Порядка 50 % выпускников Минского государственного колледжа технологии и дизайна легкой промышленности продолжают учебу в вузах. Какие специальности популярны у абитуриентов и где ребята проходят практику — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
История и современность
Постановление о возобновлении деятельности Витебского швейно-трикотажного техникума со швейным и обувным отделением и переименование его в Минский техникум легкой промышленности народного комиссариата высшего и среднего специального образования БССР было принято 10 мая 1945 года. Эта дата и считается днем рождения Минского государственного колледжа технологии и дизайна легкой промышленности.
Обувное отделение начало работать с первого года открытия, на нем обучали специалистов-обувщиков для обувных предприятий страны, а начиная с 50-х годов техникум стал готовить кадры для текстильной промышленности. В декабре 1963 года были введены в строй учебно-производственные мастерские на ул. В. Хоружей, где учащиеся не только овладевали навыками производственной работы, но и участвовали в выпуске продукции.
В настоящее время колледж ведет подготовку специалистов дневной формы обучения на уровнях среднего специального образования и профессионально-технического по 11 специальностям технического, экономического и художественного профилей. Поступать можно после 9-го класса, за исключением специальности «производство пряжи, нетканых материалов и тканых изделий», куда принимают после одиннадцатилетки. На некоторые специальности можно попасть лишь после творческого конкурса и сдачи рисунка, как, например, на «моделирование и конструирование обуви, кожгалантерейных изделий».
— Производственное обучение учащихся является составной частью образовательного процесса, организуется и проводится в тесном взаимодействии с организациями — заказчиками кадров, для которых ведется подготовка специалистов, — рассказывает директор Валерий Бохонко. — Технологическую и преддипломную практику ребята проходят на предприятиях легкой промышленности, престижных торговых объектах. Выпускники колледжа всех специальностей также имеют возможность продолжить обучение по сокращенной форме в лучших вузах страны. Порядка 50 % наших ребят продолжают учебу в высших учебных заведениях на заочной и дневной формах обучения.
Точный расчет
Директор отмечает, что проблем с конкурсом в колледже никогда не было. А после того как техникам-технологам, осваивавшим производство изделий из кожи, дали возможность дополнительно получать еще и квалификацию мастера производственного обучения, интерес к специальности вырос. По итогам вступительной кампании 2024 года самый высокий конкурс сформировался по специальностям «визуальный мерчандайзинг», «бухгалтерский учет, анализ и контроль», «планово-экономическая и аналитическая деятельность», «изготовление обуви и кожгалантерейных изделий. Торговое обслуживание», «химическая отделка и обработка текстильных материалов, кожи и меха».
— Наши специалисты сегодня весьма востребованы, — добавляет В. Бохонко. — Многие из них просто нарасхват. На распределение в комиссии присутствуют организации — заказчики кадров и, чтобы «перехватить» себе лучших специалистов, предлагают им неплохие бонусы в виде жилья, учебы за счет предприятия или дополнительных выплат.
К слову, для обучения будущих химиков-технологов используют новейшие технологические разработки, чтобы минимизировать деформацию, усадку и вытягивание полотна и изделий, сшитых из него. В учебном заведении восстановили забытую специальность и набирают отдельную группу для кожевенного производства. А пока ребята грызут гранит науки и проводят химические эксперименты. Например, в колледже во время опытов кто-то получал пену, а кто-то — «светофор», когда происходит самопроизвольное изменение окраски. Преподаватели говорят, что при желании у ребят есть широкий спектр использования своих знаний и навыков. И не только в легкой промышленности.
А будущие дизайнеры, как отметила преподаватель Алёна Аракчеева, «делали искусство». Перед учащимися — обыденные предметы, из которых они должны сделать объемный натюрморт.
— Ребята должны разобраться в рельефе, вначале изобразить предметы карандашом, а потом создать объем на плоскости, — добавляет преподаватель. — И чтобы получился тонкий рельеф, не было выполнено по-детски, когда выпячивается передний план. В этом и заключается искусство: уметь создать впечатление. Сейчас уже учащиеся проверяют ошибки. Следовало учитывать, что между предметами есть воздух и его тоже необходимо брать во внимание. Задача сложная, чисто математическая.
— А как же творчество? Художник — это математик?
— Безусловно, всегда. Не романтично совершенно, только точный расчет. Можно все это сделать творчески, но только когда есть богатый опыт. Сначала математика, потом творчество. Главное, в итоге добиться результата, а получится или нет, зависит от меры таланта.
Теория и практика
— Сколько сегодня обучается ребят в колледже?
— В сентябре наше учебное заведение встретило 903 учащихся. Стоит отметить, что мы постоянно изучаем рынок труда, актуальность различных профессий с учетом потребностей предприятий — заказчиков кадров в новых специалистах и ежегодно формируем контрольные цифры приема. Так, например, в прошлом году началась подготовка по новым для колледжа специальностям «производство изделий из кожи (педагогическая деятельность)» и «визуальный мерчандайзинг». Чтобы набрать абитуриентов летом, колледж работает круглый год. Много времени уделяется профориентации: посещаем школы не только столицы, но и других регионов страны, проводим дни открытых дверей, — ответил директор колледжа.
— Где ребята проходят практику и куда потом распределяются?
— Для начала отмечу: чтобы успешно развиваться в профессиональном плане и быть востребованным специалистом, учащийся колледжа должен иметь мотивацию и желание учиться, коммуницировать с одногруппниками и педагогами, в зависимости от выбранной специальности обладать способностью к конструированию, моделированию, изобретательству, — говорит В. Бохонко. — Что касается практики, ее учащиеся нашего колледжа проходят на различных предприятиях легкой промышленности — «Чевляр», «Отико», «Обувь — «Луч», «Галантэя», «Белвест», «Світанак», «Моготекс» и других. Если говорить о торгово-экономическом направлении, ребята проходят практику в организациях «ЦУМ Минск», «Кирмаш», «Либретик».
Выпускники нашего колледжа востребованы для дальнейшего трудоустройства на всех предприятиях обувного и кожгалантерейного направления, текстильно-кожевенных, а также торговых.
— Вероятно, практической части уделяется не последнее место?
— Безусловно. Подготовка специалистов проходит в соответствии с учебными планами специальностей, согласно которым практика составляет от 26 до 48 % от общего объема часов. А для этого мастерские и лаборатории учебного заведения обеспечены современной материально-технической базой. Для получения первых профессиональных навыков в колледже имеется различное оборудование для выполнения технологического процесса, а также ежегодно закупается новейшее оборудование с компьютерным управлением. Наши выпускники не идут в неизвестность, а в любом случае найдут свое место и будут востребованы в белорусской экономике, — подчеркнул директор колледжа.
Фото Ирины Малиновской