Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 9 декабря в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1814 год. Умирает английский изобретатель, один из основателей гидротехники Джозеф Брама
Именно Джозефу Брама принадлежит честь изобретения чугунного унитаза с откидной крышкой и хитроумного клапана, перекрывающего доступ воды в бачок, когда в нем на определенную высоту всплывает резиновая груша. В 1778 г. Брама запатентовал модель туалета, оснащенную медным пневмоцилиндром, обеспечивавшим 15-секундный смыв.
Также широкую известность получил его устойчивый к взлому замок, сконструированный в 1784 г. Брама, работавший тогда столяром-краснодеревщиком, выставил замок в витрине своего магазина с обещанием выплатить награду в 200 гиней тому, кто сумеет его открыть. В течение 67 лет никому не удавалось этого сделать. И только в 1851 г. на Всемирной выставке американский слесарь Альфред Чарльз Хоббс смог открыть замок Брамы, затратив на это в общей сложности 51 час, и получить обещанное вознаграждение.
Однако самым важным изобретением Брамы считается гидравлический пресс, запатентованный им в 1795 г. Это изобретение стало важным этапом в развитии промышленности и широко используется в производстве до сих пор.
Помимо прочего, Брама изобрел пивной гидравлический насос (1797), строгальный станок (1802), бумагоделательную машину (1805), машину для автоматической печати банкнот с последовательными регистрационными номерами (1806), перьевую ручку собственной конструкции (1809). Он также изобрел сейф (все современные модели — лишь модифицированные версии изделия, запатентованного Брамой в 1784 г) и первым же наладил их конвейерную сборку.
Одним из последних изобретений Брамы был гидростатический пресс, способный выкорчевывать деревья. Наверняка он придумал бы еще немало полезных вещей, если бы, наблюдая за внедрением в производство своего последнего изобретения, не простудился. Он умер от пневмонии в возрасте 66 лет.
1824 год. Битва при Аякучо в Перу — решающее сражение в войне за независимость испанских колоний в Америке
В конце 1824 г. роялисты все еще контролировали значительную часть юга Перу и крепость короля Филиппа в порту Кальяо. Со стороны борцов за независимость участвовали аргентинские, колумбийские, венесуэльские, чилийские и перуанские повстанцы под командованием Симона Боливара и Антонио Сукре, роялистами командовал вице-король Хосе де ла Серна. Несмотря на численное превосходство (более 9 тыс. человек против 5,7 тыс. у повстанцев), роялисты потерпели поражение, потеряв 1,8 тыс. человек убитыми и 700 ранеными.
Испания лишилась огромных владений в Америке, включая территорию Верхнего Перу. В августе 1825 г. верховная власть Верхнего Перу была передана Боливару, в честь которого новая республика получила название Боливия.
В январе 1826 г. последние испанские войска покинули континент.
1884 год. Житель Чикаго Левант Ричардсон получает патент на наиболее близкую к современным модель роликовых коньков
Идея приделать колеса к обычной обуви ранее приходила в голову многим людям. Первые ролики (башмаки с прикрепленными к ним деревянными катушками) появились в XVIII веке. Конструкция была столь неудобна и несовершенна, что о ней забыли на долгие годы.
В 1760 г. бельгийский изобретатель Джозеф Мерлин отправился на маскарад в Лондоне в ботинках с металлическими колесами. Он катался по бальному залу и играл на скрипке, однако, разогнавшись, не сумел затормозить и разбил огромное зеркало.
В 1863 г. американец Джеймс Плаймптон изобрел четырехколесные коньки с расположенными рядом двумя парами колес и резиновым тормозом.
Популярность ролики приобрели в 1884 г. после изобретения Левантом Ричардсоном коньков с шарикоподшипниками в колесах. США и Европу накрыл «роликовый бум». Открылись сотни катков. Появились первые ассоциации роллеров. Новый вид спорта приобрел большую популярность.
Разумеется, с течением времени конструкция коньков менялась и совершенствовалась, становились более разнообразными соревнования — фигурное катание на роликах, хоккей на роликах и так далее. Кроме того, многие представители зимних видов спорта стали использовать роликовые коньки и лыжероллеры при подготовке к сезону.
1919 год. Седьмой Всероссийский съезд Советов обращается к крестьянам с призывом поделиться плодами своего труда с новой властью
«Великая крестьянская революция свергла иго помещиков, капиталистов и других дармоедов в России… Никто не теснит теперь крестьянина в его жизни, — говорилось в обращении съезда к трудящемуся крестьянству. — Все тяготы гражданской войны — слишком малая плата за великие завоевания революции… Братья-крестьяне, везите излишки на советские пункты республики… Да погибнет навсегда власть капиталистов и помещиков! Да здравствует Советская власть во всем мире!»
Однако очень скоро выяснилось, что у представителей новой власти и трудового крестьянина зачастую разные критерии в оценке того, что можно считать излишками.
1959 год. Юрий Гагарин пишет рапорт с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты
В Военно-воздушных силах СССР планировали отобрать 20 кандидатов для подготовки будущих космонавтов. Критерии были строжайшими — в космос должен был отправиться человек с идеальным здоровьем как физическим, так и психическим. Отбирали кандидатов до 30 лет, рост — не более 170 см. Вес — не более 70 кг.
9 декабря 1959 г. Гагарин написал рапорт с просьбой зачислить его в группу кандидатов, а уже через неделю его вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В начале следующего года последовала еще одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полетов.
3 марта 1960 г. приказом Главнокомандующего ВВС Константина Вершинина Гагарин был зачислен в группу кандидатов в космонавты, а 11 марта Юрий Алексеевич вместе с семьей выехал к новому месту работы.
1969 год. Уходит из жизни советский артист театра и кино Сергей Столяров, воплотивший на экране образ русского былинного героя
Долгое время Столярова считали эталоном мужской красоты. За рубежом его признали одним из лучших актеров современности, а на родине несколько лет не давали сниматься на «Мосфильме».
Он был артистом Московского художественного театра и Театра им. Моссовета. А в кино популярность ему принесла роль Ивана Мартынова в фильме «Цирк». После выхода этой картины Столяров стал не просто знаменитым, а идеалом советского молодого человека. Его образ был взят за основу при создании скульптуры рабочего в знаменитой композиции Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», получившей Гран-при на Парижской всемирной выставке в 1937 г.
Независимый принципиальный характер Столярова, его участие в защите своих друзей и коллег, в том числе несправедливо обвиненных в репрессивные 1930-е, стоили ему многих наград и отчасти карьеры. Не имея доступа к «серьезному» кино, Столяров снимался в фильмах-сказках, воплотив на экране образ русского былинного героя: Руслана в «Руслане и Людмиле» (1938), младшего сына Ивана в «Василисе Прекрасной» (1939), Никиту Кожемяку в «Кощее Бессмертном» (1944), а также главного героя в киносказках «Садко» (1952) и «Илья Муромец» (1956). Большим успехом пользовался и фильм «Тайна двух океанов», где Столяров сыграл капитана подводной лодки.
Последней его работой в кино стало участие в фантастическом фильме «Туманность Андромеды» (1967) по одноименному роману Ивана Ефремова. Роль Дара Ветра завершила галерею героических образов, созданных артистом на экране.
«Отрицательные роли ему как-то не давались. Ему не за что было «зацепиться» внутри, чтобы быть убедительным в роли негодяя», — говорил сын Сергея, актер Кирилл Столяров.
Однажды в 1953 г. Сергея Дмитриевича на улице остановил незнакомый парень. Заявил, что очень хочет стать артистом, собирается поступать в театральный, просил его прослушать и тут же принялся декламировать басню Крылова. Столяров не отмахнулся, а пригласил его к себе в гости и дал несколько советов, как вести себя на экзаменах. Этот парень навсегда запомнил ту встречу и часто рассказывал о ней уже потом, спустя годы, когда стал знаменитым актером Валентином Гафтом.
Столяров ушел из жизни в возрасте 58 лет, так и не узнав о том, что спустя несколько дней ему было присвоено звание народного артиста.