В Минске более 200 мостов, путепроводов и подземных переходов. Насколько сложно обслуживать эти сооружения
Мост — самое первое инженерное изобретение человека, перебросившего однажды бревно через бурный поток. Но наладить переправу — это только половина дела. В Минске более 200 мостов, путепроводов и подземных переходов. Насколько сложно обслуживать эти сооружения, узнали у директора предприятия «Горавтомост».
Город транспортных конструкций
В Минске насчитывается свыше 100 мостов и путепроводов. Для сравнения: в Москве, площадь которой в семь раз больше, их около 450. Только через Свислочь в нашей столице проложено два десятка разнообразных мостов и мостиков. А добавить еще многочисленные эстакады, автомобильные развязки, подземные пешеходные переходы… Вот и получается, что Минск — город транспортных конструкций. Обслуживает это хлопотное хозяйство государственное предприятие «Горавтомост».
— Сегодня в хозяйственном ведении предприятия находятся 113 мостов и путепроводов, расположенных как в черте города, так и на МКАД. Мало кто из водителей их считал, поэтому подскажу: на Минской кольцевой 35 мостовых сооружений. Также на нашем балансе 106 подземных переходов. Многие из них эксплуатируются более 50 лет, — рассказывает директор ГП «Горавтомост» Иван Шаланкевич. — Примечательно, что все мосты в Минске послевоенные, в Великую Отечественную ни один из существовавших не уцелел.
— А сколько лет самому возрастному?
— Известный мост через Свислочь на проспекте Независимости сдан в эксплуатацию в 1951 году. Чуть моложе соседний на улице Первомайской: он построен в 1956-м.
Срок службы этих капитальных сооружений рассчитывался не менее чем на 100 лет, но в 1950–1960-е годы и даже в 1980-е никто из проектировщиков не мог предположить, что транспортная нагрузка будет возрастать в геометрической прогрессии. Сегодня мы подошли к ее пику. Современные средства видеофиксации позволяют полностью отслеживать автомобильные потоки в столице. Так, на МКАД интенсивность движения составляет 30–50 тысяч автомобилей в сутки, а на некоторых отрезках и вовсе достигает 100 тысяч. Это в разы больше, чем рассчитывали проектировщики. Если в 1960-е эта дорога была двухполосной, то сегодня полностью загружены все шесть полос.
Понятно, столь плотный автомобильный поток не может не сказываться на техническом состоянии мостов и путепроводов. Дважды в год специалисты нашего предприятия обследуют каждый из них, и в случае необходимости ремонт начинается ранее запланированных сроков. Мост в силу специфики своей конструкции постоянно находится в напряжении, требует диагностики технического состояния. Традиционно с началом ремонтного сезона наши специалисты переходят на круглосуточный режим работы.
Задание напряженное, но по плечу
— Иван Владимирович, если говорить о нынешней ситуации, то как складывается год?
— По объемам текущего ремонта мостов и путепроводов он достаточно напряженный. По состоянию на начало октября произведена полная замена покрытий на четырех объектах. Это мосты через Свислочь на улицах Кабушкина и М. Богдановича, мост через Цну на МКАД и путепровод на МКАД через улицу Шаранговича. В начале сентября приступили к полной замене слоев мостового полотна проезжей части путепровода улицы Аранской над Тростенецкой.
Не менее сложное задание по ремонту пешеходных переходов. Уже завершен ремонт девяти входных групп на трех из них. Переходы расположены на проспекте Победителей около дома № 9, проспекте Независимости напротив дома № 52Б и на улице Орловской. Сейчас идет обновление входных групп подземного перехода на проспекте Победителей в районе улицы Мельникайте.
— Многие подземные переходы оборудованы лифтами или подъемными платформами с наклонным перемещением. Последние еще называют коврами-самолетами. Насколько сложно обслуживать такое оборудование?
— Сегодня подъемными устройствами оборудовано около 40 % подземных переходов, находящихся в хозяйственном ведении предприятия. Скажу больше: безбарьерная среда расширяется, и помимо колясочных спусков все проектируемые подземные переходы должны оснащаться такими механизмами.
Конечно, определенные сложности в обслуживании есть. Подземный переход не отапливается, это не жилой дом. Зимой в отдельные периоды температура воздуха может опускаться ниже допустимых пределов, на оборудовании собирается конденсат, иней и даже лед. Электроника начинает работать со сбоями или вовсе выходит из строя, а это недопустимо, ведь подъемниками пользуются инвалиды и пожилые люди. Для ежедневного обслуживания лифтов и наклонных платформ создано специализированное подразделение, и работы этим специалистам хватает.
Делают столицу чистой
— В полную силу, конечно же, трудятся и самые незаметные работники вашего предприятия — уборщики подземных переходов.
— Все верно, законы гравитации никто не отменял. Вся пыль, грязь с улиц оседает именно в переходах. Конечно, на помощь приходят техника, средства малой механизации, используются современные поломоечные машины. Но это в крупных переходах, где сплошной поток людей. А на периферийных объектах с небольшой нагрузкой привычными рабочими инструментами остаются метла и швабра.
— Иван Владимирович, приближается профессиональный праздник — День автомобилиста и дорожника. Ваши поздравления коллективу, коллегам, ветеранам.
— Нас, как и мост, объединяет общая цель — заботиться о комфорте людей, создании для них максимальных удобств. Эта работа почетна и ответственна, особый подход к порученному делу диктует Год качества. Пусть каждый новый день приносит новые достижения, а оптимизм и уверенность в будущем станут вашими верными спутниками.
Доброго здоровья и семейного благополучия вам, вашим родным и близким!
Справочно
С начала года ремонт асфальтобетонного покрытия тротуаров выполнен на общей площади свыше 1,7 тысячи м2, ремонт облицовки — на площади 2,4 тысячи м2, ремонт конструктивных элементов сооружений — на площади более 4,6 тысячи м2, отремонтировано или заменено свыше 1 тысячи погонных метров перил. За этими объемами — труд работников «Горавтомоста».
Сегодня в хозяйственном ведении предприятия находятся 113 мостов и путепроводов, а также 106 подземных переходов.
Фото предоставлены предприятием