В машине, где сидел Булдаков, отказали тормоза. Как снимали фильм «Ради нескольких строчек»
На съемках у полуторки, за рулем которой сидел Алексей Булдаков, отказали тормоза. Оставалось надеяться только на чудо… Подробности – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
1944 год. После подрыва грузовика дивизионной газеты на мине сотрудники редакции остаются в живых. Но наборный шрифт для печати взрывной волной разбрасывает по округе. Газетчикам поступает приказ во что бы то ни стало издать очередной номер.
Дебют постановщика
Режиссера Александра Рогожкина многие считают отцом новой русской комедии и первопроходцем нового русского детективного сериала. В 1990-е он снял кинохит «Особенности национальной охоты» и цикл продолжений с общими персонажами, актерским составом и стилистикой. Именно он был режиссером первого блока серий телефильма «Улицы разбитых фонарей», который задал формат остальным 16 сезонам, разросся, как спрут, побуждая делать бесчисленное количество похожих детективных сериалов разного качества. Александр Владимирович работал в разных жанрах. Его картины настолько не похожи друг на друга, что с трудом можно поверить в авторство одного и того же человека. Например, в 1989-м вышла его лента «Караул» о дедовщине в Советской армии. Даже в годы гласности кино хотели запретить.
А фильм «Чекист» 1992-го по мотивам повести Владимира Зазубрина «Щепка», честно говоря, сложно досмотреть до конца, так как в нем без прикрас показано, как каждодневные убийства в подвалах ЧК превращались в рутину, ломая сознание работников карательного ведомства. Удивитесь, но картина была представлена в программе Каннского кинофестиваля в 1992 году.
В начале жизненного пути Рогожкин получил диплом историка-искусствоведа в Ленинградском государственном университете, потом учился на художественно-графическом факультете. Лишь в 1982-м, в 32 года, окончил режиссерский факультет ВГИКа. После двух первых короткометражек в 1985-м ему разрешили снять первую полнометражную картину. Начинающий постановщик выбрал для экранизации повесть Михаила Алексеева «Дивизионка», назвав ленту «Ради нескольких строчек». Она и стала его дебютом.
Как утверждал режиссер, он где-то вычитал усредненную статистику: солдаты, находящиеся на войне годами, непосредственно в бою проводят не более 5 % от общего времени, а остальные 95 % — это тяжкий военный быт, ожидание, перемещение, отношения людей, проявление их характеров. Об этом Рогожкин решил снять свое первое кино.
Старт знаменитостей
Главную роль лейтенанта Егорова сыграл Никита Михайловский. Несмотря на свои 20 лет, он был настоящей звездой после ленты «Вам и не снилось» (1980). Актер казался слишком интеллигентным для антуража войны, однако режиссеру требовался типаж человека вне времени. Рогожкин пригласит Михайловского и в свою следующую картину «Мисс миллионерша», а спустя всего три года на «Ленфильме» узнали страшную новость: 27-летний Никита смертельно болен лейкозом.
В этой же ленте режиссер впервые работал с актерами Виктором Бычковым и Алексеем Булдаковым (в тот период играл на сцене минского Театра-студии киноактера). Виктор в картине исполнил роль немецкого стрелка, Алексей — военного шофера Максимовича. Спустя 10 лет, когда на экраны выйдет кинохит «Особенности национальной охоты», они сразу же окажутся знаменитыми, фразы их персонажей, егеря Кузьмича и генерала Михалыча, уйдут в народ, а имена героев станут торговыми марками водки. А это, как вы понимаете, высшая степень популярности в постсоветский период!
Снялись в картине и два в ту пору известных актера: Владимир Еремин сыграл лейтенанта Лубицкого, а Сергей Проханов — поэта-любителя Ковалева. Забавен образ графомана, стихи которого никому не нравятся, кроме самого рифмоплета.
Мат переозвучили
Работа над фильмом проходила в спокойной непринужденной обстановке. Уже тогда проявилась позитивная рогожкинская манера снимать легко. Все, кто работал с этим режиссером, отмечали: чувствовали себя не холопами, что часто бывает на площадке, а скорее друзьями постановщика.
Благоприятную обстановку создавало и то, что съемки проходили в Закарпатье в Западной Украине. Группа жила в гостинице Ужгорода. А это приграничный район, рядом Венгрия. Вообще Закарпатье граничит с четырьмя странами: Польшей, Словакией, Венгрией и Румынией. В Ужгород просачивались дефицитные товары. Ленинградским киношникам казалось, что они попали в капиталистическую сказку. В шести ресторанах населенного пункта предлагали не типовое советское меню, а близкое к европейскому. В общем, сняв форму и смыв грим после съемочной смены, работники группы находили себе занятия по интересам.
Сам съемочный процесс не обошелся без чрезвычайных происшествий. В фильме есть сцена, где герой Булдакова пытается увести свою полуторку от преследования и вывести ее из-под обстрела. Представьте такую ситуацию: Алексей едет на грузовике по очень узкой горной дороге, идущей под уклон, и в какой-то момент понимает, что у машины не срабатывают тормоза — грузовик фактически неуправляем. А рядом в кабине сидит оператор и с плеча снимает его крупным планом. Естественно, потом то, что говорил актер в момент движения автомобиля, филигранно переозвучили, наложив на мат пристойные выражения. Бесконтрольный спуск продолжался довольно долго. К счастью, потом начался участок ровной дороги, грузовик потерял скорость инерции. Алексей въехал в огромный сугроб, который смягчил удар. Интересно, что все это время в кузове находился режиссер, не понимавший, что происходит. Он даже пытался стучать кулаком по крыше кабины, пока едва не вылетел за борт.
Для Валерия Захарьева, исполнявшего роль наборщика дивизионной газеты, съемки могли завершиться трагически. В фильме есть сцена, в которой он бежит с горы для доклада командиру. Оператору понравилось, как снег играет на солнце, и он, пытаясь сделать сцену более колоритной, раз десять гонял актера на очередной дубль. А ведь на высоту еще нужно было подняться, чтобы потом быстро с нее сбежать. Закончилось тем, что у 32-летнего мужчины случился сердечный приступ. Благо недалеко в горах находился военный госпиталь, и Захарьева успели туда доставить для оказания помощи.
Коллеги и зрители приняли дебютную картину Рогожкина хорошо, а начальство — с подозрением. Фильм о Великой Отечественной без артобстрелов и подвигов насторожил. К истории о малоизвестных военных буднях без привычных клише чиновники отнеслись с опаской, имея привычку видеть на экране те самые боевые 5 % военного времени, а не 95 %, которые в лучшем случае оставались в литературе и памяти участников событий.
Еще материалы рубрики:
Никита Михалков едва не погиб. Как снимали фильм «Собака Баскервилей»
Режиссер искала исполнителей через детские комнаты милиции. Как снимали фильм «Пацаны»
Смотрите также: