов в суд на понуждение к отчуждению квартиры.
Улица Асаналиева, 60: конфисковать нечего.
Дом неподалеку от предыдущего. В нем тоже есть жильцы, которые предпочли не платить за услуги ЖКХ, и вот уже 8 месяцев долги множатся. В отличие от предыдущей эта жилплощадь государственная, а значит, из нее неплательщиков могут выселить на улицу.
За дверью раздается лай собак, хозяева долго не открывают. Через какое-то время на пороге появляется пожилая женщина, а на лестницу вырываются два четвероногих питомца и скрываются в неизвестном направлении. В эту квартиру также не подают электричество. Пытаемся поговорить с хозяйкой и ее сыном-инвалидом, но создается впечатление, что они нас не понимают. Осматриваемся: здесь нет ничего, что можно конфисковать в счет оплаты долга. А он немаленький — почти 2 тысячи рублей. На кухне нет и следа еды.
— Чем вы питаетесь? — спрашивают участники рейда.
— Водой, — отвечает жительница и добавляет, что раньше ей платили пенсию, а теперь нет.
Как так вышло, ответить затрудняется. Спрашиваем, помогает ли семье кто-нибудь — родственники или социальный работник. Говорит, что нет.
Когда выходим из квартиры, Жанетта Сироткина объясняет: РСЦ хочет помочь, можно перевести жилплощадь из арендной в разряд социальной, учитывая тяжелое материальное положение жильцов. Но для этого они сами должны обратиться в администрацию района, чего не делают.
Семьей могли бы заняться и органы соцзащиты, но опять-таки по заявительному принципу. Обо всех этих возможностях специалисты говорили с неплательщиками, но те не заинтересовались.
Лилия Кутынко добавляет: исполнительные документы на должников направлены в фонд социальной защиты населения. Из пенсий обоих жильцов часть взыскивают на оплату ЖКУ. Однако эти суммы гораздо меньше тех, что начисляют в извещениях.
Улица Асаналиева, 9: а как же дети?
И здесь государственная арендная квартира, за которой тянется шлейф долгов. Сумма перевалила за 3 тысячи рублей. Основная нанимательница долгое время не была официально трудоустроена, поэтому возможности вычитать из ее зарплаты деньги на погашение задолженности не было. Теперь женщина нашла работу.
С ней в квартире живет дочь — незамужняя многодетная мать в отпуске по уходу за ребенком. Она и открыла дверь участникам рейда. Несмотря на то что семья игнорирует оплату ЖКУ, ни свет, ни воду им не отключили. Как объясняют сотрудники РСЦ, они стараются не лишать услуг должников, у которых маленькие дети. Но всему есть предел, возвращать долги семье все же придется.
— 50 рублей раз в 3 месяца — это не оплата, — констатирует Лилия Кутынко. — Ничто не мешает районной администрации подать документы на выселение семьи из квартиры, поэтому, пожалуйста, расставьте приоритеты. Определите для себя сумму и оплачивайте ее ежемесячно, постепенно погашая задолженность.
— Я написала расписку судебному исполнителю, что с пособия по уходу за детьми буду платить каждый месяц 100 рублей, — говорит многодетная мама. — В этом месяце не получилось, заплатила меньше, но в дальнейшем обещаю. И у мамы из зарплаты 200 рублей высчитали на погашение долга.
После беседы появляется надежда, что со временем семья выберется из списка неплательщиков. Кажется, они осознали: продолжая отмахиваться от коммунальных платежей, могут оказаться на улице.
Справочно
На обслуживании РСЦ № 1 Октябрьского района — 13 556 лицевых счетов. Просроченная задолженность у 800 из них. Как и везде, большинство должников не платят за оказанные услуги до 2 месяцев. На втором месте семьи, шлейф долгов за которыми тянется от 2 до 6 месяцев. Таких лицевых счетов 185. Тех, кто игнорирует начисления от полугода до года, — 15, более года — 23.
В РСЦ используют разные возможности выйти на контакт с должниками. Помимо личных визитов в квартиры, отправки писем, активно задействуют Интернет. У центра есть свои странички в соцсетях, через которые находят неплательщиков. Общаются с потребителями ЖКУ, забывающими, что за услуги нужно платить, и посредством мессенджеров.
Фото Сергея Лукашова