В Минске из торфа разрабатывают почвосмеси для рассады. В чем их особая ценность
В НАН Беларуси в 2024 году обратилась делегация Академии наук Вьетнама. Коллеги узнали, что Беларусь богата торфом, и захотели проверить, можно ли на торфяных субстратах выращивать кокосовую пальму. Что из этого вышло, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Постоялец из Вьетнама

В фондовых оранжереях Центрального ботанического сада (ЦБС) НАН есть горшки с диковинными посадками. В них зеленая поросль торчит из буро-коричневой сферы, напоминающей панцирь черепахи. Как оказалось, это ростки кокосовой пальмы! Проклюнулись они из скорлупы кокосового ореха, две трети которого находятся на поверхности почвы.

По словам заведующего лабораторией экологической физиологии и химии растений ЦБС НАН Беларуси Александра Яковлева, кокосовая пальма — это ценнейшая культура в Юго-Восточной Азии. В дело идут все ее части — начиная от корней и заканчивая скорлупой орехов. Кокосовая пальма используется в изготовлении продуктов питания, фармпрепаратов, одежды, предметов быта и даже в строительстве. Отметим, что Вьетнам входит в мировую десятку ведущих производителей и экспортеров кокосовых орехов ежегодным объемом производства около 2 млн т. Причем именно вьетнамские кокосы славятся высоким качеством. Неудивительно, что ученые из этой страны проявили интерес к поискам новых эффективных почвенных субстратов для выращивания своей «кормилицы».
— Кокосовая пальма требует почв с большим содержанием органических веществ, — подчеркнул А. Яковлев. — А их во Вьетнаме не так много. Поэтому наши коллеги решили попробовать торф для выращивания кокосовых пальм из орехов. Мы создали на его основе композиции для тропической экзотики. И вот результаты нашего эксперимента. Посмотрите, как хорошо развиваются ростки!

Действительно, торчащие из ореха узкие листья пальмы в горшке выглядели крепкими и развитыми.
Подходит всем
Оказывается, особенность торфа в том, что он позволяет создавать грунты для роста, развития и плодоношения растений с любых континентов.
— В торфе изначально отсутствуют опасные для растений инфекции и патогенные микроорганизмы, — отметил ученый-биолог. — Поэтому на торфяных субстратах можно выращивать здоровую рассаду различных культур. К тому же торф, особенно верховой, лишен какой-либо сорной растительности. Однако если добавить в такой грунт землю со своего участка или посадить в него уже зараженное растение, то возможны проблемы с заболеваниями и вредителями.
В ботаническом саду разрабатывают рецептуру грунтов на основе торфа для различных видов растений. По ним белорусские торфопредприятия выпускают различные почвосмеси.
— Торф всегда будет качественным грунтом для рассады, — сказал А. Яковлев. — Но при многократных посадках в нем со временем могут накапливаться болезнетворные микроорганизмы и вредители. Об этом нужно помнить.

В союзе с микробиологами
В Европе истощены уже почти все торфяные месторождения. Добыча ведется только в странах Прибалтики. Поэтому для создания грунтов ЕС ищет другие компоненты.
Зато в Беларуси насчитывается около 9 тыс. торфяных месторождений с запасами почти в 4 млрд т. Основная их часть — низинный торф. Он тяжелый, сильно слеживается и требует постоянного рыхления. Поэтому такой вид составляет всего 10–15 % в общем объеме производимых грунтов. К сожалению, в республике его брикеты продолжают сжигать как топливо. А ведь низинный торф по содержанию ценных компонентов значительно богаче верхового и переходного.
— Торф на 98 % представляет собой органику, — заметил заведующий лабораторией. — Со временем она разлагается на минеральные компоненты. И если мы добавляем в почвосмеси только минеральные удобрения, то сильно активизируем процесс минерализации торфа, приводящий к необходимости постоянного пополнения им посадочных мест растений. Снижения темпов разложения торфа можно достичь при использовании биокомпонентов.
По словам А. Яковлева, эту задачу ученые ботанического сада решают в сотрудничестве с коллегами из Института микробиологии НАН. Те предлагают комплексы микроорганизмов. С одной стороны, они освобождают содержащиеся в торфе элементы питания для растений. С другой — тормозят процессы разрушения.

В последние годы отечественные производители в качестве компонента питательных грунтов начали использовать резной торф с верховых месторождений. Его заготавливают с помощью специальных ножей, позволяющих получать прямоугольные «кирпичики». Этот вид торфа отлично удерживает влагу и воздух, что создает оптимальные условия для развития корневых систем растений.
Сейчас в ЦБС реализуют проект по выращиванию рассады цветочных и овощных культур на торфяных грунтах, обогащенных штаммами агрономически ценных микроорганизмов. Они отвечают биологическим потребностям растений и тормозят процессы минерализации.
— Торф как полезное ископаемое — национальное богатство Беларуси, — заключил ученый. — Нам нужно беречь его и рачительно использовать, чтобы он сохранял свои свойства и мог применяться многократно. Поэтому его нельзя продавать как природное сырье. Из него надо готовить грунты и создавать полезные препараты разного назначения.
Справочно
Торф как удобрение в 1–1,5 раза сокращает содержание нитратов в урожаях, снижает количество вредных веществ. При попадании в почву ядохимикатов он нейтрализует их действие.
Фото Алексея Столярова






























