Олег Караваев вошел в четверку белорусских спортсменов, которые на ХVII Олимпийских играх в Риме в 1960 году впервые стали чемпионами в составе сборной команды СССР. О жизни и спортивных достижениях минчанина — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Улица Ивановская
Будущий чемпион родился в Минске в 1936 году в семье Николая и Флориды Караваевых. Мать была домохозяйкой, а отец — музыкантом: играл на валторне в оркестре Большого театра. Когда началась война, они успели эвакуироваться в Куйбышев. В конце 1945-го вернулись в белорусскую столицу. Сегодня остался только один человек, который знает о том периоде жизни О. Караваева, — Анатолий Асташевич. Они проживали в одной коммунальной квартире на четыре семьи на ул. Ивановской (сейчас — Станиславского). У Асташевичей было четверо детей, и Олег много времени проводил с соседями. Его даже в шутку называли их пятым ребенком.
«Если бы не…»
Классической борьбой (так тогда именовали греко-римскую борьбу) Караваев начал заниматься в 1952-м, а через год стал чемпионом СССР среди юношей. Он тренировался у известного специалиста Иосифа Оборского в старом здании Дома культуры тракторного завода на ул. Стахановской. Теперь там спортшкола (СДЮШОР) МТЗ.
По словам занимавшегося вместе с ним А. Асташевича, если бы Олег не стал борцом, то он мог бы быть отличным боксером. Караваев левша, а Алексей Засухин из «Динамо», чемпион СССР, звал его в бокс. У Олега получилось бы стать и центральным нападающим в футбольной команде. Если не футболистом, то отличным гимнастом: его отец, приучивший в детстве сына к спорту, заставлял делать на столе стойку на одной руке.
Караваев хорошо пел и любил музыку. Стандартный приз того периода для победителей соревнований — радиола «Минск Р-7». Для нее он закупал много пластинок. Любил запрещенных в то время Вадима Козина и Петра Лещенко.
Большой успех
Игры в Риме в 1960-м знаковые для белорусского спорта. О. Караваев стал первым в республике олимпийским чемпионом. А кроме него еще трое: каноисты Леонид Гейштор, Сергей Макаренко и фехтовальщица Татьяна Самусенко. Сборная БССР по классической борьбе в тот год победила на командном чемпионате Советского Союза, финал которого проходил на арене минского цирка. Из 11 борцов, одолевших в финале сборную Москвы, нет сведений только о Владимире Дроздове из Бобруйска, который уехал жить в США. Все остальные спортсмены ушли из жизни.
А. Асташевич до сих пор считает первым олимпийским чемпионом Караваева, так как он выступал в одиночном разряде. С точки зрения спортивной статистики это не совсем корректно: по дате победы каноисты Гейштор и Макаренко являются первыми белорусскими олимпийскими чемпионами.
Остался в памяти
Знавшие О. Караваева минчане, а им сегодня далеко за 70 лет, помнят его как неунывающего соседа: сначала по дому на ул. Долгобродской, а затем — на пр. Ленинском (сейчас Независимости) неподалеку от филармонии. У него была первая в Минске черная «Волга» 21-й модели. Все сотрудники столичной ГАИ знали, кто за рулем.
Вместе со старшим братом Игорем, ставшим первым из белорусских спортсменов чемпионом Союза по вольной борьбе в 1955-м, и товарищем по команде чемпионом СССР по классической борьбе Виталием Фефеловым они любили играть в футбол. Трое против всех собравшихся мальчишек во дворе своего дома. Те обожали кумиров и постоянно ждали их на улице.
Караваев умер в 42 года. Вокруг его смерти до сих пор много неясностей. А. Асташевич считает: причина столь раннего ухода — спорт. Олег Николаевич выступал в категории до 57 кг, а в обычной жизни весил 65. Перед каждыми соревнованиями ему приходилось сбрасывать почти 10 кг. Такой процесс плохо влиял на печень. Она в итоге отказала.
Сегодня у любителей борьбы осталась память об О. Караваеве как о человеке, который не только хотел быть первым, но и стал им.