Графическую серию в холодном синем художница связала с темой одиночества. Как это состояние способно запускать творческий рост, почему все работы автор рисовала пальцем — читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
В столичной кофейне, расположенной на пр. Независимости, можно ознакомиться с графической серией работ минской художницы Надежды Хмыль. Проект посвящен одиночеству и сопряженным с ним темам: скуке, строению социума и не только. Произведения отражают совершенно разные состояния человека: от приятного уединения и даже самолюбования до мучительного столкновения с собственными страхами и переживаниями.
Лекарство от банальности
— В графической серии «Синее одиночество» я отчасти возвращаюсь к тому, чем занималась приблизительно десять лет назад, к изображению обнаженной натуры. Здесь это не смотрится как откровенное ню за счет отсутствия детализации. Тем не менее зритель понимает, что люди обнажены, соответственно, беззащитны, — рассказывает Н. Хмыль. — Какие-то фигуры более реалистичны, другие — размыты, и в них человек угадывается лишь символично. Первые, как мне кажется, передают черты собранности, а вторые в это время демонстрируют состояние, в котором человек себя буквально теряет.
По мнению художницы, телесность максимально приближает к естественности людей. А одиночество, в свою очередь, захватывает важную грань нашего естества. И первым вопросом, с которым сталкивается зритель, становится: «Могу ли я вынести это состояние?».
Некоторые люди из-за отсутствия внутренней наполненности стремятся избегать одиночества: занимают свободное время общением, обучением и т. д. Наедине с собой им неинтересно. Для современности эта проблематика чрезвычайно актуальна.
— Второй вопрос, который поднимает эта серия работ, касается того, с чем человек сталкивается в одиночестве. Ведь когда внешний шум утихает, в тебе начинают проявляться какие-то травмирующие вещи. На поверхность выходят страхи, боль — словом, то, от чего люди в повседневной жизни стремятся скрыться. Для того, чтобы не переживать негативный опыт, они, опять же, окунаются в бытовые дела, работают сверхурочно, постоянно встречаются с друзьями. А некоторые блокируют проявление травм зависимостями, — делится Н. Хмыль.
Художница подчеркивает: своя боль есть абсолютно в каждом человеке. Если ты какое-то время откладывал ее переживание, не давал себе пройти этап исцеления, то в одиночестве эти травмирующие чувства станут захлестывать.
— Проект также раскрывает тему одиночества как появления новых возможностей для творчества. Мы склонны демонизировать скуку — это яркий маркер современности. Хотя на самом деле она полезна. Это буквально лекарство от банальности. Ведь когда нам скучно, мозг входит в особый режим работы, благодаря чему людям могут приходить классные идеи, — отмечает Н. Хмыль.
В аннотации к выставке ключевые темы проекта были расписаны не столь подробно. По признанию собеседницы, это намеренный шаг. Ведь сама его направленность, как отмечает художница, несложная. Плюс ко всему, не хочется загонять аудиторию в рамки — допустимы множественные, разнообразные прочтения, ведь каждый зритель будет накладывать на увиденное свой опыт и внутреннее наполнение.
Рисовала исключительно пальцем
Все работы графической серии выполнены синей краской. Для художницы это состояние окрашено в холодный оттенок, мистический ультрамарин. Он символизирует космос, внутренний мир человека, глубину и является метафорой непознанности.
Не менее интересно, что все работы нарисованы пальцем. В этом подходе, по словам самой художницы, есть отголоски концептуальности. Во-первых, это отсылка к действиям, которые мы совершаем неосознанно: например, водим пальцем по песку, если сидим на берегу озера, или по столу, когда расположились на кухне. Во-вторых, использование пальца вместо кистей и других инструментов — символ абсолютной пустоты.
В качестве холста художница использовала кальку. Признается, что очень любит этот материал и уже пару раз применяла его в своих проектах. Он лучше скользит, чем бумага и привлекает своей полупрозрачностью — это свойство позволяет интересно экспонировать работы (есть возможность создания многослойности).
Когда художница создавала графическую серию, четкого плана касательно монтажа у нее не было. Наброски в первом зале она вешала по наитию. Кстати, в отличие от работ, представленных в соседнем помещении, они лишены рамок и представляют собой вереницу видов одиночества. А в незащищенности образов (люди не «законсервированы» под стеклом) собеседница видит эфемерность. В соседнем зале наброски, наоборот, обособлены, а само пространство, отведенное работам, исключает возможность внешнего вмешательства.
— В кофейне можно увидеть только удачные работы, суммарно у меня их получилось в два раза больше. А само желание здесь выставиться появилось после того, как о такой возможности мне рассказал знакомый художник. Некоторым творческим минчанам, кстати, приходилось ждать своей очереди по два года — тут каждая из экспозиций длится месяц. Но мне в этом плане повезло — один из художников отменил запись и появилось «окошко». Удалось представить свои работы зрителю уже через год, — рассказывает Н. Хмыль.
Собеседница благодарна тем, кто поддерживает белорусское искусство, тем более делает это безвозмездно. По ее словам, художники действительно нуждаются в выставочных площадках, поэтому кафе — это отличный вариант показать свои работы различной аудитории, в том числе и той, которая не посещает галереи.
Фото из архива художницы