От короткого мультфильма о Незнайке специалисты киностудии дошли до полнометражной 3D-анимации. В преддверии 100-летия белорусского кино корреспонденты агентства «Минск-Новости» узнали о прошлом и настоящем Национальной киностудии «Беларусьфильм».
За плечами именитой киностудии — целая история развития сферы и профессионального роста специалистов. По словам экскурсовода «Беларусьфильма» Елены Дроздовской, на сегодня число отснятых здесь художественных фильмов достигает 65, мультфильмов — около 300. А количество произведенных киностудией документалок и вовсе устремляется к 2 000.
Центральной тематикой картин все еще остается военная. Наиболее часто экранизируемыми белорусскими авторами за это время стали Василь Быков (20 фильмов), Владимир Короткевич, Алесь Адамович и не только. На киностудии также снимали лирические комедии, детские фильмы, многочисленные картины, посвященные становлению белорусского государства.
— Честно говоря, у нас даже были попытки снимать ужасы. В 2010 году киностудия представила общественности картину «Масакра», в основу которой легла действительно интересная история. Но на фоне уже существовавших в то время хорроров фильм не казался действительно страшным, — поделилась Е. Дроздовская.
Анимационная студия открылась только в 1971 году. И от короткометражной кукольной анимации под названием «Незнайка-поэт» специалисты пришли к полнометражной 3D-анимации «Песня Сирин». К слову, на ее создание потребовалось целых 4 года.
Возвращаясь к становлению «Беларусьфильма», стоит упомянуть, что все лучшие сказки советского периода были сняты именно здесь. И началась эта золотая эпоха с истории «Город мастеров» (1967 год). Уникальна картина тем, что она снята по пьесе Тамары Габбе, которая работала над ней в блокадном Ленинграде. В страшное, голодное время каждый спасал себя, чем мог. Так творческая деятельность автора вылилась в произведение, которое не только помогло самой создательнице, но и оказалось бесценным кинобагажом для последователей. Сказку по этой пьесе снял режиссер Владимир Бычков.
— Затем пошла «нечаевская эпоха»: «Про красную шапочку», «Приключения буратино», «Проданный смех», «Питер Пэн», «Рыжий, честный, влюбленный», — рассказала Е. Дроздовская. — Не менее запоминающейся стала музыкальная сказка, созданная для учеников старшего школьного возраста и взрослых, «Не покидай». Кстати, интересный момент: одного из героев этой картины (мальчишку) режиссер нашел на перроне метро. Тот, разумеется, не был актером и даже не мечтал об этом, но воплотить образ персонажа Леонид Нечаев смог именно в нем.
А лидером проката из всех фильмов, снятых на киностудии, является социальная драма Валерия Рыбарева «Меня зовут Арлекино». На большом экране эту картину посмотрело почти 42 млн зрителей. Своим фильмом режиссер смело заявил о существовании различных группировок и рассказал об их противостоянии. Из-за цензуры картина целый год пролежала на полке.
Не менее популярной лентой стали и «Белые росы» — они совсем немного уступили предыдущей работе в рейтингах. Примечателен фильм также тем, что он стал дебютом для российской актрисы Елены Каменковой. В нем она снялась в возрасте 6 лет. Сейчас на ее счету практически 300 работ в разных кинопроектах и 180 ролей озвучки.
Для большего погружения в деятельность киностудии от теории перешли к посещению цехов. Так, первым стал оружейный — удалось увидеть охолощенное оружие разных форм и назначений. Коллекция начала пополняться в 1990 году, а последнее поступление автоматов и не только датируется 2007-м.
После этого посетили костюмерные киностудии, битком забитые различными нарядами: от богатых одеяний князей до формы солдат Первой мировой. Любую представленную здесь вещь желающие могут арендовать за определенную плату. Услугой активно пользуются студенты театрального, специалисты, работающие над созданием фильмов, в том числе представители зарубежья, которые организовывают съемки в Беларуси.
Что касается солдатской формы, в основном в павильонах находится реплика, однако есть и оригинал — его носили на себе немецкие военные в 1945 году. Такие комплекты, разумеется, потрепанные, выцветшие, однако реконструкторами и режиссерами они ценятся крайне высоко.
Некоторые мундиры залиты фейковой кровью, и, по словам сотрудницы одной из костюмерных, люди, причастные к киноиндустрии, даже просят не смывать ее — это упрощает им подготовку к съемкам.
Цех с разнообразным реквизитом (от новогодних шаров и муляжей ружей до детских масок советского времени) стал финальной точкой нашего маршрута. Осмотрев многочисленные стеллажи, мы еще раз восхитились масштабностью хранилищ и заключили: 100-летней историей становления отечественного кино здесь пропитан буквально каждый павильон.
Фото Сергея Мицевича