Минтранс: Цель – не ужесточать требования, а создать равные условия для перевозчиков
В Беларуси за 2023 год автомобильным транспортом доставили почти 936 млн пассажиров. Об этом, а также об актуальных проблемах в сфере пассажирских перевозок, способах их решения говорили на республиканском совещании в Минтрансе 19 января, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».
Главной целью совещания стало продолжение диалога между контролирующими органами и перевозчиками: сотрудничество в одном направлении существенно повысит безопасность и улучшит качество поездок, что актуально для приоритетов 2024 года.
Люди ценят автомобильный транспорт за доступность и точность соблюдения расписания. И хотя комфорт и безопасность пассажиров всегда находятся в приоритете, необходимые условия для их создания соблюдаются не всегда. Поводом для обсуждения вопросов повышения качества поездок и их безопасности на уровне государственного совещания с участием всех сторон стала авария в Смолевичах. Она обнажила проблемы, которые необходимо урегулировать в том числе и через ужесточение требований к перевозчикам. Они прописаны в проекте Указа Президента Республики Беларусь «Об автомобильных перевозках пассажиров». На совещании детально обсудили отдельные моменты документа. Заместитель министра транспорта и коммуникаций Сергей Дубина подчеркнул: на данный момент созданы все условия для перевозок пассажиров, однако до сих пор не удается решить проблему безопасности, что объясняется халатным отношением к своим обязанностям как непосредственно перевозчиков, так и контролирующих органов, особенно в небольших населенных пунктах. Вместе с тем указ внесет определенные новшества в сферу пассажирских перевозок. А также позволит повысить ответственность перевозчиков по исполнению законодательства, создаст для субъектов на рынке перевозок равные условия хозяйствования, будет способствовать повышению безопасности пассажиров.
– Главная цель – не ужесточить требования, а создать равные условия конкуренции на рынке перевозок пассажиров, – уточнил заместитель министра транспорта и коммуникаций. – Фактически все требования по перевозкам, предъявляемые субъектам хозяйствования, уже существуют. Наша задача – обеспечить их соблюдение.
Заместитель министра по налогам и сборам Владимир Муквич рассказал об основных нарушениях. Прежде всего это сокрытие наличности, осуществление под видом регулярных подвозок нерегулярных, привлечение к предпринимательской деятельности без заключения трудовых договоров.
В дискуссии приняли участие не только руководители государственных ведомств, но и представители организаций, осуществляющих пассажирские перевозки, в том числе и частных.
В ходе обсуждения правил безопасности своим мнением о наболевшем поделился директор частного предприятия ГЛЦ Вадим Жилинский. В качестве примера он привел перекладывание вины за ДТП под Смолевичами и другие несчастные случаи исключительно на частных перевозчиков. Упомянул В. Жилинский и о возможности перевозки пассажиров стоя. Предприниматель также заметил: выполняя ответственную работу по перевозке пассажиров, обеспечению хорошего технического состояния транспорта, «частники» никогда не слышат в свой адрес благодарности или хотя бы добрых отзывов, зато регулярно сталкиваются с разного рода обвинениями.
На претензию директора частного предприятия ответила первый заместитель председателя Минского горисполкома Надежда Лазаревич, отметив, что в качестве поощрения в Минске регулярно проводится конкурс на лучшего перевозчика, а также предложила подключиться к этому и областных операторов.
Первый заместитель начальника транспортной инспекции «Минтранса» Юрий Костюк также ответил на первую часть вопроса В. Жилинского. Он подчеркнул, что перевозка пассажиров стоя, а также ненадлежащие крепления пассажирских сидений увеличивают шанс несчастных случаев.
О том, как обстоит ситуация в столице, рассказал директор государственного предприятия «Столичный транспорт и связь» Юрий Супранович.
– За прошлый год пассажирооборот автомобильных перевозок увеличился почти на 9 %. Вместе с тем и в Минске имеются определенные проблемы: регулярно мы видим провоз пассажиров сверх нормы. То есть пассажир, рискуя своим здоровьем ради того, чтобы приехать на 5 минут быстрее, сам идет на нарушение. Со своей стороны мы, операторы перевозок, стараемся максимально контролировать принятие перевозчиком соответствующих мер по обеспечению безопасности. Мотивируем их увеличивать количество подвижных единиц на маршруте для создания оптимальных условий для перевозок, чтобы избежать переполненности. Мы также взаимодействуем с ГАИ, Транспортной инспекцией для выявления этих фактов, чтобы узнать, на каком маршруте стоит увеличить количество машин. Конечно, вопрос экономического эффекта, ради которого водители готовы брать дополнительных пассажиров, важен для перевозчика, однако безопасность всегда должна стоять на первом месте.
Более того, анализ причин недавнего ДТП в районе Немиги также выявил ряд недостатков в обеспечении безопасности автомобильных перевозок пассажиров.
В целях повышения уровня безопасности при выполнении перевозок пассажиров на экспрессных маршрутах столицы планируется проведение дополнительного комплекса контрольно-профилактических мероприятий с участием представителей Транспортной инспекции, ГАИ и иных заинтересованных органов.
По итогам совещания в качестве основной проблемы выделили неравные условия ведения бизнеса в сфере пассажирских перевозок. Главной задачей на ближайший год определили совершенствование качества пассажирских перевозок за счет повышения прозрачности ведения коммерческой деятельности в этой сфере. Ведь основной момент, закрепленный в указе, — не столько находить нарушения, сколько создать условия для их исключения. Уделять внимание будут и цифровизации, которая поможет найти приемлемые условия для мониторинга работы предприятий инспекцией.
Фото автора
Смотрите также: