Жительница Минска без особых проблем обменяла сломавшийся телевизор, срок гарантии на который уже истек. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Смотрите в паспорт
Людям свойственно заблуждаться. Причина чаще всего в багаже ложных знаний. Вот указано на ценнике в магазине, что гарантия на телевизор один год, — и покупатель сразу смотрит на товар с подозрением. Что это у него за производитель такой, раз не может поручиться за сделанную вещь? Да у нас молоко в открытом пакете без проблем простоит в холодильнике полгода и не скиснет! На самом же деле ориентироваться следует не на гарантию, а на срок службы бытовой техники. У хорошего производителя он может составить 10 лет, а у совсем хорошего — даже 15. Все зависит от качества исходных компонентов и их сборки. На ценниках срок службы телевизора, как правило, не пишут, все-таки не эпитафия на памятнике, зато эта информация есть в техническом паспорте.
К слову, о гарантиях. Заявленный продавцом один год — это ни о чем, барьер для самых бесхребетных. Потому что отстаивать свои права, требовать бесплатного ремонта или замены телевизора вы можете в течение двух лет и никак не меньше. А сейчас читайте, как поступают умные люди.
Кто хозяин ситуации
— Действительно, история в чем-то поучительная, — рассказывает юрисконсульт Регионального общества защиты потребителей Мария Толстик. — Все исходные данные, описанные вами, совпадают. Жительница Минска приобрела телевизор, причем не самую дешевую модель — стоимостью 2 400 рублей. Гарантийный срок, заявленный продавцом, составлял ровно один год. И вот уже по окончании этого периода аппарат сломался. Наша горожанка была продвинутым покупателем, законодательство о защите прав потребителей знала, поэтому поначалу обратилась не в магазин, а в авторизированный сервисный центр.
— Мария Александровна, давайте просветим и непродвинутых покупателей. Почему на первом месте сервисный центр, а не магазин?
— Все просто. Да, существует такое понятие, как гарантийный срок. Само же слово «гарантия» в юридической практике отсутствует. Речь идет о конкретном промежутке времени, в течение которого потребитель выступает хозяином ситуации. Если в приобретенной им вещи что-то сломалось, он по своему усмотрению может требовать возврата денег, замены на аналогичную, бесплатного ремонта.
— То есть когда где-нибудь на рынке у продавца висит бумажка «гарантия три года», это все равно что написать «мамой клянусь»?
— Совершенно верно. Юридической силы такие заявления не имеют. Гарантийные сроки оговаривают в договоре купли-продажи. Если конкретно, то их вписывают в технический паспорт изделия, выдают отдельным талоном и так далее. Форма не важна, суть в том, что продавец обязуется обеспечивать все потребительские свойства товара в течение определенного промежутка времени.
— А если я как хозяин ситуации возьму и уроню телевизор?
— Здесь мы подходим к самому интересному. Если гарантийный срок не истек, вы просто ставите продавца в известность о поломке. Самому отвозить телевизор в магазин или сервисный центр не нужно. Вещь тяжелая, еще действительно уроните. Прямая обязанность продавца — разобраться в причинах происшедшего. Что ломается в телевизоре? Я не специалист, но, думаю, всякого рода электроника, матрицы, операционные системы и прочее. Если продавец не усмотрит, что вы копались в аппарате с отверткой и гладили на нем белье, то налицо производственный брак.
— Неужели продавец сам будет изучать электрические внутренности?
— Это его проблемы. Пусть везет в сервисный центр или отсылает на завод изготовителя. На все про все у него максимум 14 дней, а также обязанность выдать вам исправный телевизор на подмену.
— Завод, допустим, в Китае, а сервисный центр завален заказами.
— Ничего-ничего, поторопится. Иначе за каждый день просрочки будет набегать пеня в размере 1 % стоимости телевизора. В общем, ответ дадут и даже поинтересуются дальнейшими планами: намерены ли вы требовать ремонта, хотите взять деньгами, расторгнув договор купли-продажи, или согласитесь на новый телевизор? Но, повторюсь, мы говорим о случаях, когда не истек гарантийный срок. А вот если он закончился и со дня продажи не прошло еще двух лет, то это тоже интересно. Вы с продавцом меняетесь ролями. То есть сами будете доказывать, что брак произошел не по вашей вине.
— А как это?
— Точно так же, как поступила наша минчанка. Женщина обратилась в сервисный центр, заплатила за диагностику около 100 рублей. Специалисты вынесли заключение, что вышел из строя некий электронный модуль. Причина чисто техническая, сам телевизор эксплуатировался без нарушений. Ремонт и замена модуля будут стоить свыше 1 000 рублей. И вот только имея на руках документ, минчанка с письменной претензией обратилась к продавцу.
Разойдемся миром
— Чего хотела и как отреагировал магазин?
— Наша героиня запросила такую же модель, но исправную. Магазин сказал «нет». В смысле, у него нет ни аналогичной модели, ни желания удовлетворить требования потребителя. Минчанка обратилась уже к нам, и на адрес магазина ушла новая претензия, от имени общества.
— Что же вы такого написали?
— Изложили ситуацию, в частности привели выдержки из статьи 21 Закона «О защите прав потребителей» в части сроков предъявления требований в отношении недостатков товара. Цитировать положения закона не буду, отмечу лишь, что в нем говорится и про два года, и про обязательность удовлетворения претензий нашей подзащитной. В интересах минчанки также заявили о выплате ей неустойки и компенсации понесенного морального вреда. В противном случае мы оставляли за собой право обратиться в суд.
— Это серьезно. Для ответчика проигрыш дела в суде — это еще и штраф, репутационные потери.
— В магазине, видимо, посчитали так же. Аналогичной модели телевизора у них действительно не оказалось, наша подзащитная подобрала похожую, правда, на 200 рублей дороже. В обычном случае она должна была бы произвести доплату, но стороны пошли на мировую: минчанка не стала настаивать на компенсации морального вреда и выплате неустойки, а продавец согласился с недополучением 200 рублей.