izobrazhenie viber 2024 12 02 13 49 07 533

В Минске наградили участников конкурса «Соблюдаем законы дорог!»

Торжественная церемония награждения победителей и призеров Республиканского творческого конкурса для детей и подростков «Соблюдаем законы дорог!» состоялась 3 июня в Национальном центре художественного творчества детей и молодежи, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

img 20240603 111311 1

Чествование приурочено к Международному дню защиты детей. Поздравил юных участников и вручил призы заместитель начальника главного управления ГАИ МВД Виктор Ротченков.

По итогам региональных туров в финал были допущены 258 конкурсных работ на тему безопасности дорожного движения. Авторами выступили школьники из всех регионов страны. По итогам жюри определило для награждения 9 победителей и 18 призеров в номинациях «Рисунок», «Поделка» и «Сочинение». Пять участников отмечены призами зрительских симпатий.

Лучшие творения можно было увидеть там же на выставке. Свои работы в числе других представили и столичные школьники. Так, 12-летний Иван Гореликов из средней школы № 72 обозначил в рисунке тему безопасного катания со снежной горки. «Внимание — зебра» — так назвала свой рисунок 7-летняя Варвара Нестеренко из минской гимназии № 16. А вот 10-летняя Мария Минько, представляющая столичный Центр дополнительного образования детей и молодежи «АРТ», обозначила в своей работе тему помощи пожилым людям на дороге юными инспекторами движения. Поистине уникальным творением можно назвать «Волшебную книгу безопасности», которую смастерила 11-летняя Дарья Борисова из средней школы № 200 г. Минска.

Справочно

Республиканский творческий конкурс для детей и подростков «Соблюдаем законы дорог!» проводится с 2005 г. ежегодно Министерством образования и Министерством внутренних дел.

Фото автора

Читайте также:

Смотрите также:

Новые детские сады в Минске и возможности отдыха для школьниковНовые детские сады в Минске и возможности отдыха для школьников
Вечерний Минск: дорогие выпускные и секреты экскурсоводов. Актуальные темы с 27 мая по 2 июняВечерний Минск: дорогие выпускные и секреты экскурсоводов. Актуальные темы с 27 мая по 2 июня
telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Будущее создается сегодня: на МЗОР протестируют уникальный металлорежущий станок

На МЗОР готовятся к тестовым испытаниям металлорежущего станка, аналогов которому мировая индустрия еще не знала. Корреспондент агентства «Минск-Новости» стал первым журналистом, которому разрешили увидеть образец.

foto zavoda 1

«Гигант» — имя громкое

МЗОР входит в тройку старейших действующих предприятий столицы. Завод основан в 1908 году.

Когда в конце 1990-х начались разговоры о выносе мощностей за черту города, инициаторы даже не задумывались, что предлагают лишить Минск части его истории, — рассказал главный инженер ОАО «МЗОР» Вадим Карбовец. — Интересно, что основатели предприятия — трое промышленников — изначально назвали его «Гигант». Для тех лет и условий уездного города это было, конечно, очень громко, ведь речь шла о строительстве всего лишь небольшой мастерской. Но пройдет каких-то 15–20 лет, и завод, переименованный уже в «Энергию», станет градообразующим предприятием. В разрушенных белополяками, а затем восстановленных цехах работали специалисты со всей столицы. Скажу больше: отдельные производства со временем переросли в самостоятельные предприятия. Например, на базе чугунолитейного производства возле железнодорожного вокзала возник Минский вагоноремонтный завод.

karbovecz

Вместе с Вадимом Викторовичем идем по цехам. Способность предвидения отцов — основателей завода не подвела. Габариты оборудования, высота помещений, их масштабы действительно впечатляют.

Завод выпускает станки и обрабатывающие центры, длина рабочей поверхности которых достигает 16 м, а вес всей конструкции — до 200 т.

Чтобы вывезти такой гигантский станок из цеха предприятия, понадобится не один десяток машин.

Белорусская классика

— В мире такие производства, как наше, можно пересчитать на пальцах одной руки, — продолжил главный инженер. — Безусловно, когда-то завод развивался под задачи тяжелой промышленности всего Советского Союза. В начале 1990-х кооперационные цепочки одномоментно прервались, и в том, что мощности предприятия были сохранены, в первую очередь заслуга Президента. В последние годы в мире интерес к тяжелому станкостроению возрастает. Объясню почему. Мы работаем в том числе по индивидуальным заказам, принимая на ремонт детали и механизмы наших же станков, выпущенных в середине 1970-х, то есть еще до эпохи порошковой металлургии. Чугунная или стальная станина у станка — это классика. Ему 50 лет, а он исправен, хотя функционально, конечно, устарел. Станкостроение вообще очень консервативная сфера. На тульских оружейных заводах есть станки, которым более 100 лет. На них выпустили многие миллионы единиц изделий, но их не меняют, потому что заданная когда-то точность до сих пор обеспечивается. И производитель, задумывающийся о стабильном качестве своей продукции, начинает более придирчиво изучать рынок. Нужны ли ему китайские высокопроизводительные станки с такой же быстрой изнашиваемостью или же в основе ритмичного выпуска должна лежать надежность? В декабре 2022 года мы вошли в состав «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», выполняем заказы не только предприятий холдинга, но и практически всех крупных заводов нашей страны. Есть и портфель экспортных поставок в Россию. Что касается высокой производительности, то наше управление главного конструктора как раз и готовит к тестовым испытаниям станок-полуавтомат, аналогов которому в мировой практике нет.

foto zavoda 2

Станок нового поколения

Предмет нашего разговора (на фото) больше похож на верхнюю часть обсерватории в парке им. Горького. Во всяком случае, размерами не уступает. Высота примерно 4 м, диаметр нижней части вместе с помостами около 6 м. И все-таки это металлорежущий станок. А если быть совсем точным — вертикальный токарный шестишпиндельный полуавтомат с числовым программным управлением.

Началось с того, что к нам обратились технологи Минского тракторного завода, — подключился к разговору главный конструктор МЗОР Александр Федорец. — На предприятии есть необходимость в замене ряда морально устаревших и технически изношенных станков. В свое время их массово производил московский «Красный пролетарий». Завода уже нет, станки на многих производствах еще остались, но комплектующие на замену брать негде.

Признаться, тема была абсолютно не наша, ничего подобного в практике управления главного конструктора не имелось. Зато мы уловили перспективу — в таком оборудовании будут нуждаться многие.

Даже при беглом знакомстве с советским станком выяснилось, что задача будет одновременно архисложной и интересной. Москвичи в свое время применили сплошную кинематику. Одних шестерен в станке порядка двухсот. При всех достоинствах зубчатых передач нельзя не выделить их главные недостатки — повышенные требования к точности изготовления, шум на высоких оборотах, зазоры в зацеплении. Опять же существующий станок нуждался в длительной переналадке. Если предстояло поменять типоразмер выпускаемой детали, на подготовительные работы требовалось очень много времени.

foto stanka

Я несколько углублюсь в технические дебри. Например, обработка ведется по шести позициям, на каждой по три координаты, а управляет всем один-единственный нерегулируемый двигатель. Представляете эту задачу для рабочего у станка? Отрегулировать кулачки, упоры, сменные колеса и так далее. Сегодня таких специалистов из старой гвардии на заводах практически не осталось.

По сути, нам предстояло создать абсолютно новый станок без подсказок из мировой практики. Ее просто нет. Зато в нашем управлении главного конструктора работает немало молодых, по-хорошему амбициозных специалистов. Вместе с их зрелыми коллегами получается сплав опыта и дерзости. Конечно, спорили, горячились, обсуждали, отбраковывали какие-то идеи. В итоге пришло взвешенное решение сделать любую кинематику минимальной, без разветвленных цепей и зубчатых колес. Вместо 200 шестерен у нас только три. Каждой координатой управляет свой двигатель. Переналадка такого станка — вопрос нескольких часов, тогда как раньше на нее мог уйти не один день. В разы возрастает производительность. Деталь поступает на поворотный стол и последовательно перемещается в каждую из шести позиций, где идет ее обработка. На освободившуюся позицию поступает новая деталь. ЧПУ само обеспечивает согласованные движения всех элементов, мехатронные цифровые устройства запускают частотно-регулируемые двигатели и сервоприводы, а примененные нами беззазорные механизмы вращательного и поступательного движения обеспечивают высочайшую точность обработки.

Не без гордости скажу, что за станками такого типа определенно будущее. Пока мы изготовили полуавтомат, когда загрузку деталей на поворотный стол производит оператор. Но можно создать и полностью автоматическую конструкцию, поручив загрузку роботу. А также играть количеством позиций, применять различные инструментальные головки. Важен сам принцип перехода на станки нового поколения с минимальной кинематикой и числовым программным управлением.

***

Сегодня на МЗОР идут предварительные испытания отдельных узлов нового станка. В декабре здесь ждут технологов Минского тракторного с тестовой деталью.

Конечно, волнение присутствует, — отметил А. Федорец. — От того, какими будут выводы комиссии, насколько критичными окажутся замечания, зависит оценка труда всего коллектива управления главного конструктора. Но в таланте своих коллег я уверен, значит, у нас все получится!

Фото предоставлены ОАО «МЗОР»

Мокрый снег и туман ожидаются в Минске 9 декабря

Облачно и скользко будет в столице 9 декабря, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

погода осень туман

Временами возможны осадки в виде мокрого снега и дождя, сгустится слабый туман, на дорогах образуется гололедица. Ветер прогнозируется юго-восточный, 4–9 м/с.

Температура воздуха в городе и днем, и ночью составит от нуля до –2 °С.