1200 90

В конце XIX века пожары — бич Минска. Как спасали тогда город власти

MK eksklyuziv880h102

Крупный пожар в дореволюционном Минске мог обернуться массовыми проверками, а смета на новый дом для погорельцев — вырасти в разы. Подробнее — в материале корреспондента газеты «Минский курьер».

Происшествие

Пожары в дореволюционном Минске были обыденностью. Взметнувшееся ввысь пламя тут же собирало толпу горожан, пытавшихся побороть стихию. Сбегались жители окрестных домов, даже дальних. Все понимали: огонь может перекинуться на соседние постройки и уничтожить их. Чаще всего общими усилиями пожар удавалось локализовать и потушить. В апреле 1886 года «огненный петух» вырвался из-под контроля.

izobrazhenie viber 2021 10 13 15 43 01 88818 апреля в 12:00 полыхнуло на Троицкой горе. Загорелось сено в сарае почтосодержателя Гурвича. Почтовые лошади выскочили из конюшни и галопом понесли по ул. Александровской (ныне М. Богдановича). Пламя полностью охватило сарай. Погода стояла ветреная, и вскоре оно перекинулось на шесть соседних зданий. Вольная пожарная дружина быстро прибыла на место. Вместе с соседями огнеборцы стали на защиту строений, расположенных рядом. Поливали крыши и стены водой, тушили разносимые ветром угли. Особо не церемонились. Дом Пржеемского, находившийся ближе всего к одному из горящих строений, сломали. Так пожар удалось локализовать и в течение часа потушить.

Глубокой ночью 20 апреля полыхнуло в районе Замчища. Огонь быстро перекидывался с одного здания на другое. Был уничтожен обширный квартал в районе ул. Замковой, Старо-Мясницкой и Подзамковой. Теперь это район пр. Победителей напротив площадки у Дворца спорта. Выгорело 57 дворов, а 213 семей остались без крова.

Полыхало почти семь часов. Дружинники поняли, что справиться с таким пожаром они не смогут. Все силы бросили, чтобы не дать распространиться огню дальше. Где можно, крыши строений укрыли мокрым брезентом. Поняв, в какую сторону расползается пламя, устроили «пожарную засеку». Для этого пришлось снести с десяток домов и сараев. Лишь в 8:00 огнеборцы смогли ступить в центр выгоревшего квартала.

Благодарность

Два страшных пожара вызвали волну сострадания в городе. В одночасье 2 тыс. человек остались без крова, пожитков и средств к существованию. Конторы и учреждения объявили сборы пожертвований в пользу погорельцев. При Минском вольном пожарном обществе создали комитет помощи пострадавшим. Возглавил его член правления общества и старший помощник начальника охотников Виктор Деевич Кривошеин. Это был весьма уважаемый человек в Минске — гласный 1-го разряда Минской городской думы и член городской управы. Сегодня его должность можно сравнить с заместителем председателя Мингорисполкома. В. Кривошеин принимал непосредственное участие в ликвидации этих пожаров!

Главным междугородним центром сбора помощи неожиданно стала газета «Минский листок». Напечатанные в ней объявления о приеме денежных средств увидели редакторы многих газет Российской империи. Вместе с перепечаткой подробностей пожара они разместили и просьбу о посильной помощи. Так что в адрес минской редакции стали приходить переводы практически со всей России.

«Минский листок» на своих страницах публиковал имена добродетелей и сумму их пожертвования. Например, уроженцы Минщины, учившиеся в московском университете, прислали 21 рубль, Паричская духовная семинария выслала 7 рублей, редакция пожертвовала 3 ру бля. Особенно отличился один мальчик — маленький Вовочка, — принесший 2 рубля. По тем временам баснословная сумма для детворы! Для сравнения: 450-граммовая буханка черного хлеба стоила 3-4 копейки в зависимости от свежести, а кило мяса — 12-16 копеек.

Особую благодарность заслужили члены Минского вольного пожарного общества. Мало того что они добровольно сражались со стихией, так еще и рисковали здоровьем. В пожаре 18 апреля пять членов общества получили различные травмы. Несмотря на это, они вновь боролись с огнем ночью 20 апреля.

Пожар на Замчище стал бедствием городского уровня. Как положено в таких случаях, к борьбе с ним привлекли армию. По тревоге подняли Минский гарнизон. Пехота, вооруженная винтовками, встала на караул вокруг квартала, охваченного огнем. Солдаты охраняли дома, покинутые встревоженными жителями, и домашний скарб, вынесенный на улицы. Помогали полицейским поддерживать порядок, отгоняя зевак. В непосредственном тушении пожара участия они не принимали: не могли выпустить из рук оружие, в отличие от артиллеристов, явившихся к зоне бедствия без вооружения. Они здорово помогли в борьбе со стихией. Правда, могли внести куда больший вклад. Дело в том, что военные выполняли только команды начальства и полицейских, а не пожарных. Огнеборцам приходилось сначала искать подходящего командира, чтобы отправить группу артиллеристов на нужный участок. Так терялись драгоценные минуты. Впоследствии члены вольного пожарного общества обратились к властям с просьбой наделить их командирскими полномочиями на время пожара. Еще одна причина проволочек — отсутствие у военных инвентаря. Топоры, ломы, багры, ведра и лестницы приходилось искать у домовладельцев.

Наказание

Молва о том, что пожары были делом рук поджигателей, вынудила власть взяться за страховщиков. Люди твердили: слухи о грядущем буйстве «огненного петуха» появились заранее. Некоторые домовладельцы застраховали свои дома на крупные суммы и вывезли из них всё ценное имущество. Когда приготовления завершились, нанятые ими темные личности выпустили «всепожирающего петуха». Ушлые домовладельцы остались в плюсе после страховых выплат.

Pavel Rusak 13 of 37 kopiyaТолько вступивший в должность минского губернатора князь Трубецкой обратился в Министерство внутренних дел с просьбой заменить в городе страховых агентов на новых. Жители считали, что они неблагонадежны. Завышают темным личностям в разы цену страхуемого имущества. Например, дом в тысячу оценивают в 5 тыс. После этого он «нечаянно» превращается в пепел, как и десяток окружающих строений. Домовладелец получает большую страховую выплату, а агенты — сотни новых клиентов. Участники этой криминальной цепочки довольны, кроме погорельцев и напуганных домовладельцев. К тому же городская дума решила опустить максимальные суммы выплат по новым страховым договорам, чтобы они не превышали стоимость домовладения. Это сделали, чтобы успокоить горожан.

А еще наказали рублем и погорельцев, и их соседей. Дума отнесла выгоревшую местность к категории «квартал с каменной застройкой». Вместо деревянных домов людям предстояло возводить добротные каменные строения. Это огромные расходы, а жили там в основном небогатые минчане. Пришлось раскошелиться и жителям прилегающих деревянных домов. Их обязали крыть крыши несгораемыми материалами.

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Ценил сам Уолт Дисней. Мультфильмы уроженца Минска демонстрировались в США как наглядное пособие

Конёк-горбунок, гуси-лебеди, Снегурочка… Уроженец Минска создал десятки образов мультипликационных персонажей, которые остались в памяти нескольких поколений. О судьбе великого мультипликатора — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

lev milchin

Жанр пропаганды

Со второй половины 1940-х и до начала горбачевской перестройки с экранов детских кинотеатров в парках и с телевизионных экранов не сходили анимационные картины, снятые сразу после войны и в 1950-е годы. Речь о таких советских шедеврах, как «Конёк-Горбунок» (1947), «Гуси-лебеди» (1949), «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (1951), «Снегурочка» (1952), «Царевна-лягушка» (1954). Все и не перечесть. Уолт Дисней высоко оценивал названные работы и демонстрировал их коллегам в качестве наглядного пособия. Эти и десятки других мультфильмов объединяет то, что их художник-постановщик — Лев Мильчин.

1584048729669295 24 4 kopiya

Он родился в Минске в августе 1920-го. Отец Исаак Иосифович — советский живописец, график. Его выставки в 1930-е часто проходили в столице БССР. Семья проживала по адресу: пл. Свободы, 28. В раннем возрасте Лев полюбил мультипликацию. Она предоставляла свободу для полета художественной фантазии. Правда, первые анимационные ленты, которые он смотрел с отцом в минских кинотеатрах, были совсем не детскими. Жанр использовали как инструмент пропаганды. Так маленький Лев увидел мультфильмы «Межпланетная революция», «Китай в огне», оба 1925 года. В первом буржуа всех государств в ужасе от наступления пролетариата стартуют в космос, надеясь спасти награбленные капиталы. Но и там у них не получается увильнуть от мировой революции. Во втором пролетарии всех стран поднимаются на защиту восставших братьев в Китае. Дебютная по-настоящему детская анимационная лента «Сенька-африканец» по мотивам сказки Корнея Чуковского «Крокодил» вышла в СССР лишь в 1927-м.

В 1929 г. в Ленинграде на фабрике «Совкино» сняли первый цветной советский мультфильм «Почта». Прелесть в том, что в нем изображение синхронизировали со звуком, чего в цветной анимации ранее не делали. Картина шла широким прокатом по всему миру. Уолт Дисней взял технологию на вооружение. В 1934-м он в знак благодарности направил в Москву несколько коробок пленки с мультсериалом о Микки Маусе. Это был своего рода обмен опытом.

czarevna lyagushka 1953

Мировое признание

После просмотра полнометражной кукольной анимационной ленты «Новый Гулливер» в 1935 г. ученик Минской художественной школы № 2 Л. Мильчин понял: он точно знает, чего хочет от жизни. В 1939-м поступил на художественный факультет ВГИКа. На эту киноспециальность набор стал первым. Педагоги ценили будущих художников-постановщиков.

Двадцать второго июня 1941 г. молодой человек находился в Москве. Отец, мать, младшая сестра не сумели вырваться из пылающего Минска и вскоре погибли в гетто. Мильчин записался в ополчение. Успел поучаствовать в боях под столицей СССР. Но, когда в Ленинграде немцы полностью разбомбили здание фабрики «Совкино», погибли почти все мультипликаторы, работавшие там. Да и в Москве их почти не осталось. Художники-постановщики требовались на эвакуированные студии. Каким-то образом декан факультета ВГИКа Фёдор Богородский сумел вернуть Льва с фронта и в приказном порядке отправил в Алма-Ату, где начала действовать Центральная Объединенная киностудия художественных фильмов. Там он окончил ВГИК, выступил как художник-постановщик в нескольких игровых лентах. В 1945-м, вернувшись в Москву, устроился на «Союзмультфильм». Жить было негде. Ему оформили прописку прямо по адресу студии. Директор дал разрешение на ночные смены, что позволило спать на рабочем столе. Молодому человеку было 25 лет, но у него уже имелся опыт, а главное, никто не сомневался в его таланте. Рисовал он постоянно. Даже в компании за столом доставал карандаш и начинал делать наброски. Рисунки разлетались по друзьям и знакомым, Мильчин же не придавал им значения.

Во время работы над его первой анимационной картиной «Конёк-Горбунок» в подчинении Льва творили более 20 художников-мультипликаторов. Но главных персонажей он разрабатывал лично. Впервые применил при прорисовке люминесцентные краски, вот откуда колорит и яркость.

konek gorbunok 1947

В 1950 г. мультфильм получил Специальную премию жюри на IV Международном кинофестивале в Каннах. Интересно, что 30 лет спустя Мильчин сделал его ремейк, отмеченный Бронзовой медалью на VI МКФ в Тегеране. Ленты Льва Исааковича занимали призовые места на фестивалях в Аргентине, Болгарии, Великобритании, ФРГ. Советскую анимацию ценили во всем мире, права на показ закупали десятки стран. Полнометражные картины собирали хорошую кассу в кинотеатрах.

Гонорар пополам

В конце 1950-х на мультстудии, как и в архитектуре, началась кампания по борьбе с художественными излишествами. От большого формата начали постепенно отказываться. Мильчин уволился и устроился художником-постановщиком на «Мосфильм». Одной из первых он оформил ленту Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда» с Сергеем Юрским в главной роли. По сюжету ученый привозит в Москву с Памира дикаря из племени. Планировалось изобразить в картине советскую действительность глазами «человека со стороны», сатирически вскрыть «отдельные недостатки». Не сложно догадаться, что искрометную комедию положили на полку вплоть до 1988 г.

Творец был лишен тщеславия, высокомерия. Во время работы над «Женитьбой Бальзаминова» ему дали в помощь проворного ассистента, который вдруг попросил: «Лев Исаакович, вас все знают, уважают, а мне надо делать карьеру. Давайте в титрах я буду художником-постановщиком, а вы — декоратором! Гонорар пополам поделим!» И он согласился!

2cbddc546c3687421a97933e7b6ef700

Вернувшись на мультипликационную студию в 1963-м, Мильчин работал там еще 24 года, до самого ухода из жизни в 1987-м. Выступал в качестве режиссера, художника. Ему удалось вернуть формат полнометражного мультфильма. Например, в 1984-м он сделал «Сказку о царе Салтане» с хронометражем 56 минут. Трудился и над анимационно-игровой лентой «Мария, Мирабела», где рисованные персонажи действуют в одном кадре с артистами. А еще иллюстрировал детские книги, которые переиздают и сегодня. Впрочем, кино и мультфильмы, в создании которых он принял участие, тоже продолжают смотреть.

Читайте также:

Роковая красотка с несчастной судьбой. Вспоминаем советскую актрису Светлану Светличную

Стеснялся прессы, был Героем Соцтруда. Рассказываем об одном из первых почетных граждан Минска

Владимир Гуляев снимался в фильмах знаменитых режиссеров, но не многие знают, что предшествовало кинокарьере

Валерий Гаркалин пробовал поступать во все театральные вузы Москвы, но его отвергли. Карьеру начинал за ширмой в кукольном театре

Стал знаменитым еще в детстве, но надолго ушел из кино. Вспоминаем Романа Мадянова

Протестующие в Тбилиси закидали здание парламента петардами

Во время митинга в Тбилиси протестующие обстреляли парламент Грузии пиротехникой, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на РИА Новости.

Участники митинга пытаются сломать металлическое ограждение у здания и кидают петарды в окна. Полиция перекрыла входы в парламент, остановлено движение автомобилей по проспекту Руставели.

Справочно

В Грузии 26 октября состоялись парламентские выборы, по итогам которых выиграла правящая партия «Грузинская мечта». В парламент также прошли четыре оппозиционные политсилы, которые заявили, что не признают итоги голосования, и призвали сторонников выходить на митинги. Новая волна протестов в стране началась 28 ноября после того, как премьер-министр Ираклий Кобахидзе отложил вступление страны в Евросоюз до 2028 года.

Видео РИА-Новости