Всегда активный, стремительный, полный идей Пётр Бровка любил повторять: «Не зря моя фамилия звучит в унисон с «уловкой», «рокировкой», «сноровкой». Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Подражал Маяковскому
Белорусский и советский писатель, поэт, переводчик Пётр Бровка (Пятрусь Броўка) не оставил после себя мемуаров и дневников, хотя многие просили его создать автобиографическую книгу. На это он лаконично и шутливо отвечал: «Всё знать вредно для здоровья». И это не мудрено, так как годы его взросления и становления как литератора пришлись на очень непростые времена для страны и писателей.
Родился Пётр Устинович 12 июня 1905-го в деревне Путилковичи (ныне Ушачский район Витебской области) в крестьянской семье, где было девять детей. Окончил три класса церковно-приходской школы в Лепеле. Казалось бы, лишь азы образования. Однако на фоне поголовной безграмотности на селе он, что называется, был нарасхват. Под диктовку писал письма на фронты Первой мировой отцам и братьям соседей, затем читал полученные ответы. С 13 лет работал переписчиком, делопроизводителем, счетоводом, а в неполные 19 лет возглавил сельсовет! Эпоха не оставляла времени на раздумья и раскачку. В 1925-м Пётр уже руководил отделом в полоцком райкоме комсомола. А через два года стал ответственным секретарем редакции газеты «Чырвоная Полаччына». Начал публиковать свои лирические стихи. Вступил в литературно-художественное объединение «Маладняк». Ребят сплотила не только литература, но и дружба, возраст.
В 1928-м Пётр поступил в БГУ на литературно-лингвистический факультет. Там всерьез увлекся творчеством Маяковского, даже подражал ему внешне: стригся наголо, носил шляпы с полями. Отразилось это и на литературной стилистике Бровки: отодвинул лирику в сторону, взялся за провокационные стихи-лозунги. После гибели поэта в 1930 году отправился в Москву проститься с кумиром, едва не погиб в давке на его похоронах.
Будучи студентом, Пётр познакомился с Еленой Михайловной Ридевской. У пары родился сын Юрий. Супруга всю жизнь оставалась музой литератора.
Публично каялся
Еще одним эталоном для Бровки современники считали Янку Купалу. По некоторым воспоминаниям на рубеже 1920–1930-х Пётр работал литературным секретарем народного поэта. Их часто видели вместе. Вскоре под волну раскулачивания попали мать и сестра классика. Он приложил огромные усилия, чтобы родные избежали тюрьмы. Но это было еще не все. Купалой заинтересовались компетентные органы, обвиняя в поддержке мифической антисоветской организации «Саюз вызвалення Беларусi». Тот понимал, что Бровка в опасности, и попросил на какое-то время забыть его адрес и сжечь экземпляр его запрещенной трагикомедии «Тутэйшыя», который хранился в доме молодого литератора. На прощание мастер посоветовал коллеге написать что-то созвучное эпохе, чтобы выжить. Вскоре появилась поэма Петра «Сквозь горы и степи» (1932), посвященная Гражданской войне. Купала же пережил множественные допросы. В тот период для известных людей существовал необычный способ самозащиты — покаянное письмо в центральной прессе.
Пётр Бровка (справа) с женой и сыном (1955 г.)
Этим пользовались многие, когда жизнь висела на волоске, например Корней Чуковский, Юрий Олеша. Вот и белорусский классик письменно публично повинился, сочинил несколько стихотворений в честь Сталина, и от него отстали.
Несмотря на старания соответствовать времени, Бровка тоже едва не угодил под каток репрессий. В 1937 году арестовали шестерых его друзей по давно расформированному литобъединению «Маладняк». И 25 марта собрание Союза писателей БССР выслушало его публичное раскаяние.
Взял на себя труд
В 1930-е вышли восемь сборников стихов Бровки. В 1934 году по его сценарию на студии «Белгоскино» сняли картину «Кто твой друг» о разоблачении расхитителей социалистической собственности. Примечательно, что роли в ней исполнили звезды первой величины тех лет: Николай Черкасов, Клавдия Шульженко.
В 1940-м литератора назначили редактором в журнале «Полымя», который возглавлял Михаил Лыньков. У печатного органа Союза писателей БССР в то время был не слишком большой тираж — всего 2 тысячи экземпляров. Выходило издание один раз в месяц.
В июне 1941 года Пётр с семьей сумел уехать из пылающего Минска. Добравшись до Москвы, отправился в военкомат записываться в добровольцы. Но поскольку у Бровки было плохое зрение, вместо винтовки ему выдали белый билет неподлежащего мобилизации. Однако отсиживаться в тылу он не собирался. Смог добиться разрешения отправиться на фронт в качестве военного корреспондента. Работал во фронтовой газете «За Савецкую Беларусь» вместе с Максимом Танком, Кондратом Крапивой и другими коллегами, сотрудничал с партизанскими печатными изданиями. В период войны вышли два его поэтических сборника, посвященных борьбе советского народа с немецко-фашистскими захватчиками.
Будучи на фронте, Бровка ничего не знал о судьбе своей матери, которая осталась на оккупированной территории. Только после Победы выяснил, что она оказывала помощь партизанам. Об этом стало известно гитлеровцам от доносчика. Ее схватили и отправили в лагерь смерти Освенцим. Периодически там устраивали выборочные расстрелы. Ставили всех шеренгами, выводили каждого десятого и убивали. Как-то раз она оказалась девятой, а десятой была девушка из ее села. Решив, что свое пожила, мать поэта вызвалась встать под пулю вместо нее.
В 1945-м журнал «Полымя» возобновил деятельность. Издание возглавил Пётр Устинович. А спустя три года он стал председателем правления Союза писателей БССР, где проработал 20 лет. Охотно принимал в творческий союз выживших в лагерях реабилитированных товарищей. Во время хрущевской оттепели напоминал о бдительности и самоцензуре, повторяя фразу одного из молодых коллег «Учтите, вывески меняются легко, а жизнь и люди меняются гораздо дольше и сложнее».
Кабинетная работа не отлучила от творчества. Он продолжал сочинять стихи, переводил на белорусский язык произведения Владимира Маяковского, Александра Твардовского, Джорджа Байрона и многих других. Писал и прозу. Его роман «Когда сливаются реки» о строительстве ГЭС экранизировала Литовская киностудия.
С января 1967 года Пётр Устинович — главный редактор и фактический создатель Белорусской советской энциклопедии. Сумел сделать так, чтобы в нее вошли темы, которые считались исторически неоднозначными. Устроил все так, чтобы идеологи визировали макеты страниц. Ведь знал: мало кто из них читает книги вдумчиво — подмахнут не глядя. Так и вышло. С большим коллективом авторов работал над энциклопедией до самой кончины в 1980-м. Тогда же ему присвоили звание «Почетный гражданин города Минска». В 1982-м именем литератора назвали улицу в белорусской столице.
Еще материалы рубрики:
ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ МИНСКА. Как Екатерина Карстен стала императрицей академической гребли
ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ МИНСКА. Анатолий Ярмоленко: нужно быть честным и в любви, и на сцене, и в жизни
ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ МИНСКА. Композитор Оловников сочинил десятки песен о героях Великой Отечественной
ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ МИНСКА. Восхищался жизнью, несмотря на трудности. Каким был поэт Максим Танк
ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ МИНСКА. Почти 40 лет отдал масштабному строительству в столице. Рассказываем о Викторе Мицкевиче