В Беларуси только началась календарная зима, однако некоторые автомобилисты уже успели отметить «день жестянщика». Как проверить готовность машины к холодному времени года, корреспондент агентства «Минск-Новости» узнала на одной из столичных СТО.
Фильтруем правильно
Залог продолжительной работы автомобиля — регулярное обслуживание. Особенно оно важно в осенне-зимний период: в условиях перепада температур, короткого светового дня, слякоти и гололеда даже мелкая неполадка или не замененные вовремя расходники могут стать причиной ДТП или поломки дорогостоящих деталей.
С расходников, которые нужно регулярно обновлять, и начнем. Примерно на 10 тыс. км пробега рассчитаны воздушный, салонный и масляный фильтры, а также моторное масло. Интервал для переустановки топливного фильтра — каждые 20–25 тыс. км пути. Конечно, это усредненные показатели, которые могут быть скорректированы в зависимости от конкретного автомобиля и условий его эксплуатации.
— Многие автолюбители, а порой и официальные сервисы или дилеры автомобильных брендов при техобслуживании автомобиля упускают из виду необходимость своевременной замены салонного и воздушного фильтров. А ведь это копеечные запчасти, которые непосредственно влияют на работу машины. Из-за забитого салонного фильтра сильнее запотевают стекла и увеличивается нагрузка на мотор печки, а отработавший свое воздушный фильтр негативно сказывается на работе двигателя, а также может стать причиной увеличенного расхода топлива, — рассказывает директор СТО Дмитрий.
В масло глядел?
Стандартные свечи зажигания специалист рекомендует менять каждые 30 тыс. км пробега. Не стоит забывать и о масле в трансмиссиях — в среднем через 40 тыс. км пути оно начинает густеть и приходит в негодность. Эта жидкость смазывает трущиеся детали не только в механических и автоматических коробках передач, но и в передних и задних редукторах, мостах автомобиля. Кроме того, трансмиссионное масло защищает детали от коррозии, ржавчины и перегруза, а при минусовых температурах — предотвращает застывание механизма.
— Также нужно помнить о состоянии антифриза и вовремя проверять его плотность. Если она маленькая, то жидкость может замерзнуть уже при –15 °С. В случае резко наступивших морозов это чревато срывом патрубков и резиновых трубок, трещинами в головке блока цилиндров и другими проблемами. И конечно, до наступления морозов следует заправить бачок стеклоомывателем — если в насосе замерзнет обычная вода, это может привести к его неисправности, — продолжает специалист.
Еще одна важная жидкость в любой машине — тормозная. Опытные водители меняют ее не реже, чем через 30 тыс. км пробега, ведь забывчивость в этом вопросе может привести сначала к коррозии тормозных суппортов, а затем к их дорогостоящему ремонту или замене.
А где тормоз?
Диагностика тормозной системы — один из важнейших пунктов подготовки транспорта к зиме. Чтобы быть полностью уверенным в четырехколесном друге, рекомендуется сделать так называемую профилактику: разобрать всю тормозную систему, почистить диски и колодки, понять, что ничего не клинит. Также важно убедиться в отсутствии ошибок при подключении компьютера и протестировать системы ABS, ESP, которые срабатывают при экстремальных торможениях.
— В ноябре и декабре к нам обращается много людей с жалобами на пропавшие тормоза, — делится тонкостями Дмитрий. — Но причина здесь может быть в человеческом факторе, а не в неисправности автомобиля. За ночь на тормозных дисках образуется наледь, и они не всегда успевают просохнуть до начала движения. Водители об этом забывают: выезжают со двора, разгоняются, а остановиться на первом же светофоре не могут — это частая причина мелких ДТП. Советую несколько раз нажимать на педаль в начале движения, через каждые пару метров, пока вы не почувствуете действительно эффективное торможение.
Фары вверх
В холодное время года вождение часто осложняется из-за осадков и короткого светового дня, поэтому с дворниками и стеклами нужно быть внимательнее.
— Как показывает практика, стеклоочистители не меняют вовремя около 80 % наших клиентов — а ведь в таком случае ничего не будет видно даже в небольшой дождь. Кроме того, во время мойки машины рекомендую протирать лобовое стекло не только снаружи, но и внутри: образовавшийся за лето налет сильно бликует в темноте, — отмечает собеседник.
В снег и слякоть страдают и фары — их пластик мутнеет из-за грязи, соли и реагентов на дорогах. В этом случае их советуют отполировать, покрыть специальным лаком или обклеить бронепленкой.
— Как специалист я много раз обращал внимание, что у машин на дорогах не отрегулированы фары. Тут есть такой нюанс — в некоторых моделях управление корректором фар расположено на уровне левого колена водителя. Когда выходишь из салона, можно задеть его ногой — и фары опускаются. Многие об этом даже не догадываются, поэтому и не видят ничего на дороге, — уточняет руководитель.
Берем на заметку
Напоследок директор СТО дал совет для всех автомобилистов, которые будут выезжать на дорогу в холодное время года:
— Мало кто догадается, что нужно сделать в первую очередь при подготовке машины к зиме. А ответ прост — положить в багажник теплые вещи на случай непредвиденной ситуации. Водители полагаются на обогрев салона и часто ездят налегке — в туфлях или кроссовках. Если авто заглохнет или сломается на трассе, то без теплых вещей можно серьезно замерзнуть.
Кроме теплой одежды, зимой в машине желательно иметь трос, скребок для льда, щетку для очистки от снега, небольшую лопату и перчатки.
Есть еще несколько зимних советов, которые помогут избежать возможных проблем при резком понижении температуры воздуха или ее перепадах выше и ниже нуля:
- Проверьте надежность крепления контактов на аккумуляторе, при необходимости очистите клеммы и обработайте специальной смазкой.
- Включите климат-систему на обогрев, посмотрите работу обдува в разных режимах и направлениях.
- Чтобы машина не теряла устойчивость на заснеженной дороге, продиагностируйте ходовую часть и замените стучащие детали подвески, отрегулируйте при необходимости развал-схождение.
- До наступления морозов смажьте все дверные уплотнители силиконом, обработайте средством WD-40 механизмы замков капота, багажника и водительской двери.
- Чтобы защитить кузов от ускоренной коррозии, подкрасьте сколы и царапины.
- Для сохранения салона от влаги используйте коврики с высокими бортами.