Художественный руководитель Камерного драматического театра, декан театрального факультета Белорусской государственной академии искусств Наталия Башева поделилась с корреспондентом агентства «Минск-Новости» секретами построения миров на сцене и рассказала, каких выпускников готова взять на работу.
«На меня свалился небоскреб»
— Наталия Олеговна, в начале сентября вы стали деканом театрального факультета БГАИ, где до этого времени преподавали. Насколько изменилась ваша жизнь?
— Согласилась не сразу, долго думала. А когда вступила в должность, вспомнила слова народного артиста Беларуси Николая Кириченко. Он, став директором Купаловского театра, сказал: «На меня свалился небоскреб». Я ощущаю то же самое. Понимаю, насколько высока теперь степень ответственности как декана театрального факультета и ощущаю драйв от желания быть полезной.
Время диктует свои правила. В отличие от моей студенческой юности сегодня благодаря интернету все развивается молниеносно. Нам многое дается просто, легко и, увы, поверхностно. Техника подменяет наши внутренние, глубинные душевные переживания. Поэтому студентов приходится останавливать, чтобы они огляделись и поняли: ничего не происходит просто так. У каждого следствия есть причины — это цепочка взаимодействия, как у Константина Станиславского. Замедляясь и размышляя, молодые люди открывают для себя вещи, которые для старшего поколения кажутся сами по себе разумеющимися.
— Каких студентов вам бы хотелось видеть в труппе своего театра?
— Конечно, талантливых и одаренных, но прежде всего трудолюбивых. А еще восхищенных тем, что они могут делать, понимающих, для чего это нужно. Ведь радость актерской и режиссерской профессии не в славе, а в радости смыслов и их исполнении. На сцене мы творим миры, поэтому здесь должны работать те, кто не может жить без театра и творчества. Только тогда будешь получать удовольствие, сможешь радовать других и приносить пользу.
Наша жизнь — память
— В 2025 году ожидается знаменательное событие в БГАИ. Как готовитесь к нему?
— Мы отметим 80-летие открытия театрального института. Представьте: после окончания Великой Отечественной войны вся Беларусь еще лежит в руинах, а уже через два с половиной месяца после победы правительство принимает постановление о создании учреждения образования. То есть было понимание, что искусство и культура нужны людям так же, как кров и хлеб. Поступали юноши и девушки, только-только вернувшиеся с войны, в гимнастерках и сапогах. А какие здесь возникали любовные истории! Любовь в стенах нашего вуза живет до сих пор.
К юбилею подготовим цикл концертов, мастер-классов, диалоговых площадок, приедут зарубежные гости. Начнем празднование уже в феврале 2025-го.
— Спектакли Камерного драматического театра отличаются глубоким философским смыслом, заставляют зрителя задуматься и поразмышлять. Так и планировалось?
— Да, ведь изначально наш театр был Камерным духовным, сформированным при издательстве Белорусского Экзархата, и занимался духовно-просветительскими проектами. У нас и сегодня есть молодежный театральный форум «Сила жизни». Ставим короткие спектакли на острые темы, а после показа обсуждаем, ищем решения поднятых в постановке вопросов.
— В Камерном драматическом начат новый проект «Театральные среды в Доме Москвы». Насколько для вас комфортен такой формат сотрудничества?
— В Доме Москвы всегда теплая и дружеская атмосфера. Там прекрасное творческое руководство, которое так же, как и мы, любит делать что-то новое, удивлять, воодушевлять. Например, на наши «среды» приезжали российские драматурги Юрий Суходольский и Алексей Щеглов. После просмотра спектаклей «Авантюристки» и «Корпоратив» зрители могли задать им вопросы. Такое живое общение всегда очень интересно и востребовано.
Театр без границ
— Что представляет собой формат иммерсивного театра, который вы первыми в Минске испробовали на своей площадке?
— Сейчас в нашем репертуаре несколько таких постановок. Самая популярная — «Дьявол и сеньорита Прим» по роману Пауло Коэльо — идет уже шестой год.
Долго изучала этот жанр, пишу диссертацию на тему построения смысловой реальности. По первому высшему образованию я архитектор, по второму — режиссер, поэтому понимаю, как выстраивать иммерсивный, создающий эффект погружения мир.
Такой театр не просто убирает стены между сценой и залом, а вовлекает актеров и зрителей в происходящее настолько, что они забывают о времени и чувствуют себя другими людьми. В конце спектакля «Дьявол и сеньорита Прим» мы подсчитываем голоса, отданные за добро или зло, и в соответствии с результатами разыгрываем разные финалы. Плохой финал нам еще никогда не приходилось играть.
К слову, не все артисты могут выступать в иммерсивном театре, потому что актер тоже должен всецело поверить в происходящее и полностью перевоплотиться.
Все спектакли Камерного драматического — о душе, вере, радости жизни, принятии и прощении друг друга. Театр должен воодушевлять, волновать и удивлять, а еще — поднимать актуальные проблемы и помогать их решать. Театр должен быть нескучным. Если же все просто и понятно — опускайте занавес.
Фото из архива Наталии Башевой