Мрачная обложка всегда настораживает, а сомнительные слухи разлетаются моментально. Люди были уверены: эти картины провоцируют пожары, влияют на самочувствие и не только. О мистике в искусстве — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Сошли с картины прямо в комнату
Магические свойства этому произведению в свое время приписывали многие. Некоторые остаются непреклонными и сейчас: мол, настроения полотна заставляют все тело покрыться мурашками. Кто-то и вовсе при столкновении с работой заявляет, что вот-вот упадет в обморок, у других начинается истерика. Третьи, по слухам, сходят с ума. Так почему же «Руки противятся ему» авторства Билла Стоунхема называют «игрушкой дьявола»?
История создания произведения отсылает нас к творчеству супруги художника. Ее избранник не знал своих биологических родителей и некоторое время, до усыновления, рос в приюте. Проникнувшись этой главой жизни мужа, женщина написала по ее мотивам стихотворение, которое получило название «Руки противятся ему». Созданная позже одноименная картина также отразила переживания мальчика, оказавшегося в неизвестности.
Прототипом работы стал снимок, на котором запечатлены сам художник в возрасте пяти лет и соседская девчонка. Последняя на полотне превратилась в куклу с пустыми глазницами. А задний план оказался усыпан чужими ладонями, отображающими неясные перспективы и потерянность мальчика. И это имеет смысл, если обратиться к принципам хиромантии: на ладони человека написана его судьба. Фактически перед приемным ребенком открываются сотни вариантов дальнейшего развития событий, становления. А страшные образы, через которые аудитории передаются перспективы, подчеркивают тревогу ребенка.
Силуэт девочки-куклы с батарейкой в руках, в свою очередь, пахнет мирским. Он возвращает зрителя в реальность после столкновения с туманными очертаниями грядущего. Вполне возможно, этот образ символизирует «принцип автоматизма», характерный для рутинной, лишенной яркости жизни. В рабочей колее о возвышенных вещах задуматься некогда. Но батарейка находится у девочки в руках — так, она отстраняется от механического существования, чтобы обратить внимание на фантомные, пугающие, но при этом живые перспективы.
Отойдем от анализа и поговорим о мистике, которой окутана работа. Популярность нашла полотно после того, как оно было выставлено на продажу на eBay. Пользователей заинтриговало сообщение от продавца. В нем говорилось, что картина, вполне возможно, обладает таинственной силой и способна повлиять на жизнь покупателя.
Позже выяснилось, что избавиться от произведения искусства пыталась женатая пара. Супруги нашли картину в заброшенной пивоварне и принесли домой. Повесить решили в комнате дочери. Далее ребенка стали мучить кошмары, а позже девочка и вовсе сообщила, что ночью дети покидают пространство картины — выходят в комнату и начинают драться.
Родители отнеслись к этому заявлению скептически — в мистику не верили от слова совсем. Однако все же решили повесить в комнате снабженную датчиком движения камеру. Она уловила шорохи. А если верить другим источникам, то на ней и вовсе отобразилось, как девочка-кукла достает пистолет и направляет его в сторону мальчика. Правда, есть вероятность, что наблюдение объяснялось элементарной игрой света.
Дурная слава картины продолжала расти. Чуть позже в Сети появились результаты «расследования» отдельных пользователей. Люди утверждали: полотно забирает жизни. Так, первой «жертвой мистики» предположительно стал критик Генри Селдис. Он писал о произведениях Стоунхема, а в 1978 году совершил самоубийство. Только вряд ли из-за происков дьявола. Мужчина находился в тяжелой депрессии.
Спустя три года скончался коллекционер Чарльз Фейнгартен (один из владельцев «Руки противятся ему»). На тот момент картина уже не являлась его собственностью — она принадлежала американскому актеру Джону Марли. Впрочем, вскоре полотно перепродал и он. А после этого умер на операционном столе.
Сам создатель именитой картины ничего мистического в собственном творении не видит. Именно поэтому в свое время он отказался от создания копии полотна: в намерении не вносить вклад в «глобальный обман». Более того, творец написал еще три работы, продолжавшие «Руки противятся ему». Они уже не получили такой популярности, как первая картина из серии, но каждая из них заслуживает внимания.
Огонь и слезы. История сирот
Тревожные слухи преследовали и серию работ «Плачущие мальчики» авторства итальянского художника. Считается, что Джованни Браголин изображал на полотнах детей из приюта, сгоревшего во время Второй мировой войны. Художник считал, что именно малыши, пресыщенные тяготами разрухи и скитаний, смогут в должной мере передать те эмоции, которые он хотел вложить в полотна.
На самой известной картине из серии изображен рыжеволосый мальчик в коричневом одеянии. Согласно одной из существующих версий, он был приемным сыном художника. Причем за малышом негласно закрепился статус «ребенка дьявола». Говорили, все семьи, которые пытались его усыновить, погибали в пожарах. Вскоре художник и сам столкнулся с пламенем — оно вспыхнуло в мастерской внезапно, без видимых на то причин. Творец выжил, однако, побоявшись погибнуть от влияния якобы проклятого сына, выгнал его из дома.
Если обратиться к другой теории, мальчишка был родным ребенком художника. Малыш с детства отличался пугливостью, и отец решил использовать слабость чада, чтобы добиться от него нужных эмоций. Художник поджигал спички и подносил их к лицу отпрыска. Издевательства однажды настолько извели ребенка, что он бросил в сторону отца фразу: «Гори ты сам!». Согласно данной версии, буквально через две недели после этого мальчик умер от пневмонии. А сам творец погиб в пожаре. Однако исследователи теорию опровергают — достоверно известно, что мастер умер десятилетия спустя от рака пищевода.
А мистическая сила стала приписываться картинам после того, как квартиры в Северной Англии, которые украшала та или иная репродукция из серии, стали сгорать дотла. И только сами портреты мальчиков оставались нетронутыми — пламя «съедало» лишь края холстов и никогда не касалось лиц изображенных малышей.
Серия картин обрела сумасшедшую популярность во второй половине XX века, поэтому суммарно количество репродукций, находящихся в домах обитателей тех мест, превышало 50 тыс. В связи с этим людей охватила паника. Некоторые владельцы полотен после тревожных новостей в СМИ попытались сжечь холсты. После этого появился слух о том, что работы не горят. И если пожарные связывали это с плотностью бумаги, то местные жители — с мистикой.
Впрочем, полотна все-таки удалось уничтожить журналистам популярной в то время газеты. Они решили выгодно «сыграть» на громком инфоповоде и провести акцию по сожжению репродукций. Происходило это на пустыре за городом, и сначала картины действительно не поддавались разрушительности пламени. Чуть позже конец этой истории все же был положен.